Первый русский просветитель федор ртищев. Федор Ртищев — отец российской благотворительности Матвеев Федор Михайлович

Ртищев (Федор Михайлович, 1625 - 1673) - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII века. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным.


Ртищев (Федор Михайлович, 1625 - 1673) - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII века. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным. Молва об его благотворительности достигла царя Алексея Михайловича, который приблизил его к себе, возведя

в сан постельничего. Пользуясь покровительством царя и патриарха Иосифа, Р. на месте своего первоначального поселения построил Спасопреображенский монастырь (ныне упразднен), открыл училище, где и "обучали языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии" вызванные им киев

ские монахи. Это училище в 1685 году было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило зерном Славяно-греко-латинской академии. Учителей (в числе их были архим. Дионисий и Епифаний Славинецкий) Р. поощрял к переводам с греческого языка на славянский, а Епифания убедил составить славяно-гречес

кий словарь. Около 1650 года Р. основал за городом гостиницу для бедных; во время голода в Вологде, не имея денег, продал свои одежды и дорогие сосуды и на вырученные деньги помогал потерпевшим; жителям Арзамаса уступил бесплатно свои лесные дачи; участвуя в войне с поляками и литовцами, особенно за

ботился о раненых, как своих, так и иноземных. Завистников и врагов у Р. было немало; его обвиняли в "рушении" православной веры (Р. указывал на необходимость устранения многих вкравшихся неправильностей в церковной службе и уставе), но, благодаря заступничеству Морозова, царь не только не обратил

на это внимания, но даже сделал Р. заведующим соколиной охотой (есть известие, что Р. написал устав соколиной охоты). Во второй раз враги, называя его "злотворцем", хотели убить его, и он спасся только в покоях царя, который еще более приблизил его к себе, сделав его воспитателем своего сына Алексея

В числе недоброжелателей Р. был и патриарх Никон, которому он советовал не вмешиваться в мирские дела. Умирая, он завещал отпустить слуг его на волю и не притеснять крестьян. Письмо к нему от полоцкого игумена Иевлевича и его же поздравительная речь Р. напечатаны в "Древней Российской Вивлиофике"

Фёдор Михайлович Ртищев («Большой») (6 апреля 1626 - 21 июня 1673) - друг и фаворит царя Алексея Михайловича, окольничий, глава разных приказов, просветитель, меценат, основавший Андреевский монастырь, Ртищевскую школу, ряд больниц, школ и богаделен. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище «милостивого мужа».

Биография

Детские и юношеские годы

Фёдор Ртищев родился в апреле 1626 года в семье лихвинского городового дворянина Михаила Алексеевича Ртищева и его жены Иулиании (Ульяны) Фёдоровны (урождённой Потёмкиной). Детство Фёдора прошло попеременно то в Москве, то в вотчине отца - селе Покровском, находившемся приблизительно в 32 км (15 верстах) от Лихвина. С 1635 по 1636 год Ртищевы жили в городе Темникове, куда Михаил Алексеевич был назначен воеводой. Фёдор Ртищев рано лишился матери, подробности того, как он рос и воспитывался неизвестны.

По достижении 15-летнего возраста, Ф. Ртищев был вёрстан поместьем, то есть зачислен на военную службу с одновременным назначением земельного и денежного жалованья, и стал «новиком», а затем, так же как и его отец, лихвинским городовым дворянином. В 1645 году он в течение четырёх месяцев вместе с отцом (в то время уже московским дворянином) и братом находился в Туле, в полку князя Якова Куденетовича Черкасского, отправленного туда для защиты русской границы от набегов крымцев и ногайцев.

Придворная и государственная деятельность

В 1645 году, вскоре после кончины царя Михаила Фёдоровича, Ртищевы были вызваны из Тулы в Москву царём Алексеем Михайловичем. Фёдор Михайлович был пожаловал чином стряпчего в «комнате у крюка», то есть во внутренних комнатах при государе. Осенью 1646 года Ртищев занял должность стряпчего с ключом, то есть дворцового эконома. 11 (21) августа 1650 года Ф. М. Ртищев был возведён в сан постельничего, став одним из приближённых людей царя Алексея Михайловича.

В 1654-1655 годах Фёдор Ртищев сопровождал царя в походах против Речи Посполитой. В сентябре 1655 года он, в качестве доверенного лица, был направлен к польному гетману литовскому Винценту Гонсевскому с извещением о согласии на ведение мирных переговоров и статейным списком, в котором шла речь о земельных уступках, денежном вознаграждении со стороны Литвы и о выборе места съезда послов. Однако, переправившись через Неман, Ртищев вскоре был арестован литовским отрядом Юрия Хрептовича и препровождён в местечко Крынки близ Гродно, как подозрительная личность. Спасла Фёдора Михайловича царская грамота, бывшая при нём и доказывавшая, что он является посланником московского царя. Переговоры Ртищеву пришлось вести с Павлом Сапегой, находившимся в Бресте, так как В. Гонсевский к тому времени был взят под стражу за свою приверженность к Москве. Главной заслугой Ртищева на этих переговорах было удачное выполнение тайного наказа об увеличении титула московского царя. По настоянию Ф. М. Ртищева, П. Сапега в своих статейных списках написал титул Алексея Михайловича с прибавлением слов «и Малыя и Белыя России». В начале ноября 1655 года Ртищев прибыл в Смоленск, где в это время находился царь.

12 (22) января 1656 года Фёдор Ртищев был пожалован в окольничие. При этом похвалялась его посольская служба в Литве. Ртищеву был назначен оклад на 400 четвертей больше обычного оклада окольничих. Одновременно с пожалованием в окольничие царь указал Ртищеву «сидеть во дворце», то есть назначил дворецким, а эту должность занимали обыкновенно только бояре.

15 (25) мая 1656 года Алексей Михайлович выступил в поход против Швеции. Ртищев, поставленный перед этим во главе Литовского приказа, сопровождал царя. 7 (17) декабря он провёл переговоры с посланником Гонсевского Казимиром Журавским. По возвращении 14 (24) января 1657 года в Москву, Фёдор Ртищев был назначен главным судьёй Приказа лифляндских дел и вступил в переписку с Гонсевским по поводу беспорядков в недавно завоёванных местностях Литвы и о желательности избрания Алексея Михайловича на польско-литовский престол. В 1657-1664 годах Ртищев управлял также Дворцовым судным приказом, затем Приказом Большого Дворца и Приказом тайных дел.

РТИЩЕВ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ

Ртищев (Федор Михайлович, 1625 - 1673) - один из замечательных деятелей Московской Руси XVII века. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал жить отшельником и свое имущество раздавать бедным. Молва об его благотворительности достигла царя Алексея Михайловича, который приблизил его к себе, возведя в сан постельничего. Пользуясь покровительством царя и патриарха Иосифа, Р. на месте своего первоначального поселения построил Спасопреображенский монастырь (ныне упразднен), открыл училище, где и "обучали языкам славянскому и греческому, наукам словесным до риторики и философии" вызванные им киевские монахи. Это училище в 1685 году было переведено в Заиконоспасский монастырь и послужило зерном Славяно-греко-латинской академии. Учителей (в числе их были архим. Дионисий и Епифаний Славинецкий) Р. поощрял к переводам с греческого языка на славянский, а Епифания убедил составить славяно-греческий словарь. Около 1650 года Р. основал за городом гостиницу для бедных; во время голода в Вологде, не имея денег, продал свои одежды и дорогие сосуды и на вырученные деньги помогал потерпевшим; жителям Арзамаса уступил бесплатно свои лесные дачи; участвуя в войне с поляками и литовцами, особенно заботился о раненых, как своих, так и иноземных. Завистников и врагов у Р. было немало; его обвиняли в "рушении" православной веры (Р. указывал на необходимость устранения многих вкравшихся неправильностей в церковной службе и уставе), но, благодаря заступничеству Морозова, царь не только не обратил на это внимания, но даже сделал Р. заведующим соколиной охотой (есть известие, что Р. написал устав соколиной охоты). Во второй раз враги, называя его "злотворцем", хотели убить его, и он спасся только в покоях царя, который еще более приблизил его к себе, сделав его воспитателем своего сына Алексея. В числе недоброжелателей Р. был и патриарх Никон, которому он советовал не вмешиваться в мирские дела. Умирая, он завещал отпустить слуг его на волю и не притеснять крестьян. Письмо к нему от полоцкого игумена Иевлевича и его же поздравительная речь Р. напечатаны в "Древней Российской Вивлиофике" (ч. III). Ср. его "Житие" в "Древней Российской Вивлиофике" (т. XVIII) и ст. А. Терещенко в "Сыне Отечества", 1856, ¦ 33.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РТИЩЕВ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • РТИЩЕВ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ
    (1626-73) дворецкий, окольничий, глава ряда приказов, член "Кружка ревнителей благочестия". На свои средства открыл ряд больниц, богаделен, школу в Андреевском …
  • РТИЩЕВ ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ
    Фёдор Михайлович , русский государственный и культурный деятель. Сын окольничего. С 1645 занимал …
  • РТИЩЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • РТИЩЕВ в Словаре русских фамилий:
    Отчество от нецерковного имени отца — Ртище — “большеротый”, в Сл. Тупикова приведены: наместник в Радонеже (XIV в.) Терентий Ртище, …
  • РТИЩЕВ в Энциклопедии фамилий:
    Далекие предки Ртищевых были охочи до еды и прозвище получили Ртище именно за это. Впрочем, оно могло быть дано и …
  • РТИЩЕВ
    (Федор Михайлович, 1625—1673) — один из замечательных деятелей Московской Руси XVII в. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал …
  • ФЕДОР
    "ФЁДОР Л́ИТКЕ", линейный ледокол рос. арктич. флота. Построен в 1909, водоизмещ. 4850 т. В 1934 (капитан Н.М. Николаев, науч. руководитель …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР КРЕСТЬ́ЯНИН, см. Крестьянин …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР ИВ́АНОВИЧ (1557-98), рус. царь с 1584; последний царь из династии Рюриковичей. Сын царя Ивана IV Грозного. Правил номинально. С …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР БОР́ИСОВИЧ (1589-1605), рус. царь в апр.- мае 1605. Сын Бориса Годунова. При приближении к Москве Лжедмитрия I свергнут в …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР АЛЕКС́ЕЕВИЧ (1661-82), рус. царь с 1676. Сын царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской. Пр-во Ф.А. осуществило ряд реформ: введено …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР II, см. Теодрос II …
  • РТИЩЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РТ́ИЩЕВ Фёд. Мих. (1626-73), гос. деятель, окольничий (1656). Выполнял дипл. поручения во время войн с Речью Посполитой и Швецией (1654-56). …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХ́АЙЛОВИЧ Дража (1893-1946), серб. генерал (1942), в 1941-45 глава формирований четников. В 1942-45 воен. мин. югосл. эмигрантского пр-ва. Казнён по …
  • РТИЩЕВ
    (Федор Михайлович, 1625?1673) ? один из замечательных деятелей Московской Руси XVII в. Поселившись в 2 верстах от Москвы, он стал …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Евстафий) ? сербский писатель начала XIX в., автор романа "Цвет невинности, или Добривой и Александра" (Будин, 1827 г.) и книги …
  • ФЁДОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ФЕДОР в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ФЁДОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Фёдор, (Фёдорович, …
  • РТИЩЕВ
    Федор Михайлович (1626-73) , дворецкий, окольничий, глава ряда приказов, член «Кружка ревнителей благочестия». На свои средства открыл ряд больниц, богаделен, …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Драгослав (р. 1930), сербский писатель. В сборниках рассказов «Фред, спокойной ночи» (1967), «Ухвати падающую звезду» (1983), романах «Когда цвели тыквы» …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
    Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых. Родился 10 марта 1629 года, царствовал с 13 июля 1645 года по 29 …
  • ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-03 Time: 18:06:14 Навигация Тема = Фёдор Достоевский Викитека = Фёдор Михайлович Достоевский Викисклад = Фёдор Михайлович Достоевский Фёдор …
  • УШАКОВ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ушаков Федор Федорович (1745 - 1817), адмирал, святой праведный. Память 23 июля, …
  • СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сычев Николай Михайлович (1871 - после 1940), ктитор. В базе данных ПСТБИ значится …
  • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Василий Михайлович (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
  • ОРНАТСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Михайлович Орнатский (1811 - 1875), священник. Иван Михайлович Орнатский родился в 1811 году …
  • НЕДОСЕКИН ФЕДОР ГЕОРГИЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Федор Георгиевич Недосекин (1889 - 1942), священник, священномученик. Память 17 апреля. …
  • МАСЛЕННИКОВ ГАВРИИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Масленников Гавриил Михайлович (1871 - 1937), священник, священномученик. Память 5 ноября и …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881), великий русский писатель. Родился в Москве 30 октября …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его …
  • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Александр Михайлович, великий князь, генерал-адъютант, вице-адмирал, четвертый сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны, супруг великой княгини …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1629-76) русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право …
  • БРЕДИХИН ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Федор Александрович , русский астроном, академик Петербургской АН (1890; член-корреспондент 1877). В 1855 окончил Московский университет, …
  • ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    старший сын великого князя Михаила Александровича (1357-1425). По смерти отца († 1399) на долю И. Михайловича и его сыновей, Александра …
  • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ III в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    князь Кашинский (1370—1426), сын вел. кн. Тверского М. Александровича. По смерти отца (1399) В. М., совместно с племянником своим Иваном …
  • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1319—1368) — князь Кашинский и вел. кн. Тверской, младший из сыновей М. Ярославича, вел. кн. Тверского. Отправляясь в 1319 г. …
  • ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? старший сын великого князя Михаила Александровича (1357-1425). По смерти отца (+ 1399) на долю И. Михайловича и его сыновей, …
  • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ III в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? князь кашинский (1370?1426), сын вел. кн. тверского М. Александровича. По смерти отца (1399) В. М., совместно с племянником своим …
  • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ I в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1319?1368) ? князь кашинский и вел. кн. тверской, младший из сыновей М. Ярославича, вел. кн. тверского. Отправляясь в 1319 г. …
  • ФЕДОР ИВАНОВИЧ в Словаре Кольера:
    (1557-1598) (Федор I), русский царь (1584-1598), последний представитель династии Рюриковичей. Родился 31 мая 1557, второй сын царя Ивана IV Грозного …
  • ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ в Словаре Кольера:
    (1661-1682) (Федор III), русский царь, старший сын царя Алексея и его первой жены Марии Милославской. Родился 30 мая (9 июня) …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (1629-76) , русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное …
  • РТИЩЕВЫ в Татарских, тюркских, мусульманских фамилиях:
    От Льва, сына Ослана (Арслана), мурзы, вышедшего из Золотой Орды к Вел. кн. Дмитрию Ивановичу Донскому (ОГДР, V, с. 28); …
  • ГАНДЫБИН в Словаре русских фамилий:
    Отчество от прозвища Гандыба. Во многих диалектах гандобить — “копить, сберегать”, но и “делать медленно или плохо”; фамилия документирована 1897 …
  • 21 ИЮНЯ в Словаре Примет:
    Федор Летний, Федор Стратилат, Федор Колодезник. "На Федора Стратилата колодцы рой". "Стратилат грозами богат". Пора наступления летних гроз. "Федор Стратилат …

«Русь не без добрых людей!» Русских людей можно смело отнести к самым отзывчивым народам мира. И нам есть на кого равняться.

Окольничий Федор Ртищев

Еще при жизни близкий друг и советник царя Алексея Михайловича Федор Ртищев получил прозвище «милостивого мужа». Ключевский писал, что Ртищев исполнял только часть заповеди Христа – любил ближнего, но не самого себя. Он был из той редкой породы людей, которые ставили интересы других выше собственных «хочу». Именно по инициативе «светлого человека» появились первые приюты для нищих не только в Москве, но и за ее пределами. Для Ртищева было обычным делом подобрать на улице пьяного и отвести в организованный им же временный приют – аналог современного вытрезвителя. Сколькие были спасены от смерти и не замерзли на улице, стоит только догадываться.

В 1671 году Федор Михайлович направил в голодающую Вологду хлебные обозы, а затем и деньги, вырученные с продажи личного имущества. А когда узнал о нужде арзамасцев в дополнительных землях, просто подарил свои.

Во время русско-польской войны выносил с поля боя не только соотечественников, но и поляков. Нанимал врачей, арендовал дома, покупал еду и одежду для раненых и пленных опять-таки на собственные средства. После смерти Ртищева появилось его «Житие» - уникальный случай демонстрации святости мирянина, а не монаха.

Императрица Мария Федоровна

Вторая жена Павла I Мария Федоровна славилась отменным здоровьем и неутомимостью. Начиная утро с холодных обливаний, молитвы и крепкого кофе, весь оставшийся день императрица посвящала хлопотам о своих бесчисленных воспитанниках. Она умела убедить толстосумов пожертвовать деньги на строительство учебных заведений для благородных девиц в Москве и Петербурге, Симбирске и Харькове. При ее непосредственном участии была создана крупнейшая благотворительная организация - Императорское Человеколюбивое общество, просуществовавшее до начала XX века.

Имея 9 собственных детей, она особенно трепетно заботилась об отказных младенцах: больных выхаживали в воспитательных домах, крепких и здоровых – в благонадежных крестьянских семьях.

Такой подход позволил значительно сократить детскую смертность. При всех масштабах деятельности Мария Федоровна обращала внимание и на необязательные для жизни мелочи. Так, в Обуховской психиатрической больнице Санкт-Петербурга каждый пациент получил собственный садик.

Князь Владимир Одоевский

Потомок Рюриковичей князь Владимир Одоевский был убежден, что посеянная им мысль непременно «взойдет завтра» или «через тысячу лет». Близкий друг Грибоедова и Пушкина, писатель и философ Одоевский являлся активным сторонником отмены крепостного права, хлопотал в ущерб собственным интересам за декабристов и их семьи, неустанно вмешивался в судьбы самых обездоленных. Он был готов броситься на помощь любому обратившемуся и в каждом видел «живую струну», которую можно заставить звучать на пользу дела.

Организованное им петербургское Общество посещения бедных помогало 15 тысячам нуждающихся семей.

Здесь работала женская мастерская, детская ночлежка со школой, больница, общежития для престарелых и семейных, социальный магазин.

Несмотря на происхождение и связи Одоевский не стремился занять важный пост, считая, что на «второстепенной должности» способен принести «действительную пользу». «Странный ученый» старался помочь юным изобретателям реализовать свои идеи. Главными чертами характера князя, по свидетельствам современников, были человечность и добродетель.

Принц Петр Ольденбургский

Врожденное чувство справедливости отличало внука Павла I от большинства сослуживцев. Он не просто нес службу в Преображенском полку во времена правления Николая I, но и обустроил по месту службы первую в истории страны школу, в которой обучались солдатские дети. Позднее этот успешный опыт был применен и в других полках.

В 1834 году принц стал свидетелем публичного наказания женщины, которую прогнали сквозь солдатский строй, после чего ходатайствовал об увольнении, заявив, что никогда не сможет выполнить подобные приказы.

Дальнейшую свою жизнь Петр Георгиевич посвятил благотворительности. Он являлся попечителем и почетным членом многих заведений и обществ, в том числе Киевского дома призрения бедных.

Сергей Скирмунт

Отставной подпоручик Сергей Скирмунт почти не известен широкой публике. Он не занимал высоких постов и не сумел прославиться добрыми поступками, зато смог построить социализм в отдельно взятом имении.

В 30 лет, когда Сергей Аполлонович мучительно размышлял над дальнейшей судьбой, на него свалились 2,5 миллиона рублей от скончавшегося дальнего родственника.

Наследство не было спущено на кутежи или проиграно в карты. Одна его часть стала основой для пожертвований Обществу содействия устройству общедоступных народных развлечений, основателем которого стал сам Скирмунт. На остальные деньги миллионер построил в усадьбе больницу, школу, а все его крестьяне смогли переехать в новые избы.

Анна Адлер

Вся жизнь этой удивительной женщины была посвящена просветительской и педагогической работе. Она была активным участником различных благотворительных обществ, помогала во время голода в Самарской и Уфимской губерниях, по ее инициативе была открыта первая народная читальня в Стерлитамакском уезде. Но основные ее усилия были направлены на изменение положения людей с ограниченными возможностями. На протяжении 45 лет она делала всё, чтобы незрячие получили возможность стать полноценными членами общества.

Она смогла найти средства и силы, чтобы открыть первую в России специализированную типографию, где в 1885 году вышел первый тираж «Сборника статей для детского чтения, изданный и посвященный слепым детям Анною Адлер».

Чтобы выпустить книгу с использованием шрифта Брайля она работала без выходных до позднего вечера, лично набирая и корректируя страницу за страницей.

Позже Анна Александровна перевела нотную систему, и слепые дети смогли обучаться игре на музыкальных инструментах. При ее активном содействии через несколько лет была выпущена первая группа незрячих студентов из Петербургской школы слепых, а через год – из Московской. Грамотность и профессиональная подготовка помогала выпускникам найти работу, что поменяло стереотипное представление об их недееспособности. Анна Адлер совсем чуть-чуть не дожила до открытия Первого съезда Всероссийского общества слепых.

Николай Пирогов

Вся жизнь прославленного русского хирурга – это череда гениальных открытий, практическое использование которых спасло не одну жизнь. Мужики считали его волшебником, который для своих «чудес» привлекает высшие силы. Он первым в мире стал использовать хирургию в полевых условиях, а решение применять анестезию избавило от мучений не только его пациентов, но и тех, кто лежал на столах его учеников позднее. Его же стараниями лубки были заменены на пропитанные крахмалом бинты.

Он первым стал использовать метод сортировки раненых на тяжелых и тех, кто дотянет до тыла. Это сократило смертность в разы. До Пирогова даже несерьезное ранение в руку или ногу могло закончиться ампутацией.

Он лично проводил операции и неустанно контролировал, чтобы солдаты были обеспечены всем необходимым: теплыми одеялами, едой, водой.

По легенде, именно Пирогов научил российских академиков проводить пластические операции, демонстрируя успешный опыт приживления нового носа на лице своего брадобрея, которому помог избавиться от уродства.

Будучи великолепным педагогом, о котором все ученики отзывались с теплотой и благодарностью, он считал, что главная задача воспитания – научить быть человеком.

Федор Михайлович Ртищев был выходцем из знатного боярского рода, а потому, в соответствии с сохранившейся тогда системой местничества (обладания государственными должностями по родовитости фамилии), после воцарения Алексея Михайловича в 1645 году, молодого человека пригласили занять должность при царском дворе. Карьерная лестница тогдашней политической элиты начиналась с места стряпчего — придворного, в обязанности которого входило распоряжение царским столом и прочими мелкими поручениями. Так, стряпчий с ключом исполнял должность дворцового эконома. Кстати, стряпчие должны были приносить специальную присягу, в которой клялись в царскую стряпню и личные вещи «никакого зелья и коренья лихого не положити». Следующей ступенью была должность постельничего, который, как следует из названия, ведал царской спальней, включавшей в себя и «постельную казну» государя (иконы, кресты, золотую и серебряную посуду, царские облачения), а также шитье одежды и белья. Вершиной карьеры в случае Ртищева стало место окольничего — чиновника, работавшего в тогдашних министерствах-приказах или занимавшегося дипломатической службой.

Заседание Боярской думы

Федор Михайлович Ртищев был близким другом и любимцем царя Алексея Михайловича, а потому смог попробовать свои таланты и умения в самых разных сферах государственной службы. Еще в молодости он был членом «Кружка ревнителей благочестия», в заседаниях которого участвовал и сам царь, и будущие непримиримые враги Никон и протопоп Аввакум. Цель «ревнителей» заключалась в укреплении авторитета церкви, сильно пошатнувшегося в годы Смуты и последующих лет. По сути реформаторское направление в православии, своими требованиями во многом было схоже с поборниками чистоты веры — пуританами. Искоренение различных языческих празднований и суеверий, улучшение нравственности духовенства, борьба против небрежности в богослужении, в частности введение единогласия, исправление церковных книг и восстановление проповеди — вот те рекомендации, которые выдвинули члены кружка. Активный участник заседаний Никон, вступив на патриарший престол, стал проводить в жизнь предлагаемые преобразования, однако, наметившийся еще до реформ раскол в среде «ревнителей» только усугубился.

Ртищева присутствует на горельефе памятника «1000-летие России»

Ртищев был весьма образованным и эрудированным человеком, воплощением идеала государственного деятеля и благотворителя. В 1650 году он открыл за городом больницу для бедных, в которой под присмотром лекарей находились 13−15 неимущих человек. Когда в конце века здание больницы сгорело, почитатели Ртищева выстроили новый дом, который функционировал даже в петровскую эпоху под именем «Больницы Федора Ртищева». Туда принимали неизлечимо больных, стариков, слепых и содержали на добровольные пожертвования горожан и меценатов. Во время русско-польской войны 1654−1667 годов Ртищев помогал в своей повозке госпитализировать больных и раненых. Отметим, что на все эти заботы боярин тратил исключительно собственные средства. Так, на выкуп русских пленных из турецкой неволи он пожертвовал 1000 рублей серебром. Еще одним ярким его поступком стала помощь жителям Вологды, сильно пострадавшей от разразившегося голода. Ртищев послал вологодскому архиепископу Симону 200 мер хлеба, 900 рублей серебром и 100 золотом — деньги, вырученные от продажи собственного имущества боярина, включая одежду и утварь.


Русско-польская война 1654−1667 годов

Пожалуй, главным достижением Федора Михайловича Ртищева можно считать основанный им Андреевский монастырь, задуманный не только как духовный центр, но и как центр образовательный. В 1648 году у подножия Воробьевых гор, на месте древней деревянной церкви Андрея Стратилата, на собственные средства боярина была сооружена церковь Преображения Господня, которую впоследствии преобразовали в монастырь, названный в честь апостола Андрея Первозванного.

Имя Ртищева записано в синодиках церквей за его пожертвования

В подписанном Ртищевым указе говорилось о создании «училищного монастыря для распространения свободных мудростей», «ими же возмощи бы обрести разум, свет души словесныя». Так, проект можно было бы назвать попыткой создания первого в России высшего учебного заведения. В качестве преподавателей были приглашены наиболее ученые монахи Киево-Печерского и других монастырей, всего 30 человек «в житии и чине и во чтении и пении церковном и келейном правиле изрядных». Одним из столпов нового образовательного центра был богослов и философ Епифаний Славинецкий — активный участник никоновской «книжной справы» (исправления богослужебных книг по греческим образцам), который для церковной власти был своего рода живой академией православных наук. Авторитетный ученый муж берется за новый перевод Библии, который выходит в свет в 1663 году, спустя более 80 лет с момента появления первой печатной версии Священного Писания.


Андреевский монастырь

Основной образовательной направленностью Андреевского училищного монастыря стала подготовка ученых-богословов и переводчиков сакральных текстов. Ученики изучали грамматику, риторику, философию, греческий и латинский языки. Обязанный нести днем службу при царском дворе, Ртищев проводил вечера и ночи в Пленицах у Воробьевых гор, занимаясь вместе с другими слушателями изучением греческой грамматики под руководством киевских старцев, а затем участвуя в жарких спорах с учеными богословами о соотношении веры и знания. Отметим, что в ходе этих научных дебатов русская религиозная мысль пребывала в контексте общеевропейского реформационного движения за обновление церковных канонов и догматов.

Патриарх Никон — один из последователей взглядов Ртищева

Как писал об этом времени Ключевский, «Россия впервые ставится лицом к лицу с Западной Европой». Авторитет Андреевских ученых был настолько высок, что именно сюда отправляют на «перевоспитание» отколовшихся от официальной русской церкви протопопа Аввакума и его сторонников. Когда один из членов «Кружка ревнителей благочестия» митрополит Никон стал патриархом, он пригласил ученых монахов Андреевского монастыря, которые должны были заниматься книжными исправлениями. В Чудове монастыре была организована греко-латинская школа, руководителем которой был назначен один из наиболее видных Андреевских философов Славинецкий. После падения Никона чудовская школа закрылась, да и «ртищевское братство», как называли монахов современники, распалось.


Патриарх Никон в годы проведения церковной реформы

Влияние идей Ртищева на современников оказалось настолько велико, что практически сразу после смерти боярина появилось «Житие милостивого мужа Федора, званием Ртищева» — весьма редкий случай, ведь в агиографическом жанре в основном сочинялись жизнеописания иерархов церкви, а также канонизированных исторических лиц. Историк В. О. Ключевский в своей знаменитой биографии боярина под названием «Добрые люди Древней Руси» именует Ртищева «евангельским человеком»: «Из всего нравственного запаса, почерпнутого древней Русью из христианства, он воспитал в себе наиболее трудную и наиболее сродную древнерусскому человеку доблесть — смиренномудрие. Царь Алексей, выросший вместе с Ртищевым, разумеется, не мог не привязаться к такому человеку. Своим влиянием царского любимца Ртищев пользовался, чтобы быть миротворцем при дворе, устранять вражды и столкновения, сдерживать сильных и заносчивых или неуступчивых людей. Такая трудная роль тем легче удавалась Ртищеву, что он умел говорить правду без обиды, никому ни колол глаза личным превосходством, был совершенно чужд родословного и личного тщеславия».