Еще раз о рождестве: от чего иисус христос на самом деле спас мир? Кого и от чего спас спаситель мира

Другой и очень существенной проблемой христьянской религии, ее ортодоксии, является недоумение, естественно возникающее в человеке, когда он слышит от священника или читает в какой-либо почитаемой христьянами книге слова Христос-Спаситель, Иисус, невинный и непорочный, пострадавший за грехи наши, или грехи человеческие, или грехи мира, или освободивший нас от грехов , или очистивший нас, или очистивший весь мир...

То, что исторический Иисус-Христос, вел чистую жизнь и был человеком, свободным от грехов, как мы их обычно понимаем, мало у кого вызывает сомнение (хотя такие люди и имеются, но об их гипотезах не место говорить в этой главе). Поведение самого Иисуса скорее всего можно назвать примерным, и оно две тысячи лет и являлось таким примером для многих христьян и не христьян, слышавшим об Иисусе. Оно являлось часто недостижимым эталлоном, которому с трудом стремились подражать многие святые. Однако, кого же спас Иисус? Даже ближайшие его ученики не были спасены от ошибки предательства своего Учителя во время его ареста и перед распятием. Иуда греховно позарился на выгоды, политические и экономические и просто сдал Спасителя представителям традиционной ортодоксии. Петр, из человеческого страха и слабости, трижды отрекся от Спасителя. Другие апостолы разбежались, попрятались, не посмели даже присутствовать при Его казни, а позже не верили Марие, говорившей им о реальном воскресении Учителя, которое тот всем им и предвещал заранее. Не значит ли, что даже тогда Спаситель не упас их (самых близких к Нему людей!) от греха, т.е. слабостей человеческих, ошибок и даже преступлений? И это даже когда Спаситель принял страдания оскорблений, самого ареста, непосредственного предательства Иуды, избиения и глумления при допросе... А если нам скажут, что само страдание на кресте избавило апостолов от грехов, то как же быть с их неверием в воскресение и после распятия, с их несогласиями и раздорами даже годы после? Как быть с неисчислимыми расколами в церкви Христовой? Грех - это ошибочное (неистинное) действие, буть то мысль, слово или поступок. Не очевидно ли, что ни до, ни во время, ни после казни Иисус не уберег даже своих ближайших последователей от хотя бы некоторых таких ошибок? Неменьше можно рассказать о последующих в веках миллионах грехов всех прочих последователей этого учения. Не очевидно ли, что сам факт провозглашения ими своей веры в Иисуса и его учение, верности обоим, не спас их от ошибок, иногда самых отвратительных и постыдных? Что же значит тогда слово спаситель ? Каково его содержание? Как это относится к пространственно-временной жизни человеческой, которую-то все время подчеркивают учителя этой ортодоксии. Есть ли вообще понятие греха за пределами этой пространственно-временной сферы, в которой-то едва ли возможно даже помыслить какие-либо изменения, а следовательно и определения (как грех, праведность...)? От чего же и кого же Он спас ? Что и в каком объеме предотвратил? Понимают ли священники, что они говорят? Несет ли эта доктрина Спасителя , пострадавшего за грехии человеческие , и Искупившего их , какое-то смысловое значение? Если да, то какое?

Спросим: Может они имеют ввиду спасение человечества от страданий - ведь при жизни Иисус исцелял различные болезни многих (но далеко не всех людей) и т.д.? Однако не страдает ли Его мать и ученики, когда Он принимает незаслуженные муки? Не сострадаем ли и все мы, читая и слыша о тех ужасах и несправедливостях? Многие христьяне до сих пор плачут, вспоминая ту историю. Не имеем ли мы и почти повседневно множество болей, страхов, беспокойств, а порой даже и сильнейших мук на протяжении всей нашей жизни от рождения и до смерти. Для многих несчастных муки их жизней сравнимы с теми муками на кресте, но только длятся они часто дольше. Многие после Иисуса Христа медленно умирают от страшных болезней, многих пытают-терзают другие люди, часто объявляющие себя христьянами, многих жесточайшим образом убивают, многих оскорбляют и пытаются лишить чести. Не очевидно ли, что и от страданий Иисус не спас человечество на протяжении веков? От чего же и кого же спас людей Спаситель ?

Может священники имеют ввиду будущее обещанное спасение некоторых после конца света ? Если так то, свидетельствовать они могут только об обещании, но не осуществлении оного. А мы знаем, что от слова до дела часто большое расстояние. Кроме того, спасены, как они говорят будут не все, а некоторые: грешники будут гореть вечным огнем и т.д. А так как мы видели, что многих, если не всех, христьян Иисус от греха не освободил, т.е. они продолжают грешить в течение всей своей жизни, на протяжении всего периода после распятия Иисуса, то напрашивается вывод-вопрос: Много ли будет спасенных даже и после Страшного Суда? Какое же тогда значение имеет термин Спаситель всего мира ? Спаситель человечества? От многих грехов Иисус нас не уберег, грешники должны платить за свои грехи? Может христьяне надеются, что Иисус опять простит им непрекращающиеся ошибки, еще и еще искупая в будущем их своими новыми страданиями? Может они молятся об этом и об этих страданиях своего любимого Бога, которому говорят, что служат, а значит и служат-то Его страданию? Но, какой же тогда смысл имеет утверждение, что грешники будут страдать, а праведники будут блаженствовать? И кто тогда назовется праведником, не тот ли, кто грешит и молится о том чтобы Иисус простил ему грехи, т.е. сам пострадал за него еще и еще? Потому что, кто не молится Иисусу, тот обычно уже автоматически признан ими грешником и обреченным, ведь только через Иисуса (по их утверждению) и спастись то можно, т.е. миллиарды других людей, веровавших по-своему, даже если они вели и очень порядочную жизнь, без поклонения Иисусу все попадут в гиенну - ведь только Он (Иисус-личность) есть дверь , идущие которой спасутся .

Я всегда недоумевал, как это христьяне себе представляют эту дверь в личностном Иисусе-Христе. В каком месте этой личности они видят такой проход, в который собираются устремиться, броском оторвавшись от неверных , не признающих личности Иисуса, как единственного спасителя, но жиувущих, даже часто и не ведая того, по слову Иисуса, т.е. в любви и правде, в моральном отношении к ближнему и в почитании Бога, но только через свою систему символов? Ведь в сознании ортодоксов-христьян почитать Иегову, назвав Его как-то иначе, например Х, это значит сотворить себе кумира, быть проклятым язычником и т.д., и т.п. Все те “проклятые” Богопочитатели, непременно присуждены христьянскими священниками (еще до Божьего Суда) к гиенне. Они, как правило очень уверены в своем суде, а основанием для этого считают фразы вроде: Христос и церковь едины , (чуть не сказал народ и партия едины. Простите, уж очень похоже!) И тут очевидно не спас их Спаситель ни от гордыни, ни от отсутствия сострадания, ни от неспосбности понимать единства за маской множественности, ни от нарушения Его же заповеди: Не судите ! От чего же их спас Спаситель ?

Дорогая душа, читающая эти строки! Ты можешь в это верить, можешь не верить, это твоя воля. Ни человек, ни Бог не может воздействовать на твою волю. Но все, что здесь написано, это исследование Библии, а Библия – это истина. И какое бы решение не принял человек: следовать этой истине или нет, духовные законы от этого не изменятся. Мы верим в действие физических законов, и если мы послушны им, то они действуют нам во благо, но если мы их проигнорируем, они уничтожат нас. Точно также и с духовными законами: если мы им подчинимся, то они будут служить нам во благо, если нет, то мы обречены на погибель. Пусть Господь даст тебе мудрость поразмышлять над этой темой, и иметь представление, что сделал лично для тебя Иисус Христос. Принять тебе эту истину, или отвергнуть. Да благословит тебя Господь!

Очень часто мы, пребывая в общении с верующими, слушая проповеди Евангелия, слышим такие выражения: «Иисус спас нас, пролил за нас Свою Кровь, стал за нас нашим искуплением и дал нам прощение грехов». Я уверен, что многие, слушая эти Библейские термины, не понимают их сути, а иногда эти слова так часто звучат, что мы им не придаем особого значения и не задумываемся о глубине и важности каждого из этих выражений.

Библия называет Иисуса Христа Спасителем. Следовательно, человечество, Спасителем, которого Он является, нуждается в спасении. В спасении от чего? Давайте вместе с вами рассмотрим этот вопрос.

Когда мы читаем 1-ю и 2-ю главы Бытия, где описывается процесс сотворения мира Богом, мы видим, что все, что Бог сотворил, оно было сотворено для благословения: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. И благословил их Бог». (Быт.1:21,22). «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог». (Быт.1:27). И когда Бог подитожил Свою работу, Он сказал:«хорошо весьма». Для кого хорошо? Для человека. Потому что Он сказал человеку: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Быт.1:28).

И, когда человек все это выполнял, то есть делал так, как это запланировал в его жизни Бог, то человеку было прекрасно жить. Он жил в благословении. Адам имел прекрасные отношения с Богом, как у сына и Отца, и Бог щедро благословил Адама. У него все было: достаток в доме, хорошая счастливая семья, крепкое здоровье, хорошее занятие, увлечение, мир и покой на сердце. Он никогда ни о чем не переживал, всегда был сытым, и, самое главное, он каждый день в прохладе дня общался со своим любимым Отцом. Вот именно такой, Бог представлял Себе жизнь человека, когда творил его. До 3-й главы Бытия мы не найдем слова «прощение», потому что его еще не существовало в природе, так как не было еще греха, не было за что прощать.

В 3-й главе Книги Бытие , когда на арену выходит диавол, человек допускает в свою жизнь грех. Грех – это действие человека, которое идет в разрез с волей Бога. В сущности человек сделал то, о чем попросил его диавол, и преступил повеления Бога, и стал преступником Божьей заповеди. Он в свой дух, который был от Бога, впустил то, что было от духа нечистого, от духа сатаны. И этот дух навел на человека проклятия: болезни, смерть, порабощение одного человека другим, всевозможное неустройство во всех сферах жизни, нищета, одиночество, тяжелый труд, сложные отношения с людьми, раздражительность, ссоры и т.д. . То есть, все то, что было создано Богом для человека, чтобы тот жил счастливой жизнью и наслаждался ею, все это перечеркнуто человеком одним действием, которое называется «грех», и которое несет множество проблем в жизнь человека, и которое называется одним словом «проклятие». Проклятие свидетельствует о присутствии духа нечистого в жизни человека, который создает все эти проблемы.

С момента грехопадения человека, Бог создал закон греха и смерти:«Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». (Рим.8:2). Другими словами это закон можно назвать «законом преступления и наказания». Когда не было преступления, то не было нужды и в наказании. После того, как человек преступил Божье повеление и согрешил, Бог вводит наказание. Этот духовный закон действует точно так же, как и любой физический закон, например, закон земного притяжения. И от того, верит ли человек в существование этого духовного закона, или не верит, действие этого закона не прекратится.

Основными составляющими закона греха и смерти является два фактора: 1) «Возмездие за грех - смерть». (Рим.6:23). 2). «Прощения не бывает без пролития крови» (Евр9/22)

Это духовный закон. Сделанное человеком преступление повелений Божьих влечет за собой наказание. И абсолютно не важно, узнает ли об этом грехе кто-то из людей или нет. Никто и ничто не сможет скрыться от глаз Господних: «Ибо очи Господа обозревают всю землю». (2Пар.16:9). Возмездие за грех обязательно совершиться и это может произойти в любой форме и в любое время. Потому что это закон, который Бог не отменял. Подумайте, может ли Бог отменить закон земного притяжения? Представьте себе, что может случиться, если такое произойдет, хотя бы в течении 5-ти минут? Хаос и трагедии!

Для того, чтобы более доступно донести свою мысль, авторы, писавшие Библию по вдохновению Духа Святого, применяли образ «стрелы». Например, Давид пишет: «Не убоишься ужасов в ночи и стрелы, летящей днем» , Павел пишет: «А наипаче возьмите щит веры, которым сможете угасить все раскаленные стрелы лукавого». Чтобы доступнее изложить свою мысль, я тоже использую этот образ.

Итак, если говорить образно, то грех, совершенный человеком, - это стрела, выпущенная этим человеком в самого себя. Стрела летит какое-то время, набирает силы и скорости, и возвращается к этому человеку, поражая его. Эта стрела несет в себе огромную разрушительную силу: на разрушение здоровья, на разрушение отношений в семье, на разрушение достатка в доме, одним словом, на разрушение благословений в твоей жизни.

Что же делать? Неужели ситуация настолько безнадежна для человека, что в ней нет выхода? Исходя из выше сказанного, человечество, унаследовавшее греховную природу от Адама, чтобы не быть полностью истребленным через сделанный им грех, нуждается в искуплении и прощении грехов, то есть в защите от этих разрушительных стел. Искупление и прощение грехов, исходящее от Бога, может произойти только после того, как человек осознает свою вину и покается в содеянном грехе. Что может остановить камень, брошенный нами, чтобы он не долетел до земли? 1) Или прекращение действия закона земного притяжения, 2) Или подставленная кем-то рука, которая примет на себя этот камень. И, так как Бог не может отменить закон земного притяжения, то остается второе – чтобы кто-то подставил свою руку и принял на себя этот камень. Что может остановить действие наказания после сделанного нами греха? То есть, что может остановить разрушительную стрелу, летящую в нас, после сделанного нами греха? 1) Или прекращение действия закона греха и смерти, то есть закона «преступления и наказания»; 2) Или чтобы кто-то принял эту стрелу на себя. И так как Бог не может отменить установленный Им закон, то остается второе – чтобы кто-то принял эту стрелу на себя.

В Писании написано: «Прощения не бывает без пролития крови» (Евр9/22). Это духовный закон. Поэтому в Ветхом Завете Бог дал постановление людям через Моисея, чтобы люди во искупление своих грехов приносили в жертву животных. Это Божье постановление описывается в Книге Левитов 5/1-13. Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его. (Лев.5:5-7).

«И покропит кровью сей жертвы за грех на стену жертвенника, а остальную кровь выцедит к подножию жертвенника: это жертва за грех; а другую употребит во всесожжение по установлению; и так очистит его священник от греха его, которым он согрешил, и прощено будет ему».(Лев.5:9,10).

В зависимости от тяжести греха, Бог устанавливал какое животное приносить в жертву (Левит 4). Человек приходил с животным во дворы скинии к священнику становился перед жертвенником, возлагал свои руки на голову животного, исповедовал свой грех перед священником, каялся в этом грехе. После этого священник приносил в жертву животное, кровью этого животного он кропил жертвенник, затем входил в скинию и возносил ходатайственную молитву пред Богом за этого человека. В результате, пролитая кровь животного освящала человека от греха, и всякий грех ему прощался, и у человека восстанавливались отношения с Богом, его жизнь начиналась с чистого листа. Он снова вошел в благословение Божье. Таким образом совершился духовный закон: 1). «Прощения не бывает без пролития крови» (Евр9/22). 2). «Возмездие за грех - смерть». (Рим.6:23).

За сделанный человеком грех, наказание приняли животные. Животные своей смертью искупали своих хозяев. Животное, приносимое в жертву, становилось ИСКУПЛЕНИЕМ для человека за его грех. Таково действие закона «греха и смерти»: «Возмездие за грех - смерть». (Рим.6:23).

Итак, что происходило в духовном мире в результате проведения вышеописанных действий? Человек, совершивший грех, этим саамы он выпускает стрелу, которая летит с разрушительной силой к нему самому. Эта стрела может к нему возвратиться через день, через год, а то и через 10 лет. Когда человек осознает свою виновность и кается в содеянном грехе, то согласно Божьему постановлению, эта стрела поражает животное, которое человек приносит в жертву за грех, для искупления себя от поражения, потому что стрела эта не может зависнуть в воздухе, она выпущена и имеет конечную цель – на поражение, на пролитие крови, на смерть. Это - закон! После этого человек получает прощение. В Книге Левит 4 и 5 главах описан порядок приношение жертв в зависимости от тяжести греха, и после каждого жертвоприношения Бог говорит: «И прощено будет ему!»

Все это было в Ветхом Завете. А что же произошло в Новом Завете?

Само слово «завет» подразумевает договорные отношения двух сторон. Во времена Моисея Бог составил соглашение, состоящее из 10-ти заповедей, и огласил эти заповеди всему народу. Моисей окропил кровью животных эти заповеди и весь народ. Этим самым он поставил печать, как подтверждающую законность и достоверность этого завета. «Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник, и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих». (Исх.24:6-8),

«Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». (Евр.9:19-22).

Так был заключен первый завет Бога с человеком, который называется Ветхим Заветом. Цель этого завета была – восстановить разорванные Адамом отношения Бога с человеком на основании исполнения человеком определенных Богом заповедей. И, если человек не исполняет какую либо из заповедей, то эти отношения разрываются: Бог человека не благословляет, человек живет в грехах, то есть в проклятии.

Исполнить этот закон человек был не в силах по причине своей греховной человеческой природы. Если человек исполнял 9 заповедей, а не исполнял хоть какую-то одну самую незначительную заповедь, он был под проклятием, как не исполняющий весь закон. «Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». (Гал.3:10) . Человечество погибало в своих грехах.

И вот для спасения человечества Бог посылает Своего Сына, Иисуса Христа:

Неверующему человеку странно слышать в настоящее, мирное время о потребности человека в спасении. От чего спасаться? Мирное небо, сытная жизнь. И почему Иисуса Христа называют Спасителем? Трудно объяснить скептику, что спасаться нужно от грехов своих, от тех стрел, которые находятся сейчас в полете и направлены на тебя, и их цель – на поражение, на разрушение.

В Псалме 72 Асаф пишет: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я – едва не пошатнулись ноги мои… - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых…». Иногда люди верующие, видя благоденствие людей, которые живут безнравственно, соблазняются на них и задают вопрос Богу: «Почему так? Я служу Тебе Господь, чистым сердцем, и в жизни сталкиваюсь со многими трудностями, а этот нечестивец, процветает?». В этом же Псалме 72/16,17 Асаф сам себе отвечает: «Думал я как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божье, и не уразумел конца их». Одним словом, они процветают, потому что стрелы еще не долетели. Но не долететь они не могут, потому что Бог не отменил Свой духовный закон греха и смерти для безбожников, так же, как Он не может отменить закон земного притяжения.

Бог, видя недееспособность Ветхого Завета, решает установить с человеком новые отношения, основанные не на исполнении закона, а на отношении любви, как у отца и сына. Для этого Бог посылает Своего Сына Иисуса Христа на землю. Об Иисусе Христе написано:

1). Иисус Христос есть Сын Божий.

2). Иисус Христос имел славу Отца на небесах прежде сотворения мира. «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». (Иоан.17:5).

3). Иисус Христос является образом Бога невидимого, и Он сотворил все видимое и невидимое: «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое » (Кол1/12-16)

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего , чрез Которого и веки сотворил». (Евр.1:1,2)

4). Иисус Христос, Сын Божий, воплотился через Деву Марию, стал человеком, быв рожден ею от Духа Святого: «Но кАнгел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». (Матф.1:20,21).

Свое земное служение Иисус Христос начал, когда на Него сошел Дух Святой на Иордане во время крещение Иоанном Крестителем. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». (Иоан.1:29-31).

Иоанн Креститель назван Иисусом Христом величайшим пророком:«Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя». (Лук.7:28). Иоанн Креститель не совершил никакого чуда, и его земное служение было не длительным. Почему он является величайшим из пророков? Потому что он явил людям Мессию. Он сказал величайшую проповедь, когда либо звучащую: «Вот Агнец Божий, Который берет грех мира». Почему Иоанн называет Иисуса Христа Агнцем Божьим? Подобно тому, как в Ветхом Завете люди за совершенный грех приносили в жертву агнцев, для искупления своих грехов, так Иисус Христос стал этим Агнцем, Который взял грех всего мира на Себя.

3.5 года Иисус учит Своих учеников условиям Завета, подтверждая Свои слова чудесами и знамениями. В этом Завете Иисус говорит: «Я являюсь твоим искуплением. Отныне не требуется от тебя приносить в жертву животных за твой грех. Ибо те разрушительные стрелы, которые были направлены против тебя, в наказание за твой грех, в момент твоего покаяния и признания Меня твоим Господом и Спасителем, Я беру на Себя. Ты освобождаешься от наказания». И в тот самый момент, когда человек осознает свой грех, когда кается в своих грехах и сожалеет о содеянном, и признает Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, в этот самый момент в духовном мире происходит искупление Иисусом Христом этого человека от его грехов, и он верою получает спасение. Его отношения с Богом возобновлены, он получает духовное рождение через Духа Святого, он живет в благословении Божьем, удалившись от проклятия. Его жизнь начинается с чистого листа. Он приобрел вечную жизнь через принятие жертвы Иисуса Христа.

Человек искуплен Кровью Иисуса Христа и получает прощение. Он прощен! Его стрелы к нему уже не долетят, он свободен. И так как«прощение не бывает без пролития крови» (Евр9/22) , то Иисус Христос этот Новый завет закрепил Своей Кровью, пролитой на Голгофском кресте. Это печать, подкрепляющая достоверность Его слов, Его обетований, Его учения.

Итак, мы исследовали, что Иисус Христос есть наше искупление. Он был принесен в жертву за наши грехи. Он спас нас от гибели, которая была неизбежна за наши грехи, Он дал нам жизнь вечную. Он заключил с нами Новый Завет (договор), и закрепил Его Своею Кровью.

А что же в этом Завете, в этом договоре требуется от другой стороны, от нас людей?

Только верить Ему, любить Его, доверяться Ему. Так как сын любит отца. Так любит, что боится его огорчить своим поведением. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоан.3:16). А что является печатью со стороны человека, уверовавшего в Иисуса Христа, и заключившего с Ним завет? Это искреннее покаяние и, как следствие этого, - принятие водного крещения, которое является обещание Богу чистой совести: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». (1Пет.3:21).

«Кто будет веровать и креститься (то, есть заключить с Богом завет через водное крещение), спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Мар.16:16).

Иисус Христос говорил многим людям, которых приводили к Нему для исцеления, такие слова: «Прощаются тебе грехи твои», и после этих слов человек получал исцеление. Иисус видел не саму проблему, а корень проблемы, а этот корень имел не физический характер, а духовный. Иисус видел, что человек болен не от простуды, а от того, что его поразила «стрела», выпущенная в него, в результате совершенного им греха. Фарисеи, слыша эти слова, говорили: «Какое Он имеет право прощать грех? Он богохульствует!» Но Иисус имел власть прощать, то есть освобождать этого человека от власти греха, и от болезни, потому что Он взял этот грех, и это наказание за грех, на Себя. Он направил на Себя стрелу, разрушившую жизнь этого человека, и освободил его от наказания: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». (Ис.53:5,6).

Спрашивает: Дионисий

Отвечает:

Уважаемый Дионисий!

Бог пришел в мир, стал Человеком, чтобы спасти людей. От чего спасти? Это первое, что спрашивают люди. Мы слышали, что Церковь называет Иисуса Христа нашим Спасителем; От чего же Он спас нас?

Сказано, что Иисус Христос распят за нас потому, что Своей крестной смертью Он избавил нас от греха, проклятия и смерти.

Об избавлении от греха: В Котором мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф. 1:7).

Об избавлении от проклятия: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал 3:13).

Об избавлении от смерти: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2:14-15).

Поясним это. Человек много грешит. Этим он нарушает волю Божью и, естественно, удаляется от Бога. Чем больше, - тем дальше. А человек призван быть с Богом. Следовательно, удаление от Бога и вражда против Бога - трагедия человека. Это удаление называется духовной смертью. Вот от этой смерти и спас нас Христос. Он взял на себя наши грехи, то есть простил и прощает их и этим дал и дает нам возможность снова приблизиться к Нему. Что говорит об этом Библия? Об этом она и говорит, только иносказательным, красочным языком, доступным любому желающему понять ее.

В первой книге Библии - в Бытии- в самом начале, в первых главах помещён следующий рассказ. Назови его повествованием, сказанием.

Бог сотворил мир: землю, солнце, растения, животных. Сотворил жизнь. В конце, как самое высшее существо, сотворил человека. Человек жил в раю, в прекрасном саду. Значит: в мире с Богом, с животным миром и... с самим собой, не зная греха, угрызений совести. Такое состояние называем мы блаженством.

Но человеку - Адаму и Еве - дана была уже первая - хронологически - заповедь. Ему было разрешено есть все плоды рая, но плоды с одной яблони было запрещено есть. Но Змий - Диавол- соблазнил людей. Уговорил их съесть запрещенный плод. И они послушали его, а не послушали Бога. Это была трагедия людей! Конечно, богами, как обещал им Змий, они не стали. Им только стало бесконечно стыдно. Они познали стыд. Познали ложь, познали грех. И были удалены от Бога, нарушив его запрет и утратили, таким образом, и, мир с Ним, эту первобытную радостную близость. С тех пор появилась отчужденность между человеком и Богом. Сам человек ее преодолеть не мог. Поэтому Бог пошел навстречу человеку, поэтому Он стал человеком, поэтому родился Христос. Все это, чтобы упразднить вражду, преодолеть удаление, примирить человека с Богом.

Конечно, вся эта трагическая история со Змием и яблоком, называемая грехопадением, изложена языком сказания. Понимать нужно умеючи. Это все произошло не только когда то и не только с двумя людьми. Это происходит со всем человечеством во все времена. Зло входит в невинного ребенка или подростка, он становится скверным, не признает ни Бога, ни родителей. Но Бог идет ему навстречу, чтобы ребенок был снова с Ним. Так поступают и родители с детьми.

Видим: происходит грехопадение. Значит, нужно и спасение.

Чтобы легче верить тайне того, что крестная смерть Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти, слово Божие учит о ней, насколько можем вместить, посредством сравнения Иисуса Христа с Адамом. Адам есть глава всего человечества по плоти, которое едино с ним благодаря происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатно сделался новым всемогущим главой людей, которых Он соединил с Собой посредством веры. Поэтому, подпав через Адама под власть греха, проклятия и смерти, через Иисуса Христа мы избавляемся от этой власти. Бесконечной цены и достоинства добровольные страдания за нас безгрешного Богочеловека и Его крестная смерть - есть полное исполнение Божия правосудия, за грех осудившего нас на смерть, а также безмерная заслуга Спасителя, давшая Ему право не нарушая правосудия подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью.

Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы (Кол 1:26-27).

Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа (Рим. 5:17).

Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу. Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех, и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу (Рим. 8:1-4).

Со Своей стороны Господь Иисус Христос принёс Себя в жертву за всех людей и всем приобрёл благодать и спасение. Но пользуются этим те, кто, в свою очередь, добровольно принимают участие в Его страданиях, сообразуясь смерти Его (Флп. 3:10).

Грех, непослушание, изгнание, удаление и отчуждение происходит почти в каждом человеке и в наше время. И Бог помогает нам преодолевать пропасть, приближаться к Нему. Бог хочет ввести нас в Свое Царство, хочет, чтобы мы были снова в раю, то есть имели бы мир с Ним и друг с другом. Мы молимся постоянно:

“Да приидет Царствие Твое! Да будет воля Твоя!”

Человек сотворен царем, призван им быть. Но он пал и превратился в червь, в раба. Но Бог восстанавливает его в его божественно-царском достоинстве. Бог дает нам возможность подняться. Этого нужно захотеть и приложить усилие. Если ты скажешь, я не хочу, мне ничего этого не нужно, - ну, что ж! Дело твое. Где-то может и Бог отступить от тебя...

Вся эта драма человечества - грехопадение и спасение - выражается “театрально” в жестах и действиях с соответствующими чтениями и пением в церковном богослужении.

В храме имеется иконостас. Завеса Царских Врат закрыта. Это показывает нашу удаленность от Бога, “изгнание из рая”. Грешник стоит у закрытых врат Рая и сетует на свое положение. “Милостиве, помилуй мя, падшего!” - взывает он. Но в положенное время Царские врата отверзаются, выносится Евангелие, выносится чаша, выносится Святое Причастие, которое преподается всем желающим приступить к нему. Всё это делается, чтобы приблизить человека к Богу, сказать и показать ему, что Бог прощает его и с радостью берет его к Себе, открывая доступ в Свое Вечное Царство.

Многих смущает: как, Христос - человек? Тогда Он не Бог больше, он перестал быть Богом? Ответ Православия: Христос, стал Человеком, не перестал быть Богом! Он стал Человеком и остался Богом! Он Богочеловек! Он одновременно и Бог, и Человек. В Нем, непонятным для нашего ума образом, соединились две природы: божественная и человеческая. Поэтому Он так близок и так понятен нам, людям. И поэтому Он может явить нам Божество и приблизить нас к Богу. Приближая нас к Себе, Он этим самым приближает нас к Богу. Как соединились во Христе эти два естества, эти две природы? Это попытался объяснить Четвертый Вселенский Собор в 451 году в г. Халкидоне. Он не мог сказать точно, как. Это недоступно человеку. Но он определил это соединение путем четырех приставок “не”: “неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно”.

Верим ли мы в улучшение человека и человечества? Да, христианство по сравнению с предыдущим этапом религиозности человечества - язычеством и Ветхим Заветом - безусловно шаг вперед. Путем тысячелетней - для России - церковной проповеди, школ, духа христианства произошло коренное перевоспитание народа; в народе укоренился закон любви, всепрощения. Упразднились кровавые жертвы. Убийство считается смертным грехом. Изменилось многое. Срыв последних лет, однако, ставит перед нами - Церковью и верующими - новые задачи: наверстать упущенное и продолжать учить народ любить ближнего и видеть в каждом человеке брата и сестру. Поэтому мы, православные христиане, повторяем для нас очевидную истину: только Христос спасет нас. Только Он может соединить нас с Богом.

Мы думаем, что и неверующим ясно, что лучше для человека, для народа, для общества, для страны, для государства и для всего мира, если мы все будем стараться быть добрыми христианами, человеколюбивыми, милосердными, чуткими к чужому горю, мягкими в обращении друг с другом. Будет лучше всем!

Еще есть у некоторых недоумения. Например, не унижает ли христианство человека, объявляя его рабом Божиим и зависимым от Бога? Не унижает ли человека примирение с врагами, призыв первым подойти к врагу и попросить у него прощения?

Нет, не унижает, а возвышает. Христианство возвышает людей, считая их детьми Божьими. Возвышает человека, говоря об образе Божьем - хотя и потускневшем - в нём. Мы, люди, не боги - даже с маленькой буквы - и никогда своими силами не станем ими. Но Бог хочет, чтобы мы были Его соработниками и соцарствовали с Ним в Раю, и Он нас творит богами по благодати. Конечно, богами с маленькой буквы. Трудно говорить христианину о каком-либо унижении человека. Человек - дитя Божие, Христос научил нас к Богу обращаться: “Отче наш...”. Мы все братья и сестры. Поэтому Христос научил нас говорить: “Отче наш...”. Бог - наш общий Отец. И мы - как братья и сестры - должны любить друг друга. С такой заповедью, с такой моралью людям жить легче друг с другом. Проще поддерживать мир в семье, мир с соседями, мир на работе, даже мир в трамвае. И легче вести “борьбу за мир” в мировом масштабе. Человек человеку не волк, а брат!

А наш идеал остается по-прежнему - богоподобие, доведенное до максимального совершенства. Вхождение в Царство Небесное, вторичное вхождение в рай; Отцы Церкви бесстрашно употребляли выражение: “обожение”!

Посмотрим еще глубже в православное учение о человеке. Из чего состоит человек? Из скольких частей и из каких? Человек состоит из двух частей - души и тела. Это частично верно. Тело - понятно. Это видимая, материальная часть человека. Душа - все невидимое. Но еще точнее - как говорит большинство православных отцов Церкви - сказать: человек состоит из трех частей. Из каких? Из тела, души и духа. Правильнее то, что обычно называют душой, разделять, различать в ней: душу и дух. И то, и другое - невидимо. Но под душой мы подразумеваем душевные явления, проявления души: любовь, ненависть, гнев, ярость, ревность, нервность, сострадание, милосердие... Много чего обычного, всем известного - и верующим, и неверующим. Обычное богатство человеческой жизни со всеми ее проявлениями.

Дух - это то, что стремится к бесконечному: к божественному, высшему, прекрасному. Творческое начало в человеке, творческая деятельность. Дух - религиозная жизнь, вера, стремление к бессмертному. Дух обладает частицей бессмертного. В духе человека образ Божий, искра Божия. Дух - это то, что остается после физической смерти. Это мы часто называем душой. Точной грани между душой и духом нет, ее провести человек не в силах. Но принято говорить о бессмертии души, хотя точнее было бы сказать: духа. Но так принято. Мы молимся за упокой души. “Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего!”

Мы твердо верим в бессмертие человека, в жизнь после физической смерти. Это уже другая тема. Но скажем только: есть разница между человеком и животным. О душе человека молятся, о душе животного - нет. Животные, насколько нам известно, лишены идеи бессмертия и понятия о бессмертии. Можно говорить лишь о бессмертии человека. Когда-нибудь поговорим об этом подробнее. Мы же - на основании слов Христа - говорим о бессмертии и будущей жизни. Мы верим в воскресение! В человеке есть Божественная искра - дух, образ Божий. И она умереть не может! Она причастная вечности, ибо Бог - бессмертен и вечен!

Говоря о человеке, нужно добавить, что человек, несмотря на его внешнюю грубость, - очень нежное существо. У каждого человека - нежная душа и обращаться с ней следует очень осторожно. Беречь ее и не обижать. Мы, как слоны, ходим по душам и чувствам друг друга! Нужно проявлять осторожность, человечность, оказывать внимание, любовь и ласку. Это и будет выражение подлинной любви к ближнему.

Но нельзя отмахнуться еще от одного важного вопроса: откуда зверь в человеке? Откуда столько зла и жестокости? Почему идет разбой, грабеж, воровство? Ни одно животное не проявляет столько жестокости к себе подобному!

Одно объяснение: грехопадение, которого не знает животный мир. Отказ от Бога и обращение в другую сторону: к дьяволу. Отпадение от Бога - и служение Нечистому. Порабощение, добровольное порабощение Дьяволу! Вот в чем ужас! Ведь иначе, как дьявольщиной эту изощренную жестокость не назовешь! Иначе как цепкими лапами Лукавого не объяснишь! Об этом виде зла надо будет поговорить в другой раз.

Вспомним, что человек - образ Божий! Так где же он? Куда же он девался? Он потускнел, потемнел, стерся, заглох. Сошел до минимума. У некоторых почти исчез. Вопрос-загадка: как и до какого предела может человек в себе “успешно” подавлять образ Божий?!

Во всяком случае, наша главная задача: восстановить образ Божий в человеке. Прежде всего в нас самих. А потом и в других. Надо его оттирать, отчищать и шлифовать, как потускневшую монету, пока она снова не заблестит золотом! Злая внешняя сила завладела нами по Божьему попущению. Как справиться с ней? Одно ясно: своими силами не справимся!

Вот и ответ: нужно спасение! Спасение нужно! Спасение от Бога. Примирение, прощение. Тогда мы сможем бороться со злом в себе и в мире! Господи, спаси и сохрани! Господи, приди к нам и спаси нас!


Ответ на этот вопрос прочитали 2017 посетителей

Принято считать, что от дъявола, который пришёл что бы "...украсть, убить и погубить..."-это зло, которое заложено в нас в процессе нашей жизни, как и добро. Вот господь и пришел чтобы спасти нас от слепоты на зло, все его цвета и оттенки. а так же видеть добро и отличать одно от другого.

Положим Вы научились отличать добро от зла. Вы обрели духовный комфорт? Нет! Почему? Желание добра есть во мне, но чтобы делать оное, того не нахожу (Павел) Мы инфицированы злом от первого человека. Его грех необратимо деформировал нас. Ну и что? А то, что спастись своими силами нет никакой возможности. От чего спастись и для чего? От суда за первородный (и далее) грех для вечности. Для верящего в эволюцию - это не звучит. 2 метра ниже земли и край. Для верующего в Сотворение и Вечную жизнь несколько по другому. Вы можете обрести вечность, признав единственным тот путь, который предлагает Вам Творец.

для отличия добра от зла и существует Писание. познание понимание и свой опыт - это процесс. в процессе и появляются периоды покоя, духовного комфорта, радости... сменяющиеся новыми сомнениями, неудовлетворенностью и пр. и так у кого 40 лет к смирению, у кого по другому, а кто и костьми ляжет... в общем по благодати через веру...

эти периоды появляются и без Писания. Для признающего Сотворение мира Писание предлагает упорядочить испорченные прежде отношения Творения с Творцом, признав единственный для этого путь: заместительную жертву за наш врождённый и наработанный нами во время жизни грех. Имнно это и сделал Спаситель, гарантируя нам шанс на жизнь после смерти. Верующий в Того, Кто Меня послал, на суд не приходит...

Насколько я понимаю Писания, то спасти нас от вечной смерти, даровав нам вечную жизнь, потому что Бог Библии - Бог живых.

Мы потеряли доступ к вечной жизни в лице Адама и Евы, которые непослушались Бога, и выбрали получение знания обо всем в обход Бога и автономию от Него.

Иисус Христос, являясь вторым Адамом, продемонстрировал послушание и получение знания от Бога, а не в обход Него, а также зависимость от Него, даже претерпев смерть на Кресте и воскресение Святым Духом.

Как Адам сделал возможным нашу смерть, так Иисус делает возможной нашу жизнь.

В итоге, веруя в то, что сделал Иисус для каждого человека, люди получают спасение от смерти, от одиночества в вечности.

Иисус спас людей от самих себя. До пришествия Христа род человеческий служил "золотому тельцу". Богом людей были деньги и власть. В Ветхом Завете описывается, как завоевать мир при помощи ссудного процента. Такая идеология вела (и сегодня ведет) к самоуничтожению человечества Любой финансовый кризис неизбежно порождает войну. Вся история человечества - это непрерывные войны за деньги и власть. Иисус дал новый Завет - "Не собирайте себе сокровищ земных". Частная собственность - вот причина раздоров. Не будет частной собственности - не будет братоубийства. Пример - СССР, где не было частной собствености и люди жили "душа в душу".

Иисус был дан для того, чтобы образумить людей, которые перестали понимать очевидные вещи:

1. любовь-как главную составляюшую развития

2. взаимопомлщь и взаимообогащение духовное

3. вера в идеалы добра, справедливости

4. неподчинение тьме и борьба с любыми проявлениями ее

5. не осуждение грехаю. а помощь тем. кто порабощен тьмою

Иисус- это звонок планете и форма уверования в чудо того, что высшие силы на строне света

Я, раб божий Васильев Дмитрий Михайлович, на 30–й минуте управления басурманской самодвижущейся повозкою Мазда 323, будучи одержим бесом высокомерия, впал в грех нарушения заповедей трактового передвижения. На перекрестке дорог Просвещения и Энгельса (да будет проклят этот антихрист!) я, пренебрегши тем, что семафор червленный свет показывает, при повороте одесницу не пропустил пешехода - отрока с божей тварью псом Тузиком. Нижайше прошу обратить внимание, что Тузик не был намертво принайтован нашейным вервием. Тузик, одержимый праведным гневом на басурманскую мою повозку, начал лаяти и под колеса мне бросился. Обуянный жалостию ко всякой твари божией я применил экстренное торможение.

В тот момент отроковица на повозке богомерзкой Хьёндай Гетц совершала маневр перестроения за мною, в результате из–за моего экстренного торможения совершила наезд в мою телегу сзади (схема и список повреждений прилагается)

От удара повозка моя продвинулась вперед и задавила Тузика нахрен. От полученных повреждений тварь божия Тузик преставилась на месте.

Признавая за собой грех нарушения пп.1.3 и 1.5 Заповедей готов понести епитимью и пожертвовать районному храму Воинов Дорог белого быка.

В порче же повозок виновным себя не признаю, поелику отроковица не соблюдала дистанцию, законом свыше нам данную, и вообще бабой неразумной является, причиной грехопадения Адамова.

К сожалению, до сих пор встречаются люди, которые, называя себя православными христианами, всерьез полагают, что возможно спасение, то есть вхождение в Царствие Небесное, для нехристиан. По их мнению, и те, кто не верит во Христа, если совершает хорошие дела, тоже может спастись.

Подобные взгляды не новы, они были известны и ранее. Опровержению этого заблуждения еще в позапрошлом веке посвятил свое письмо святитель Игнатий (Брянчанинов), из которого мы приведем лишь несколько фраз, хотя оно достойно прочтения целиком:

«Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. “Отчего не спастись, – пишите вы, – язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими – это и безумно, и крайне гордо!”

Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах. Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцов… Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе для спасения, необходимо было искупление… Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом – верой в Господа нашего Иисуса Христа…

Напрасно же ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и ветхозаветной, и новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад…

Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства» .

Это письмо святителя довольно известно, хотя, к сожалению, не так широко, как хотелось бы. Мне доводилось в беседах приводить его сторонникам мнения о том, что неправославные могут спастись; их реакция была предсказуемой: собеседники старались объявить это «личным мнением святителя Игнатия, а не учением Церкви», с которым они отождествляли собственные взгляды, прямо противоположные словам святителя.

Это, надо сказать, вообще характерно для современного модернистского сознания – объявлять «частным мнением» в учении Православной Церкви все, что противоречит частному мнению самого модерниста.

Однако сами слова святителя Игнатия говорят о том, что он в своем письме излагает не личное мнение, а именно учение Православной Церкви. А кроме того, если мы обратимся к другим святым отцам, то найдем и у них изложение той же самой истины.

Вот, например, святитель Тихон Задонский свидетельствует: «Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только – верою во Христа… Ибо никто не может от диавола, греха, проклятия законного и от ада избавиться без Христа, и это все в кратком слове Христовом заключается: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8: 36)» .

За тысячу лет до святителя Игнатия точно такой же вопрос задавали преподобному Анастасию Синаиту: «Если кто-нибудь неверующий во Христа, например иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдет ли он в Царство Небесное?» И святой Анастасий дает тот же ответ:

«Поскольку Господь говорит Никодиму: “Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное” (Ин. 3: 5), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: “Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей” (Лк. 16: 25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (см.: Ин. 14: 2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний» .

Итак, святой Анастасий так же, как святитель Игнатий, свидетельствует, что неверующий во Христа, не родившийся от воды и Духа, то есть не крещеный человек, не войдет после смерти в Царство Божие, хотя сделанное им добро, безусловно, не останется без воздаяния.

И преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует: “Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа невозможно спастись”» .

И святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!» .

И святитель Иоанн Златоуст увещает: «Слышите вы все, чуждые просвещения [крещением]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в Царстве знака» .

Можно было бы и далее продолжать цитировать, поскольку эту истину согласно возглашают святые отцы разных эпох и народов, но для благочестивых христиан и приведенного достаточно, а для модернистов сколько ни приводи, все будет мало.

Естественно, ведь если воспринимать слова святых отцов не как свидетельство боговидцев о единой, опытно познанной ими истине, а как «просто еще одно личное мнение», то нет особой разницы, сколько этих «личных мнений» – одно, семь или тысяча.

Для мало-мальски благочестивого христианина не может не показаться чудовищной мысль, что истина закрыта, неопределима и непознаваема, – а именно эта мысль стоит за модернистским желанием разложить все Священное Предание на «личные точки зрения давно умерших людей», а Священное Писание на «исторические точки зрения, аллегории и условности, адресованные древним, давно умершим людям». И напротив, именно эта чудовищная мысль вдохновляет тех, кому очень не хочется, чтобы истина была определима и познаваема, потому как тогда придется отказываться от своих точек зрения, противоречащих истине. Той истине, о которой Господь сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32).

Освобождающая истина христианства состоит в том, что Христос пришел и уплатил великую цену ради того, чтобы даровать спасение людям, и что кроме Христова «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12).

И хотя Церковь каждый год в чине Торжества Православия с предельной ясностью провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом - анафема!», многие модернисты упорно пытаются навести туману и представить дело так, что будто бы в этом краеугольном вопросе никакой ясности нет.

Они любят говорить о том, что, мол, было бы непростительной дерзостью предвосхищать грядущий суд Божий, утверждая, что все нехристиане не спасутся, это, мол, решить может только Бог.

Хотя, повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину, мы вовсе тем самым не «дерзаем опережать Суд Божий», а, напротив, выражаем то из этого суда, что уже о нем открыл нам Бог: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нем никакой лжи. Вера Церкви в последний суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться – и главнейшим из них является сознательное принятие Христа.

Если спасение возможно без Христа, то оно, следовательно, возможно было и до Христа, а если так, то зачем приходил Христос на землю к людям, и не только приходил, но и пошел на смерть? И зачем мы Его тогда называем Спасителем, вслед за апостолами и Им Самим? Как же Он тогда сказал, что «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 10), если, оказывается, человечество до Его пришествия было вовсе не погибшим, а вполне себе спасалось в нехристианских религиях?

Если Христос пришел только для того, чтобы прибавить к уже имеющейся возможности человеческого спасения какую-то новую «опцию», предложить просто некий новый, «улучшенный» вариант спасения, то Он тогда не Спаситель, а «Улучшатель». Но само имя Его в переводе означает «Спаситель», то есть само имя Иисусово обличает и опровергает тех, кто думает, что можно достичь спасения без Него.

Известно, что, искушая Христа в пустыне, сатана при этом цитировал строки Священного Писания. Объясняя этот евангельский эпизод, преподобный Ефрем Сирин пишет: «То, что ему нужно было, он взял из Писания, а что противоречило ему, то опустил. Так и еретики берут из Писания то, что нужно им для своего соблазнительного учения, и опускают то, что противоречит их заблуждению, дабы сим образом ясно показать себя учениками этого учителя» .

Сторонники мнения, что будто бы без познания и принятия Христа возможно спастись, пусть бы только добрые дела человек творил, а верит ли он, не важно, пытаются приводить цитаты из Писания, якобы подтверждающие их заблуждение. В частности, указывают на слова апостолов о том, что «во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему» (Деян. 10: 35) и что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2: 14–15).

Прежде чем разбирать этот аргумент, стоит сделать небольшое введение.

Святые отцы единогласно говорили, что нет спасения вне Христа и Его Церкви. И это не случайность, не простое «совпадение во мнениях». Святые отцы понимали, что допущение возможности спасения вне Христа и Церкви полностью обессмысливает Боговоплощение, страсти, смерть и воскресение Христа, и вообще лишает смысла само христианство.

О том же самом говорил и апостол Павел: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2: 21). Апостол прямо писал, что даже исполнением ветхого закона, данного истинным Богом, невозможно достичь спасения, а вдруг теперь ему приписывают мысль, что будто бы не только те, кто почитал истинного Бога и исполнял Его закон, данный в откровении, но и те, кто почитал идолов и знать не знал о Божием откровении, тоже могут оправдаться перед Богом!

Иными словами, апостол Павел, который говорил, что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10: 20), и который восклицал: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6: 15), по мысли модернистов, становится их единомышленником в том, что якобы в Царствии Божием будет соучастие того, кто почитал Бога, с тем, кто приносил жертвы бесам, и того, кто молился Христу, с тем, кто кланялся Велиару.

Представляется, что абсурдность подобной мысли очевидна. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности преподобным Иосифом Волоцким:

«Если “во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему” (Деян. 10: 35), то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28: 19–20)? И еще сказал Господь Иисус Христос: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16: 16)…

Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде воплощения Христа, Его распятия и воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после воплощения Христа, Его распятия и воскресения “нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа”. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу… Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа Богу были приятны праведники из-за страха Божиего и их праведной жизни… Очевидно, что апостол сказал эти слова о праведниках, живших до воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же и еще сказал Павел: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах” (Рим. 2: 14–15)» .

Часто сторонники того заблуждения, что и без Христа можно спастись человеку, в качестве аргумента указывают на то, сколь мало православных христиан в мире, отсюда, по их мнению, следует, что нельзя говорить про спасение только искренних членов Православной Церкви, ведь иначе получится, что спасающихся очень мало, а погибающих очень много.

Но разве не о том же самом говорил Господь Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13–14), «много званых, но мало избранных» (Лк. 14: 24), «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12: 32).

С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Впрочем, слава Богу, спасающихся ныне гораздо больше, чем число спасшихся в Ноевом ковчеге во время всемирного потопа, а этот ковчег, по словам святителя Филарета Московского, есть образ Церкви Христовой.

Кроме того, сторонники указанного заблуждения любят говорить о тех несчастных «простых» язычниках, мусульманах или католиках, которые будто бы «объективно» не имели возможности стать православными христианами, потому что до них не добрались еще православные миссионеры. При этом говорящие это словно бы и не знают о Промысле Божием, который показывает прямо противоположную зависимость: не потому эти «аборигены» не стали православными христианами, что до них не дошли апостолы, а потому Господь не послал к ним апостолов, что заранее знал по Своему предведению, что никто из них не послушает проповедь истины.

И это сохранение их в неведении было для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12: 47–48).

И напротив, если Господь видел человека, чье сердце искренне взыскует истины, пусть даже этот человек жил в народе, совершенно не знающем о Православии, Он устраивал для такого человека возможность принять Православие.

Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Бог дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Петр Ордынский. Вся история Церкви полна подобными примерами.

Уместно здесь привести слова архимандрита Рафаила (Карелина), посвященные тому же вопросу: «Бог есть любовь, правда и всемогущество. Деяния Бога вызваны Его любовью, определены мудростью и исполнены могуществом; следовательно, неведение людей о Боге не может быть объяснено историческими ситуациями, так как руль истории в руке Бога. Такое объяснение было бы скорее свидетельством о детерминизировании Бога внешними ситуациями и историческими законами. Значит, неведение людей, неспособных принять истину, это тоже жалость Бога к человеку. Так Гедеон возвращает часть войска по домам, зная, что в бою эти люди обратятся в бегство» .

Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещеных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога.

«Хороший» человек для них это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Тем самым он, по их мнению, становится достоин спасения.

Но ведь даже десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечислением обязанностей по отношению к другому человеку – самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20: 2–7).

И получается, что такой тягчайший грех, как неверие в Бога, непочитание Христа, модернисты и за грех не считают. Так, мелочь какая-то. Разве можно, говорят они, из-за такой «мелочи» лишать человека в вечности единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?

Ответим: не только можно, но это и неизбежно, ибо посмертное единство с Богом есть логичное продолжение того единства, которое человек избрал уже в земной жизни и которое даруется только Христом в Его Церкви. Точно так же и посмертное отлучение от Бога есть логичное продолжение того отлучения, который человек избрал при этой жизни и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам истинного Бога самолюбие и любовь ко греху.

Бог есть единственный подлинный источник блага и радости. Отлучение от блага есть мука. Те, кто решил быть с Богом и самой жизнью засвидетельствовал эту решимость, будет с Богом в вечности и, естественно, будет пребывать в блаженстве и радости. Те же, кто предпочел Богу что-либо иное и не соединился с Ним в таинстве евхаристии, те и в вечности окажутся отлучены от источника блага и радости, то есть будут пребывать в муках. В обоих случаях «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7).

Необходимо также напомнить еще одну истину, которую замечательно выразил архимандрит Рафаил: «Вера, крещение и евхаристия – это не условия договора, который надо исполнить; это не дань, которую должник обязан заплатить, чтобы выйти из долговой ямы; это не претензия Бога к грешнику, которую можно простить, если человек не имеет средств, чтобы выплатить долг или возможности исполнить пункты договора. Вера, крещение, евхаристия относятся непосредственно к самому человеку, его личности, его природе, его общению с духовным миром. Через крещение и евхаристию он становится новым творением. Благодать изменяет его личность, одухотворяет его природу, преображает его душу, освящает все силы души, воскрешает дух и приготовляет человека к посмертной встрече с Христом… В будущем веке откроется то, что мы стяжали здесь, на земле, иначе земная жизнь как период самоопределения была бы бессмысленна» .

Завершить эту статью хотелось бы словами двух великих святых ХХ века:

Священномученик Иларион (Троицкий): «И много можно дивиться тому, как далеко заходят люди в своем “истолковании” христианства. Чего только ни захотят они, тотчас все это и находят в Евангелии. Оказывается, что всякую свою праздную мечту и даже злонамеренную мысль можно прикрыть евангельским авторитетом.

Нет, вера Христова становится только тогда ясна и определена для человека, когда он нелицемерно верует в Церковь; только тогда бисер этой веры бывает чист, только тогда не смешивается он с кучей грязного мусора всевозможных своевольных мнений и суждений. Об этом ведь говорил еще апостол Павел, когда Церковь Бога Живого называл столпом и утверждением истины (см.: 1 Тим. 3: 15)» .

Святитель Николай Сербский: «Истинной является лишь та жизнь, кою ищут и обретают во имя Господа Иисуса Христа. Все прочее – смерть и тлен. В жаркой пустыне человеческой истории воскресший Христос есть единственный отверстый и непресыхающий источник, напояющий, освежающий и животворящий. Все прочее, что утомленному и жаждущему путнику может показаться источником, не источник, но блеск раскаленного песка, подобный блеску воды, или бесовское наваждение» .