Планирование работы логопеда в школе 8 вида. Годовой план работы учителя логопеда школы VIII вида. III. Коррекционно – развивающая работа

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №4

_______ /Стрекалова М.Г./

Приложение __ к приказу_________

Годовой план учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.

Цель: Своевременное выявление и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и письменной речи,обусловленные ОНР,ФФНР.
Задачи:

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
2. Проанализировать устную речь и некоторые неречевые процессы учащихся и определить причины затруднений в овладении письменной речи.
3. Проанализировать письменные работы учащихся вторых и третьих классов.
4. Разработать и реализовать содержание коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
5. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей.

6. Разработка и реализация индивидуально-ориентированных программ развития детей-инвалидов, обучающихся на дому.

Направление деятельности и формы работы

Цель проведения

Сроки проведения

Диагностико-проектная деятельность

    Первичное обследование устной и письменной речи.

    Знакомство с данными медицинского об­следования, сбор анамнеза.

    Комплектование групп и подгрупп.

Выявление нарушений устной и письменной речи.

Уточнение этиологии характера речевых нарушений

Заполнение речевых карт, состав­ление перспективных планов рабо­ты с каждой группой.

    Повторное обследование устной и письменной речи.

    Проверка техники чтения в начальных классах.

Заполнение речевых карт.

Своевременное выявление учащихся с нарушениями чтения.

По окончании I полугодия.

Начало учебного года, входной контроль.

По окончании каждой четверти.

Коррекционно-развивающая деятельность.

1.Проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися по коррекции нарушений устной и письменной речи.

2. I этап коррекционной работы

3. II этап коррекционной работы

3-4 классы.

4. I этап коррекционной работы

II этап коррекционной работы

3-4 классы.

5.IIIэтап коррекционной работы 1-4 классы

Коррекция речевых нарушений у учащихся.

Коррекция речевых нарушений у учащихся.

Систематически в течение уч.года.

Сентябрь-октябрь

Ноябрь-декабрь

Декабрь-апрель

Консультативно-методическая деятельность.

1. Родительские собрания в 1 классах.

«Результаты диагностического обследования первоклассников»

2. Консультирование педагогов и родителей учащихся 1-3 классов по результатам обследования устной и письменной речи детей.

3. Мероприятия по пропаганде логопедичес­ких знаний среди учителей и родителей (беседы, лекции, выступления на роди­тельских собраниях, на консилиумах)

4. Выступление на МО учителей начальных классов

«Совету учителю. Дисграфия.»

«Советы учителю.Дислексия.»

«Советы учителю. Дизорфография.»

5. Взаимодействие с учителями, психологом.Посещение открытых уроков в 1-4 классах.

6.Работа в ПМП(к) МБОУ СОШ №4. Заполнение логопедических представлений на учащихся. Составление индивидуально-коррекционных программ. Коллегиальное заключение.

Выступление на педагогическом совете с анализом работы учителя-логопеда за учебный год.

7.Работа в городской ПМПК

Ознакомление родителей с резуль­татом диагностики речевого разви­тия детей

Обеспечение индивидуального подхода к ребёнку с учётом выяв­ленных особенностей его речевого развитии.

Ознакомление учителей и роди­телей с актуальными проблема­ми коррекционного воспитания ребёнка

Своевременное выявление учащихся, неусваивающих программу обучения общеобразовательной школы в начальных классах.

Ознакомление с результатами коррекционной работы.

сентяб­рь

Систематически

Систематически

На протяжении учебного года.

Сентябрь

На протяжении учебного года.

Февраль-март

Сентябрь

Сентябрь

Методическая работа. Повышение профессиональной компетентности.

    Методическое объединение учителей-логопедов.

Заседание МО №1

«Анализ деятельности логопедических пунктов школ за 2014- 2015уч.год».

Заседание МО №2

1.«Нестандартные приёмы развития моторики (общей, мелкой, артикуляционной) на логопедических занятиях.»

2. «Тестотерапия на логопедических занятиях.»

Заседание МО №3

    «Межполушарное взаимодействие»

    « Сказкотерапия на логопедических занятиях»

Заседание МО №4

    «Отчет о деятельности логопедических пунктов школ за 2015-2016уч.год»

    « Анализ деятельности МО учителей-логопедов».

Ознакомление учителей-логопедов с новыми подходами в работе учителей-логопедов. Повышение профессиональной компетентности.

Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 4 Чернявской И.В.

Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 5 Белоус Л.В.

Доклад руководителя МО учителей-логопедов Гриценко А.В.

Доклад учителя-логопеда МБОУ СОШ № 6 Мелешенко Г.Г.

Август. На базе МБОУ СОШ №6.

Декабрь. На базе МБОУ СОШ №5.

Февраль. На базе МБОУ СОШ № 1.

Май. На базе МБОУ СОШ №1

2.Работа с научной и публицистической ли­тературой

Систематически

3. Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определённых ме­тодов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

Выбор наиболее эффективных пу­тей обучения и восстановления ус­тной и письменной речи детей

Систематически

Заполнение речевых карт

4. Планирование методической работы на год

5. Составление логопедических программ для работы с учащимися.

6. Заполнение речевых карт

7. Заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий,журнала обследования и журнала консультаций.

8. Составление конспектов занятий

Повышение профессиональной компетентности.

9.Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации.

10. Прохождение годичных заочных курсов профессиональной переподготовки с целью получения теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования по специальности «Логопедия»,Таганрогский институт им.А.П.Чехова (филиал)ФГБОУ «РГЭУ».

11.Накопление материала по теме самообразования: «Диагностика и коррекция нарушений письменной речи и чтения.»

Получение теоретических знаний и практических навыков в сфере специального дефектологического образования

1 раз в четверть

Систематически

Систематически

Iполугодие уч.года

Сентябрь-май.

Систематически

Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

    Изготовление и приобретение методичес­ких пособий: «Интерактивные карточки по познавательно-речевому развитию учащихся.»

2.Обновление методической литературы по логопедии.

Работа с детьми-инвалидами

1.Разработка и реализация адаптированных индивидуальных коррекционных программ для детей-инвалидов. Проведение индивидуальных занятий по развитию устной и письменной речи.

2.Консультирование родителей детей-инвалидов.

3.Использование в работе с детьми-инвалидами логоритмических занятий, технологии моделирования и проигрывания сказок, компьютерных развивающих программ.

Коррекция речевых нарушений

Ознакомление роди­телей с актуальными проблема­ми коррекционного воспитания ребёнка-инвалида

Повышение эффективности коррекционной работы

В течение учебного года

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Бокситовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зам директора по УВР И.о. директор ГБОУ БСКОШИ 7 вида ________ А. Н. Нурмухаметова ____________ А. Н. Нурмухаметова

Годовой план работы

учителя-логопеда Галимовой А.Б.

на 2015-2016 учебный год

2015 год

Цель работы логопеда школьного логопункта – оказание логопедической помощи учащимся с ЗПР, имеющим отклонение в развитии устной и письменной речи, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение письменной речи, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений письменной и устной речи.

Задачи:

Организация и проведение диагностических мероприятий, с целью своевременного выявления учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной и письменной речи.

Организация адекватного дефекту коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений устной речи, нарушений письма и чтения любой формы;

Организация сотрудничества учителя-логопеда с учителями начальных классов и русского языка среднего звена обучения с целью выработки единства требований к ученикам, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, со стороны учителей и логопеда.

Организация и проведение комплексной логопедической работы над всей речевой системой: психологической базой речи, импрессивной и экспрессивной речью.

Наименование мероприятия

Содержание

Сроки выполнения

Организационная работа

1

Подготовка кабинета к новому учебному году.

Косметический ремонт кабинета. Влажная уборка в кабинете. Оформление кабинета и уголка логопеда.

до 01.08.2015.

2

Предварительная работа с документацией.

Составление плана работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год.

Подготовка диагностического материала, бланков речевых карт и протоколов первичного логопедического обследования.

до 01.09.2015.

Диагностико-аналитическая деятельность

3

Первичное и углубленное обследование устной и письменной речи детей

Проведение массового логопедического обследования учащихся начальной и среднего звена, углубленное обследование устной и письменной речи детей зачисленных на логопункт.

02.09.2015-15.09.2015

4

Знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза детей зачисленных на логопункт

Сбор анамнестических данных и выписка из медицинских карт учащихся сведений, необходимых для учителя-логопеда

02.09.2015-15.09.2015

5

Проведение мониторинга устной и письменной речи детей

Проведение мониторинга, обработка результатов и заполнение соответствующей документации.

02.09.2015- 15.09.2015

14.01.2016-18.01.2016

16.05.2016-31.05.2016

6

Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года

Заполнение речевых карт, протоколов обследования устной и письменной речи и визирование необходимой документации, комплектование пакета документов в соответствии с рекомендуемым перечнем.

Разработка адаптированной рабочей программы по преодолению нарушений устной и письменной речи. Согласование данных программ на методическом совете ОУ.

02.09.2015- 15.09.2015

14.01.2016 18.01.2016

15.05.2016- 30.05.2016

а так же в теч. уч. года

7

Комплектование групп и подгрупп для коррекционной работы

Комплектование групп для коррекционной работы в соответствии с логопедическим диагнозом

02.09.2015- 15.09.2015

Коррекционно-развивающая деятельность

8

Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно графику логопедических занятий

Коррекция аграмматической дисграфии, оптической дисграфии и дислексии, акустической дисграфии, дисграфии обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза, дизорфографии, ОНР 3 и 4 уровня.

15.09.2015–14.05.2016

9

Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно графику логопедических занятий

Коррекция дислалии, заикания.

15.09.2015–14.05.2016

Консультативно-методическая деятельность

10

Консультирование педагогов по результатам обследования устной и письменной речи детей

Итоги и результаты обследования речи учащихся

02.09.2015-15.09.2015

15.05.2016-30.05.2016

11

Мероприятия по пропаганде логопедических занятий среди учителей и родителей, проведение групповых консультаций (беседы, лекции, выступления на родительских собраниях, методических объединениях, спецсеминарах, консилиумах), проведение индивидуальных консультаций для родителей и педагогов ОУ

    «Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия» доклад с практической частью.

    Доклад с практической частью на тему: «Мяч и речь»;

По плану работы школы

12

Проведение логопедической недели для учителей, воспитателей и специалистов ОУ.

Доклад, открытые индивидуальное и подгрупповое занятия, внеклассное воспитательное мероприятие, оформление речевой газеты, организация викторины. Темы открытых занятий по календарно-тематическому планированию коррекционно-логопедических занятий.

октябрь

13

Взаимодействие с учителями начальных классов, русского языка среднего звена, воспитателями и психологом.

Взаимопосещение открытых занятий и внеклассных мероприятий

Взаимосвязь со специалистами ОУ

14

Диагностика различных сфер деятельности, определенных функций ребенка

Совместно с педагогом-психологом проведение исследования сенсорной и познавательной сферы, мелкой моторики у детей.

15

Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития

Взаимный обмен информацией, с целью уточнения и конкретизации заключения, а так же для составления индивидуальных программ развития

16

Знакомство с содержанием коррекционного обучения

Познакомить психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка среднего звена и воспитателей с направлениями коррекционной (логопедической) работы на текущий год.

сентябрь по плану заседания школьного ПМПк

17

Взаимопосещение коррекционных занятий и воспитательных мероприятий

Посещение коррекционных занятий психолога, учителей начальных классов, учителей русского языка 5-9 классов, открытых мероприятий воспитателей.

в течении года по плану работы МО

18

Подготовка документации к ПМПк и ПМПК

Составление логопедического представления при необходимости уточнения или смены образовательного маршрута для ребенка

в течении года по плану работы

ПМПк

19

Индивидуальное консультирование

Еженедельно согласно графику работы учителя-логопеда

в течении года

Работа с родителями

20

Индивидуальное консультирование, проведение подгрупповых консультаций, выступление на родительских собраниях

Знакомство с задачами работы школьного логопеда. Доклад: «Оказание логопедической помощи учащимся школы-интернат 7 вида».

Индивидуальные беседы на темы:

«Ознакомление с результатами обследования речи учащихся»;

«Итоги работы школьного логопеда».

Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета

Предоставление заявки на имя директора ОУ на приобретение методических пособий, обучающих компьютерных игр

    Комплект массажных зондов – 1 шт ;

    Индивидуальные кассы звуков, букв и слогов – 8 штук;

    Настенная касса звуков, букв и слогов – 1шт;

    Настольные зеркала для индивидуальной работы (9х12)- 8 штук

    Рабочие тетради для учащихся:

    Е.В. Мазанова «Учусь работать с текстом» альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве языкового анализа и синтеза – 10 шт;

    Е.В.Мазанова «Логопедия. Дисграфия обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза» тетрадь № 1 - 5 шт;

    Е.В. Мазанова «Учусь не путать звуки» №1 и №2 альбом упражнений по коррекции акустической дисграфии – по 10 шт;

    Е.В.Мазанова «Логопедия. Преодоление нарушения письма» тетрадь №2 – 5 шт;

    Е.В. Мазанова «Учусь работать со словом» альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии - 10 шт;

    Е.В. Мазанова «Логопедия. Дисграфия обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия» начальное обучение № 3 - 5 шт;

    Е.В.Мазанова «Оптическая дисграфия» - 5 шт;

    В.В. Коноваленко «Пишем и читаем»

1 – 5 шт,

2 – 5 шт,

3 – 5 шт.

    Компьютерная программа по логопедии «Игры для Тигры» - 1 шт.

    методическое пособие «Логопедическая азбука. От буквы к слову» - 1 шт.

сентябрь-октябрь

в течении года

21

Изготовление раздаточного материала

по лексическим темам логопедических занятий

«Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Транспорт», «Игрушки», «Учебные принадлежности», «Продукты» и т.д.

в период каникул

Повышение профессиональной компетентности

22

Посещение курсов в БИРО, лекций, семинаров, методических объединений

Прохождение курса повышения квалификации. Повышение квалификации. Прхождении аттестационной комисси.

в течении года

23

Работа с научной и публицистической литературой

Изучение статей периодических изданий

в течении года

24

Работа в Интернет

Регистрация на логопедических сайтах, изучение ресурсов и публикация в них собственной работы. Публикация на сайте школы ГБОУ БСКОШИ 7 вида.

в течении года

25

Проведение наблюдений за динамикой речевых нарушений на логопедических занятиях, за влиянием определенных методов на речевое развитие и коррекцию речи ребёнка.

Внедрять инновационные и компьютерные технологии, программы, нетрадиционные методики коррекции речи в логопедическую работу (арома-, Су-джок-, музыка- и иппотерапии), экскурсии: «Признаки осени. Листопад», «Тучкины штучки», «Зимний сад», «Морской музей», «Зоопарк» (ГУП санатория «Янган-тау»). Проводить наблюдение за их эффективностью в преодолении нарушений речи у детей с ЗПР.

в течении года

План работы составила: _____________ учитель-логопед Галимова А.Б.

Мероприятия

I . Организационная работа.

Обследование уч-ся 1 класса и вновь прибывших уч-ся.

Повторное обследование уч-ся 2-7 классов с указанием о речевых изменениях за летний период.

Распределение детей по группам в зависимости от речевого дефекта и возраста.

Наметить кандидатов для последующего зачисления в группы.

Занести результаты обследования в речевые карты.

Заполнить журнал посещаемости логопедических занятий.

Заполнить журнал учёта детей с нарушениями речи.

Составить расписание логопедических занятий.

Завести для каждой группы тетрадь связи с учителем и воспитателями.

Групповые занятия проводить в течении урока – 40 минут; индивидуальные занятия – 15-20 минут. Наполняемость группы в пределах 2-4 человек.

Занятия с логопатами проводить во время уроков чтения и развития речи по согласованию с администрацией школы.

Систематически обновлять материал стендов «Уголок логопеда», «В стране Читай – Игрании.»

Провести логопедический утренник.

Анализ коррекционной и методической работы по итогам года.

II . Коррекционная работа.

Проведение фронтальных занятий в виде групповых согласно циклограмме рабочего времени.

Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени.

III . Взаимосвязь со специалистами школы.

Изучить анамнез в медицинских карточках и в личных делах вновь прибывших детей.

Проанализировать результаты обследования детей педагогом-психологом.

Ознакомить постоянных членов школьной ПМПк и других педагогов школы с результатами логопедического обследования.

Индивидуализировать совместно с учителем систему письменных работ уч-ся по письму с учётом их дефекта.

Заполнить в журнале листок здоровья в соответствии с рекомендациями медицинского работника.

Учитывать физическое и психическое состояние детей во время занятий, физминуток, подвижных игр, логоритмики.

Посещать уроки письма, чтения, развития речи и внеклассные мероприятия с целью контроля за речевым продвижением детей-логопатов.

Консультировать педагогов школы. Помогать учителям и воспитателям в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей.

    Научно-методическая работа.

Регулярно знакомится с новинками методической литературы по логопедии, материалом на интернет-сайтах.

Начать изучение темы по самообразованию: «Использование ИКТ на логопедических занятиях».

Сделать сообщение на МО учителей начальных классов «Использование мнемотаблиц на уроках чтения».

Выступить на педсовете с докладом «Развитие познавательных способностей у детей с ОВЗ».

Принять участие в вебинарах проекта «Инфоурок»:

«Образовательные технологии как элемент обучения в рамках реализации ФГОС» 2ч.;

«Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности» 2ч.

Подготовить ребят 2-4 классов для принятия участия в Международной дистанционной олимпиаде по чтению и развитию речи «Осень 2016» на проекте «Инфоурок».

В целях пропаганды логопедических и дефектологических знаний обновить материалы стенда «Социально-логопедическая служба».

Размещать на своей странице школьного сайта и на персональном сайте проекта «Инфоурок» различную информацию из опыта работы для коллег, учителей-логопедов.

V . Работа с родителями.

Провести индивидуальные беседы с родителями детей, зачисленных на логопедические занятия.

Назначить день для консультаций.

Выступить на родительском собрании с сообщением «Роль родителей в формировании правильного произношения».

VI . Мероприятия по улучшению оборудования логопедического кабинета.

Сделать косметический ремонт кабинета.

Установить: логопедический стол для индивидуальных занятий над постановкой звуков; настенную сенсорную панель для развития мелкой моторики.

Изготовить новый и обновить уже имеющийся наглядный материал и дидактические карточки.

Пополнить методическую копилку новыми дидактическими играми, разработками, презентациями.

Систематически пополнять новой методической литературой уголки «В помощь учителю, воспитателю, родителям» и «Методический уголок» в кабинете логопеда.

Годовой план учителя-логопеда

Григорьевой М.А.

на 2015– 2016 учебный год.

Цель работы школьного логопедического пункта – коррекция и профилактика нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов.

Задачи:

  1. Своевременное выявление нарушений развития письменной и устной речи обучающихся.
  2. Комплектование групп. Организация коррекционного процесса, направленного на преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
  3. Оформление и ведение документации.
  4. Пропаганда логопедических знаний с целью профилактики нарушений развития речи.
  5. Консультативно-методическая работа с учителями начальных классов, родителями, воспитателями ГПД.
  6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
  7. Оснащение кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом.
  8. Повышение уровня профессиональной квалификации.
  9. Разработка программы коррекционно-развивающих логопедических занятий для обучающихся специальных коррекционных классов VIII вида.

Мероприятия

Сроки проведения

I. Организационная работа; работа с документацией.

1. Подготовка кабинета к новому учебному году.

2. Первичное и углублённое обследование устной и письменной речи детей (в начале и в конце года).

3. Ознакомление родителей и учителей с итогами обследования.

Сентябрь, май.

4.Изучение документации детей, вновь принятых на логопедические занятия.

Сентябрь.

5. Проведение мониторинга устной и письменной речи детей 1-4 классов.

Сентябрь, май.

6. Комплектование групп учащихся с учётом однородности структуры речевого дефекта.

Сентябрь.

7. Составление и утверждение расписания логопедических занятий.

Сентябрь.

8. Заполнение речевых карт учащихся, зачисленных на логопункт.

Сентябрь,

в течение учебного года.

9.Составление перспективных планов работы с каждой группой учащихся (по нарушениям).

Сентябрь.

10. Оформление и заполнение журнала посещаемости логопедических занятий, журнала консультаций.

В течение учебного года.

11. Составление годового отчёта о проделанной работе.

Май.

II. Коррекционно – развивающая работа.

1. Зачисление на логопедические занятия учащихся, имеющих речевые дефекты.

Сентябрь.

В течение учебного года.

2. Проведение коррекционных групповых и индивидуальных занятий согласно расписания.

III. Научно – методическая работа.

1.Тематические консультации для учителей и родителей, выступления на родительских собраниях:

–«Советы учителя-логопеда»;

– «Советы родителям детей с нарушениями письма»;

– «Для чего нужны занятия с логопедом»;

– «Работа учителя с детьми - логопатами»;

– «Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом»;

– «Понятия и причиныдисграфии»и мн. др.

В течение учебного года.

2. Проведение индивидуальных консультаций для родителей, учителей.

В течение учебного года.

3. Участие в ШМО и РМО.

В течениеучебногогода.

4. Прохождение курсов повышения квалификации.

(Обучение в НИРО)

В течениеучебного года.

5. Самостоятельное изучение новинок специальной литературы.

В течение учебного года.

IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ.

1. Посещение уроков учителей начальных классов, занятий психолога.

В течение учебного года.

2. Индивидуальное консультирование педагогов школы.

В течение учебного года.


Структура программы коррекционной работы:

  1. Пояснительная записка
  2. Направления коррекционной работы учителя–логопеда
  3. Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей
  4. Перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающий планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения.

1. Пояснительная записка

Цель программы

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.

Задачи программы

  • Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
  • Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.

Условия реализации программы коррекционной работы

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического пункта организуется на основании:

  • Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 25 декабря 2008 г.)
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
  • Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Положения о логопедическом пункте общеобразовательного учреждения г. Снежинска
  • Должностной инструкции учителя – логопеда средней общеобразовательной школы №… .

Психолого-педагогическое обеспечение:

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

– обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемые МОиН РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.

Для обследования уровня развития речи используется модифицированный вариант тестовой логопедической диагностики – стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить эффективность коррекционного воздействия

Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой (1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу в следующих направлениях:

– преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для осуществления полноценной речевой деятельности);

– создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей;

– коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности).

При планировании занятий с детьми с фонетико–фонематическим (фонематическим) недоразвитием и занятий I и II-го этапа для детей с общим недоразвитием речи используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н.. При планировании занятий III-го этапа коррекционно–развивающего обучения используются материалы Андреевой Н.Г.

Программно-методическим обеспечением структурного компонента логопедических занятий по развитию психических процессов и формированию универсальных учебных действий является психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1 – 4 классов (Локалова Н.П.) и программа «Учись учиться», разработанная коллективом авторов ППМС-центра гимназии № 56 Санкт-Петербурга.

Материально-техническое и информационное обеспечение

В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № …» создана надлежащая материально-техническая база, позволяющая обеспечить коррекционно-развивающую среду, в виде логопедического кабинета, соответствующего требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

Как необходимое условие реализации программы в логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.

Подробно материально–техническое и информационное обеспечение кабинета описано в «Паспорте логопедического кабинета»

Этапы реализации программы коррекционной работы (Приложение 1)

В программе коррекционной работы представлены характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей и перспективный план работы с детьми с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи, включающее планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения. Перспективный план детализируется в тематическом планировании, которое может уточняться (перераспределение часов на изучение отдельных тем) в зависимости от контингента обучающихся с нарушениями речи.

Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание (Приложение 2) .

3. Характеристика отклонений в речевом развитии обучающихся общеобразовательной школы

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Учащихся, имеющих отклонения в формировании фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, можно разделить условно на три группы: учащиеся с фонетическим недоразвитием речи (фонетически изолированный дефект); учащиеся с фонетико-фонематическим и фонематическим (без нарушения звукопроизношения) недоразвитием речи; учащиеся с несформированностью языковых и речевых средств языка (общее недоразвитие речи III–IV уровня) (Приложение 3) .

Приведенная группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе. Основной контингент, который должен быть выявлен учителем-логопедом общеобразовательных школ прежде других, составляют дети, недостатки речи которых препятствуют их успешному обучению, т.е. учащиеся второй и третьей групп. Именно этим детям в целях предупреждения у них неуспеваемости логопедическая помощь должна быть оказана в первую очередь.

4. Перспективный план работы с группами учащихся с речевым недоразвитием

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III–IV уровня, организуется в три этапа (Приложение 4).

Оптимальная организация коррекционного обучения предусматривает одновременную работу над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Она осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и обучающихся) на основной задаче каждого из этапов, например, формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе слова – на втором, синтаксических обобщениях – на третьем. Восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы ведется методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя– логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

На всех этапах ведется работа по формированию и коррекции навыка чтения (тематическое планирование).

В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

1) будут восполнены пробелы:

  • в развитии звуковой стороны речи
  • в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
  • в формировании связной речи

2) будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Литература:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю
. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  • Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Локалова Н.П
  • . 120 уроков психологического развития младших школьников (в 2-х частях) М: Ось – 89, 2006 г.
  • Метусс Е.В., Литвина А.В
  • . и др. Логопедические занятия со школьниками (1 – 5 класс). СПб.: Каро, 2006 г.
  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011 г.
  • Ястребова А.В
  • . Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. М: Аркти, 1999 г.