Орфографические упражнения упражнения по орфографии. Задания для проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Запятая при обращении

Слайд 2

(не) учил (не) думал (не) слушал (не) старался

Слайд 3

Слайд 4

(не) знал знал (не) думал думал (не) слушал слушал (не) старался старался

Слайд 5

Частицы

Частицы – «не», «разве», «неужели», «даже», «ведь», «уж», «же», «лишь», «только», «вряд ли», «едва ли» и другие являются служебной частью речи. Сами по себе они ничего не значат. Но в связи с другими частями речи помогают выразить эмоции.

Слайд 6

Роль в предложении

помогает выразить эмоции (разве, неужели) Усилить высказывание (даже, ведь,уж, же) Что-то ограничить (лишь, только) Вызвать сомнение (вряд ли, едва ли)

Слайд 7

ТЕМА УРОКА: «Служебные части речи. Правописание частицы не с глаголами».

Слайд 8

Усвоить правило правописания НЕ с глаголами; Научиться применять правило на письме.

Слайд 9

не учил не думал не слушал не старался

Слайд 10

Частица НЕ является служебной частью речипомогает выразить отрицание. Она так и называется отрицательная частица. Когда частица НЕ стоит перед глаголом, предложение из утвердительного становится отрицательным. НЕ с глаголами пишется раздельно. Например: Танцевать я умею. Танцевать я не умею. Тебе известна ещё одна характеристика предложения. Частица употребляется с разными частями речи. Ты в этом можешь убедиться, когда будешь читать любой текст.

Слайд 11

Упражнение 21

Не узнаешь, не любят, не слушают, не сделать, не добудешь, не стыдно, не знать, не научиться.

Слайд 13

Один раз мама пошла на рынок за мясом, и девочки остались одни дома. Уходя, мама велела им хорошо себя вести, все трогать, со спичками играть, на подоконники лазать, на лестницу выходить, котёнка е мучить. И обещала им принести каждой по апельсину. (По Л. Пантелееву)

Class="clearfix">

Если есть необходимость узнать, на какие именно правила орфографии и пунктуации вы допускаете ошибки, предлагаем вам выполнить специальные задания и провести самопроверку своего результата.

Работу можно выполнить двумя способами:

а) написать текст, предложения и слова под диктовку;

б) распечатать задание и выполнить его: списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки (то есть выбирая или слитное, или раздельное, или дефисное написание).

I. В т_ёжн_м (1; 3) междуреч_ (2;4) ра_пол_жился (6;7) лагерь развед_вательной (8) буровой бр_гады (1) Алексея Миронова. (Не)сколько (9) п_латок (1) на только что ра_корч_ва_ой (6; 12; 14) и выр_вне_ой (7; 14) пл_щадк_ (1; 4) дли_ый (13) (свеже)оструга_ый (15; 14) стол зак_пч__ое (1; 12; 14) а_юмин_вое (16; 1) ведро над костром. А рядом вышка и до_атый (7) домик к_нторы (1) где уст_новили (1) рац_ю (31) пр_сп_собили (17; 1) для об_грева (32) железный боч_нок (18) из(под) (19) сож_ё_ого (16; 14) в пути г_рючего (7).

Место выбра_ое (14) для лагеря (н_)чем (9) (н_)отл_чалось (10; 1) от десятков таких(же) (20) ст_янок (1) в таких(же) (20) диких (не)хоже_ых (11; 14) местах. Плыли сюда (Мм)ироновцы (33) на сам_ходной (15) плоск_до_ой (15; 13) барж_.(4) Плыли (не)сколько (9) дней пр_одол_вая (17; 26) бе_чётные (6; 16) мели застр_вая (26) на песча_ых (13) перекатах. Высаж_вались (8) на берег чтобы облегчить плоск_донку (15) и обе_иле_ые (16; 14) валились на дыш_щий (27) вековым хол_дом (1) мох. Если бы выпр_мить (1) все затейл_вые (21) петли реки получилось бы к_лометров (1) полтораст_ (22) до посёлка развед_иков (23). Там остались сем_и (2) там в ра_ий (13) час гост_приимно (15) ра_крывают_ся (6; 34) двери столовой там (по)минутно (25) стрекоч_т (5) верт_лёты (15) пр_целиваясь (17) к утрамбова_ой (14) площадк_ (4) перед прод_вольстве_ым (1; 13) складом. У горстки людей оторва_ых (14) от всего этого было такое чу_ство (24) что они давно ра_тались (16) с домом и (не)извес_но (35; 24) когда снов_ (25) увид_т (5) рубле_ые (14) давно (не)краше_ые (11; 14) дом_ки (36), а_уратно (16) ра_тавле_ые (16; 14) (в)доль (25) улицы.

II. 1) Видел Егорушка как мало(помалу) (15) темнело небо и опускалась на землю мгла.

2) Когда ночь перел_милась (1) небо пот_ряло (1) б_рхатист_ю (1; 3) черноту и далеко из(за) (19) реки послышались петухи.

3) Ночью люди спали как попало валяясь прямо на грудах угля и задыхаясь в тёплом и влажном как в оранжерее воздухе.

4) По мнению здешних учёных этот провал (н_)что (9) иное как угасший кратер.

5) Здравый смысл твёрдость и свобода г_рячее (7) участие в чужих бедах и радостях словом все её достоинства точно родились с ней.

6) Иногда летом на даче он сам писал красками п_йзажи (1) и ему казалось что у него много вкуса и что если б он учился то из него пожалуй вышел бы хороший художник.

III. Каза_кий (21), ан_логичный (1), больш_нство (36), опас_ность (24), завис_ть (26), следу_щий (27), гости_ый (13) двор, праз_ный (24), бе_пр_ста_о (6; 17; 37), труже_ик (28), реш_тка (29), при_ти, пр_емстве_ость (17; 28), (пол)литра (30), (бледно)с_реневый (15; 1), ра_чёт (6; 16), бе_сч_тный (6; 16; 29), реч_нка (18).

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ И ПЕРЕЧЕНЬ ОРФОГРАММ И ПУНКТОГРАММ

Сравните ваш текст с образцовым, найдите и выделите ошибки. По номеру, указанному в скобках, вы сможете определить, на какие именно орфограммы и пунктограммы вы допустили ошибки, и составить индивидуальную программу совершенствования своей грамотности. Номера орфограмм указаны в исходном тексте, номера пунктограмм – в образцовом .

I. В таёжном междуречье расположился лагерь разведывательной буровой бригады Алексея Миронова. Несколько палаток на только что раскорчёванной (38) и выровненной площадке, (38) длинный (39) свежеоструганный стол, (38) закопчённое (39) алюминиевое ведро над костром. А рядом вышка и дощатый домик конторы, (40) где установили рацию, (40) приспособили для обогрева железный бочонок из-под (41) сожжённого в пути (41) горючего.

Место, (41) выбранное для лагеря, (41) ничем не отличалось от десятков таких же стоянок в таких же диких, (39) нехоженых местах. Плыли сюда мироновцы на самоходной (39) плоскодонной барже. Плыли несколько дней, (42) преодолевая бессчётные мели, (42) застревая на песчаных перекатах. Высаживались на берег, (40) чтобы облегчить плоскодонку, (40) и, (42) обессиленные, (42) валились на (41) дышащий вековым холодом (41) мох. Если бы выпрямить все затейливые петли реки, (40) получилось бы километров полтораста до посёлка разведчиков. Там остались семьи, (43) там в ранний час гостеприимно раскрываются двери столовой, (43) там поминутно стрекочут вертолёты, (42) прицеливаясь к утрамбованной площадке перед продовольственным складом. У горстки людей, (41) оторванных от всего этого, (41) было такое чувство, (40) что они давно расстались с домом (40) и неизвестно когда снова увидят рубленые, (38) давно не крашенные домики, (41) аккуратно расставленные вдоль широкой улицы.

II. 1) Видел Егорушка, (40) как мало-помалу темнело небо (40) и опускалась на землю мгла.

2) Когда ночь переломилась, (44) небо потеряло бархатистую черноту (44) и далеко из-за реки послышались петухи.

3) Ночью люди спали как попало, (42) валяясь прямо на грудах угля (38) и задыхаясь в тёплом и влажном, (45) как в оранжерее, (45) воздухе.

4) По мнению здешних учёных, (46) этот провал – (47) не что иное, (48) как угасший кратер.

5) Здравый смысл, (38) твёрдость и свобода, (38) горячее участие в чужих бедах и радостях - (49) словом, (49) все её достоинства точно родились с ней.

6) Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи, (50) и ему казалось, (40) что у него много вкуса и (40) что (51) если б он учился, (52) то из него, (46) пожалуй, (46) вышел бы хороший художник.

III. Казацкий, аналогичный, большинство, опасность, зависеть, следующий, гостиный двор, праздный, беспрестанно, труженик, решётка, прийти, преемственность, пол-литра, бледно-сиреневый, расчёт, бессчётный, речонка.

ОРФОГРАММЫ:

1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые и не проверяемые ударением.

2. Разделительный Ь.

3. Безударные падежные окончания имён прилагательных

4. Безударные падежные окончания имён существительных.

5. Безударные личные окончания глаголов.

6. Приставки на –з, -с.

7. Буквы чередующихся гласных и согласных в корне.

8. Буквы гласных в суффиксах глаголов –ова- -ева- ыва- ива .

9. Не - ни с местоимениями.

10. Не с глаголами.

11. Не с причастиями.

12. Буквы о-ё в суффиксах причастий.

13. Н и нн в именах прилагательных.

14. Н и нн в причастиях.

15. Правописание сложных слов.

16. Удвоенные буквы согласных в корне и на стыке приставки и корня.

17. Буквы е , и в приставках пре- и при- .

18. Буквы о , ё после шипящих в суффиксах имён существительных.

19. Правописание составных предлогов.

20. Слитное и раздельное написание частицы же .

21. Правописание суффиксов имён прилагательных.

22. Правописание имён числительных.

23. Суффиксы имён существительных –чик, -щик-.

24. Буквы непроизносимых согласных в корне слова.

25. Правописание наречий.

26. Буквы гласных в глагольных суффиксах.

27. Буквы гласных в суффиксах причастий.

28. Н-нн в именах существительных.

29. Буквы о-ё после шипящих в корне имён существительных.

30. Правописание приставки пол- в именах существительных.

31. Буквы ы , и после ц .

32. Буквы гласных в приставках.

33. Большая буква в именах собственных и словах, от них образованных.

34. Буквосочетания тся-ться в глаголах.

35. Не с наречиями.

36. Гласные в суффиксах имён существительных (–ек-, -ик- и др.)

37. Н-нн в наречиях.

ПУНКТОГРАММЫ

38. Запятая в предложении с однородными членами.

39. Запятая при однородных и неоднородных определениях.

40. Запятые в сложноподчинённом предложении с однородными придаточными.

41. Обособление и необособление причастного оборота.

42. Обособление деепричастного оборота и одиночных деепричастий.

43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

44. запятые в сложном предложении с общей придаточной частью.

45. Запятая при сравнительном обороте с союзом как .

46. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.

47. Тире между подлежащим и сказуемым.

48. Запятая в сочетании не кто иной, как и не что иное, как .

49. Пунктуация в предложении с однородными членами и обобщающим словом.

50. Запятая между частями сложносочинённого предложения.

51. Запятая при стечении союзов в сложноподчинённом предложении.

52. Запятая между частями сложноподчинённого предложения.

Орфография

Буквы ы-и после приставок

Задание: списать, вставить пропущенные

без...мянная речка

по...ск из...сканные манеры

роз...ск небез...звестный поэт

пед...нститут меж...нститутские спортив-

контр...гра ные соревнования

без...сходность без...нициативный человек

с...грать в шахматы пред...дущее изложение

по...грать в мяч пред...стория человечества

под...тожить сделанное меж...мпериалистические

по...скать книгу противоречия

без...дейное произведение

без...скусное повествование

раз...грать партию в шахматы сибирский при...ск

провести полит...формацию

транс...ранская магистраль

пред...юньские события

Орфография

Буквы о-е-ё после шипящих

КАРТОЧКА N 6.

1. Вставьте пропущенные буквы.

Трущ...ба, щ...тка, ш...лк, ж...рнов, ш...рник, бесш...вный, крыж...вник,

ш...к, ж...ванный, саж...нки, медвеж...нок, печ...ный, реч...нка, улич...нный,

ж...лтый, ш...рох, тяж...лый, ч...рствый, заш...л, пч...лка, освещ...ннный,

пш...нный, размеж...вка, выкорч...вывать, вощ...ный, червяч...к, грош...вый,

моч...ный, парч...вый, горяч..., певуч..., жж...т, стаж...р, старуш...нка,

свинц...вый, перц...вый, облиц...вать.

2. Поставьте данные существительные в творительном падеже.

падеж кирпич продажа плащ

рубеж меч борщ межа

плач свеча пейзаж дача

Орфография.

Карточка № 1

Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

Орфография.

Правописание приставок на з-с

Карточка № 2

Задание: списать, вставить пропущенные буквы.

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.

Орфография

Правописание Е-ё-О после шипящих

    Ж..лтый, ж..рнов, зач..т, печ..нка, пч..лка, капющ..н, ш_лк, ж..лоб, уч..ба, расч..ска, ч..рный, крыж..вник, сгущ..нка, туш...нка, ноч..вка, щ..голь, печ..ный, уч..т, капюш..н, прош..л, сожж..нный, ш_лк, ш..ковая терапия, ноч..вка, ож..г руку, ож..г руки

Трущ..ба, ч..порный, деш..вый, маж..рный, общ.., ш..колад, ш..мпол, треш..тка, ш..пот, ш_рох, ж..рдочка, ч..рствый, харч.., чаш..ба, трещ..тка, изж..га, печ..ный, ш..фёр, ж..кей, веч..рка, обж..ра, холщ..вый, парч..вый, ж..сткие условия, ож..г лица, плащ..м, грош..вая опера, камыш..вая заросль, суш..ные фрукты, увитый плющ..м, парч..вое платье, тонкая беч..вка, жалкая душ..нка, удруч..нный вид, перч..ная туш..нка,прож..рливая гусеница, моч..ные яблоки, тяж..лая дорога.

    Резать нож..м, мой друж..к, светить свеч..й, подойти к реч..нке. пастуш..к уч..ный медведь, молодой стаж..р, без стеснения лж..т, полный боч..нок, туш..ное мясо (туш..нка), сгущ..ное молоко (сгущ..нка), разделить меж..й грядки, больная старуш..нка, вооруж..н пистолетом, писать карандаш..м.

Орфография.

Карточка №1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне

Погл…щать кислород, заг…рать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прис…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.

Орфография.

Безударные гласные в корне слова

Карточка №2

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне.

Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.

Пунктуация

Запятая при обращении

Расставьте нужные знаки препинания.

1) Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне

2) Вы откуда будете молодые люди?

3) Тебя ль я вижу милый друг?

4) Отпусти меня родная на простор широкий.

5) Опять я ваш о юные друзья!

6) Ваша телеграмма застала меня врасплох уважаемая Анна Михай-

7) Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небреж-

8) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.

9) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пунктуация

Знаки препинания при прямой речи

Выделите нужными знаками препинания прямую речь.

1) Надя сказала выслушайте меня когда-нибудь до конца.

2) Дождь пойдет возразил Калиныч

3) Брат сказал я хочу с тобой поехать.

4) Кто кричит людей беспокоит раздался с моря суровый окрик.

5) Что вы тут делаете промолвил Базаров.

6) То кричит пророк победы пусть сильнее грянет буря!

7) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сы-

8) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Орфография

5класс

Запишите пословицы, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу предложения, надпишите части речи в грамматической основе.

1. Книга в счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает.

2.К большому т..рпенью придет и уменье.

3.Отол..ют(?)ся волку овечьи слезки.

4.Игра(не) стоит свеч.

5. Повинную голову меч(?…)(не) сечет.

6.Кто пахать ленит(?)ся, у того хлеб (не) родит(?)ся.

7.Без первой ласточки весна (не) обходит(?)ся.

8.Порядок время бережет.

9.Несчастья боят(?)ся- счастья (не)видать.

Орфография.

5 класс

1.Снят(?)ся людям иногда голубые города.(Л.Ошанин).

2.Скво..ь в..лнистые туманы пр..бирается луна, на печальные п..ляны л..ет печально свет она. (А.С.Пушкин).

3. Ро..ко месяц смотр..т в очи. (А.Фет).

4. Звезды меркнут и гаснут. (Н.Никитин).

5. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.С.Пушкин).

6.Кро..т уж лист з..лотой влажную землю в лесу. (А.Майков).

7.В осиннике ос..нь маш..т алым крылом. (Ю.Мельников).

8.Ш..лестит под ногами сухая листва.

9.Тихо дремл..т река. Темный бор(не) шумит. (С.Есенин).

Орфография

Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу, постройте схему любых четырех предложений.

1.По мокрым скверам пр..ходит ос..нь.(Н.Рубцов).

2.И ноч(.?.) уж на небо взошла. (В.Жуковский).

3. Теплый ветер тихо ве..т.(А.Фет).

4.Кружат(?)ся лист..я. Умолкнули птицы. (Р.Рождественский).

5.Ласково мерцали звезды в выш..не. (Плещеев).

6. Еще ранние птиц.. (не) пели, сереют вверху н..беса.

7. Лист..я кружат(?)ся, шуршат, ветер с шум нал..тает, и гудит,волнуясь, сад, и угрюмо замира..т.

Это одна из тем учебно- методического пособия «Готовимся к экзамену по русскому языку. ОРФОГРАФИЯ». Тема «Правописание гласных» содержит теоретический и практический материал, способствующий осмысленному усвоению учебного материала в максимально короткий срок, позволяющий совершенствовать орфографическую грамотность учащихся, самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку. Теоретический материал закрепляется разнообразными практическими заданиями, в том числе контрольными тестовыми заданиями. Для контроля результативности усвоения учебного материала в конце темы предлагаются тексты повышенной трудности.

Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения Подстреха Нила Михайловна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Это одна из тем учебно- методического пособия «Готовимся к экзамену по русскому языку. ОРФОГРАФИЯ». Тема «Правописание приставок» содержит теоретический и практический материал, способствующий осмысленному усвоению учебного материала в максимально короткий срок, позволяющий совершенствовать орфографическую грамотность учащихся, самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку. Теоретический материал закрепляется разнообразными практическими заданиями, в том числе контрольными тестовыми заданиями. Для контроля результативности усвоения учебного материала в конце темы предлагаются тексты повышенной трудности.

Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения Подстреха Нила Михайловна.

Краснодарский край, ст.Ленинградская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я. Лавровского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

ОРФОГРАФИЯ

Теоретический материал

Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное, родственное по значению, слово, в котором гласный стоит в сильной позиции (ударной), например:

Посв е тить фонарем – св е т;

Посв я тить жизнь науке – св я то

ВНИМАНИЕ!

В некоторых корнях происходит чередование гласных, которые проверять «ударением» нельзя.

Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголом несовершенного вида: «оп о здать» нельзя проверить словом «оп а здывать», а надо «п о здно», «п о здний».

В словах старославянского происхождения с безударными неполногласными сочетаниями ра, ла (в русских корнях им соответствуют полногласные сочетания оро, оло) в корне пишется а: бразды (бороздка), облако (оболочка).

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя паписание слов:

Задр…жать-др…жь ум…лять-м…лит

Зар…жать-зар…за ум…лять-делать м…лым

Раздр…жать-др…знит оз…мь-з…мний

Зап…вать-зап…ть оз..мь- о з…млю

Зап…вать-запить сп…ши-сп…шка

…ведение к концу-прив…дший сп…ши-сп…шут

Пр…ведение в замке-в…деть скр…пя зубами-скр…п

Разв…вается флаг-в…ять скр…пя сердце-кр…пкий

Разв…вается ребенок-разв…тие р…скошный-р…скошь

Пок…яние-к…яться.

Корни с чередующимися гласными.

Морфологическая группа корней (правописание гласной зависит от суффикса –а-)

Корни

Примеры

Исключения

Б е р- / -б и р- (а)

П е р- / -п и р- (а)

Д е р- / -д и р- (а)

Т е р- / -т и р- (а)

М е р- / -м и р- (а)

Ж е г- / -ж и г- (а)

Ч е т- / -ч и т- (а)

Ст е л- / -ст и л- (а)

Бл е ст- /-бл и ст(а)

Л о ж- / -л а г- (а)

Ск о ч- / -ск а к- (а)

Соб е ру – соб и рать

Зап е реть – зап и рать

Выд е рнуть – выд и рать

Выт е реть – выт и рать

Зам е реть – зам и рать

Выж е г – выж и гать

Выч е т – выч и тать

Расст е лить – расст и лать

Бл е стеть – бл и стать

Изл о жение – изл а гать

Выск о чить - скак а ть

Соч е тать, соч е тание

Ск а чок, ск а чу

Фонетическая группа корней (правописание гласной зависит от ударения).

Корни

Правила

Примеры

1) -тв а р- / -тв о р-

Кл а н- / -кл о н-

Г а р- / -г о р-

2) -з а р- / -з о р- (а)

Без ударения –о-

Исключение

Без ударения пишется –а-

Под ударением, как слышится

Исключение:

Тв о рение

Накл о ниться

Г о рение

Приг а рь, утв а рь

З а рницы

З о ри, з а рево

З о ревать, з о рянка

Лексическая группа корней (правописание корней зависит от значения слова)

Корни

Их значение

Примеры

Исключения

1) -м а к-

М о к-

2) -р а вн-

Р о вн-

3) –плов-

Плыв-

Плав-

«погружать в жидкость»

«впитывать жидкость»

«одинаковый, равный»

«гладкий, ровный»

Только в словах

Только в слове

Во всех остальных словах

Обм а кнуть кисть

Ботинки пром о кают

Ур а внение

Выр о внять дорогу

Пл о вец, пл о вчиха

Пл ы вун

Попл а вок, пл а вник

Ур о вень

Р а внина, р а вняйсь, р а вняйтесь, р а внение (в строю)

Запомнить: пор о вну, р о весник

В корне -раст-, -ращ-, -рос- правописание гласной зависит от

сочетания согласных в самом корне:

Раст-: вырастить,

Ращ-:выращенный,

Рос-:выросли,

Исключение: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль

Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Написание их определяется по словарю. Правописание наиболее употребительных слов следует запомнить: панорама, периферия, наваждение, возражать, дирижер, катастрофа, корзина, эксперимент, палисадник и др.

Необходимо различать:

Кампания (мероприятие, война) - компания (группа людей);

Дефицит-дефицитный, дефект-дефективный;

Магнитофон, магнетизм, обаяние-обоняние;

Бокал-бакалея

К-рнавал, б-тон, б-чевка, б-дон, бадм-нтон, эл-ксир, эст-када, утр-мбовать, сп-ртакиада, абон-мент, д-зертир, адв-кат, взбуд-ражить, к-нонада, д-кламация, к-мпоновка, в-тчина, д-зентерия, к-лач, ант-гонизм, м-нумент, щеп-тильный, дил-тант, к-варный, пров-кация, в-трушка, в-стибюль, прив-легия, в-негрет, дир-ктива, г-рнизон, ав-нтюрист, м-ридиан, п-лисадник, аккомп-немент, в-лидол, к-морка, в-нтиляция, пер-ферия, декл-рация, инт-лл-генция, к-нфорка, п-скарь, к-равай, ст-пендия, пиг-лица, к-бура, деф-цит, м-ланхолия, к-рдинальный, серт-фикат, к-лорийный, обв-рожить, пр-винция, д-магог, арт-ллерия, р-гламент, апл-дисменты, б-йкот, в-кансия, аф-ризм, доск-нально, бахр-ма, д-визион, к-рифей, ап-ртаменты, вет-ринар, д-скриминация, ан-малия, г-ризонт, ижд-венец, к-рпорация, к-рниз, д-крет, г-бариты.

Вставьте пропущенные буквы, проверьте себя по словарю.

К-нтингент, л-квидация, рез-люция, реф-рат, хам-леон, мет-орит, реаб-литация, агр-гат, л-нолеум, -блигация, м-тивировать, предвыборная к-мпания, мец-нат, н-стальгия, экстр-вагантный, песс-мист, об-яние, прим-тивный, р-спектабельный, пр-токол, предв-рительный, опт-мист, пан-рама, р-цензия, об-лиск, п-циент, оранж-рея, пар-докс, пар-пет, об-няние, рест-врировать, п-литра, подстр-кать, р-ликвия, сув-ренитет, пр-амбула, трен-ровка, ш-ренга, к-варный, кат-гория, эксп-римент, траф-рет, диап-зон, ан-нимный, крим-нальный, ор-гинальный, ан-мальный, взбал-мутить, эп-демия, пр-винциальный, цив-лизация, дел-гат, эксп-диция, д-настия, персп-ктива, м-ланхолия, фр-гат, п-ролон, нав-гация, эксп-нат, компр-мат, к-тастрофа, в-ртуозный, к-мпетенция, пом-рещиться, корп-рация, дост-верный, комбин-зон.

Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.

М…рщинистый, укр…титель, ст…рожил города, ув…жжение, вообр…жжение, ум…лчать, упл…тить, просв…щение, раст…лковать, ум…лять о помощи, зап…вала в хоре, обст…ятельство, обн…вленный, возр…ждение, насл…ждаться, к…лючий, пор…девший, раздв…гать, землетр…сение, сост…влять план, переест…новка, объед…ниться, увл…кательная история, раск…лить печь, оп…лчение, упл…тнить, см…гчение, препод…ватель, оч…рование, об…жать младшего, разв…вается флаг, посв…тить стихи, пренебр…жительный, впеч…тление, пок…яние, соед…нительный, р…скошный, погл…щать, б…чевать баржу, скр…петь дверью, благосл…влять, обусл…вливать, уполном…чивать, ув…дать от жары, пол…скать белье, разр…дить посевы, б…чевать пороки, скр…пить печатью, страшное прив…дение, ум…лять значение, нав…вать скуку, разр…дить ружье, ув…дать друга, ум…лять о помощи, нав…вать проволку.

В каких рядах во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. Пом…гать, д…кумент, безотл…гательный;
  2. Изл…жение, д…рижировать, д…лекая;
  3. В…новатый, пов…р, вбл…зи;
  4. Акв…рельный, з…ря, ук…ротить;
  5. Нагр…вать, стр…мление, соч…тающий;
  6. Под…рить, хв…стун, просл…вляя;
  7. Переб…решь, коварный, ст…рона;
  8. Обаяние, прик…снуться, л…скающий;
  9. Соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант;
  10. Пер…од, к…пошиться, предв…рительный;
  11. С…туация, ср…жаться, б…седующий;
  12. См…гчение, увл…кательный, упр…стить;
  13. Ст…рательно, оз…ренный, кв…танция;
  14. Эп…демия, пласт…линовый, пре…бразовать;
  15. Пре…бладать, п…чать, тор…пясь;
  16. Осл…жненный, м…лькает, м…тодика;
  17. Выцв…сти, л…тучий, ож…гание;
  18. В…ршина, подд…ржать, сож…лея;
  19. Нар…стание, загр…мождать, обн…женный;
  20. Дел…гат, перег…реть, об…зательный.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Прим-рять соперников, зап-х, прим-рять платье, прор-дить всходы, ударился оз-мь, скр-пить подписью, созревает оз-мь, выт-снить из вагона, осн-щение, зав-зать бант, р-птать на судьбу, пос-деть на скамейке, в-пиющий произвол, ст-рожка лесника, препод-ватель, ост-новка, разд-вать, осв-тить храм, хорошее осв-щение, объед-нение, снежная л-вина, поставить подп-сь, об-татель, исп-сать страницу, земля об-тованная, м-ловые глыбы, м-ловидный юноша, т-снение на коже, ст-рожил деревни, ос-нила внезапная догадка.

Спишите, исправляя допущенные ошибки.

Блестать красотой, начинать работу, хрестоматия, изберательная кампания, расстилить, замереть от счастья, увиртюра, обояние, шевелюра, воссидать, иждивенец, новый бирет, акворель, заравнять канаву, сочетать, плавец, озорение, произростать, прикоснуться, погорелец, запивать лекарство, промакашка, дражать от холода, седенье, разрядить посевы, претензия, поросло мхом, метеорит.

Контрольные задания

1.Укажите верный, на ваш взгляд, вариант ответа.

1.Все гласные в корне проверяются ударением

да

нет

2.Чередующиеся гласные можно проверить ударением.

да

нет

3.Глаголы с суффиксом ыва – ива можно использовать в качестве проверочных слов

да

нет

4.В словосочетании избирательная кампания допущена орфографическая ошибка.

да

нет

5.Правописание корней с чередованием е//и определяется наличием или отсутствием суффикса –а-

да

нет

6.Написание гласных в корнях крап – кроп, равн – ровн зависит от суффикса –а-

да

нет

7.Слова отрасль, ростовщик являются исключением

да

нет

8.Выбор гласной в словах проск а чу и проск о чу зависит от неопределенной формы этих глаголов.

да

нет

9.Правописание корней гар – гор, зар – зор подчиняется одному и тому же правилу.

да

нет

10.Гласные в корнях слов измерять, умирать, примирить проверяется по одному и тому же принципу.

да

нет

Тест№

Непроверяемые безударные гласные

1)м…гистр 4)б…калавр

2)п…ркет 5)ф…нарь

3)б…тальон

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…бачок 4)гастр…ном

2)б…лагур 5)проп…ганда

3)б…клажан

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…блук 4)ярм…рка

2)п…лисадник 5)к…лчан

3)п…ликлиника

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)п…лигон 4)нав…ждение

2)к…рниз 5)адв…кат

3)к…вычки

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)т…бак 4)об…яние

2)в…кзал 5)об…няние

3)к…рзина

1)ман…фест 4)п…скарь

2)мач…ха 5)экзам…натор

3)сн…гирь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)м…ценат 4)хр…стоматия

2)ижд…венец 5)л…леять

3)ст…пендия

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)н…гилизм 4)т…ррариум

2)д…фирамб 5)кор…дор

3)эксп…диция

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)инт…ллигент 4)б…нокль

2)ман…пуляция 5)б…тон

3)прив…легия

Необходимо различать:

Крап-кроп

(Слова с корнем крап имеют значение меченый, в крапинку (крапленые карты, мрамор с вкраплениями). Корень кроп имеет несколько значений: слегка обрызгать, падать мелкими каплями (окропить святой водой, дождь кропит целый день); старательно, вникая в мелочи (кропотливая работа, накропать роман).

Сед-сид

Буква е пишется в словах седло, приседать и образованных от них (можно проверить седла, присесть). Буква и пишется в слове сидеть и в словах, образованных от него (можно проверить: сидя)

ОРФОГАФИЯ

Тест №1

Проверяемые безударные гласные

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)др…жать 4)к…роткий

2)усл…ждать 5)огр…дить

3)осл…жнять

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)нас…рить 4)под…рить

2)пол…скать дитя 5)зас…рить

3)пол…скать белье

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)просл…влять 4)бр…нить

2)разд…вать 5)охр…нять

3)ур…нить

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)осв…щение 4)разв…вать волю

2)оп…кунство 5)в…трило

3)в…нтовая лестница

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)поб…режье 4)зас…дание

2)стар…ки 5)уб…гать

3)ст…хать

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)подб…вать 4)м…тодика

2)об…жать ребенка 5)изр…дка

3)об…жать вокруг дома

1)пом…рить 4)нав…вать тоску

2)зав…вать волосы 5)об…вать кожей

3)разв…ваться на ветру

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)отл…чать 4)щ…пать лучину для

2)зав…щание самовара

3)больно щ…пать 5)обл…зать губы

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)скр…петь 4)сл…пой

2)сл…паться 5)зап…вать песню

3)зап…вать водой

Тест №2

Чередование гласных в корнях слов

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)ст…рать 4)ум…рать

2)обд…рать 5)ум…реть

3)зап…рать

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)отп…рать 4)заб…рать

2)отб…рать 5)зап…реть

3)отм…рать

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)расст…лать 4)бл…стеть

2)расст…лить 5)бл…стать

3)отп…реть

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)прик…снуться 4)заг…рать

2)пл…вец 5)р…стение

3)обр…стать

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)р…весник 4)прик…сновение

2)з…рница 5)пром…кашка

3)к…сательная

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)прил…гательное 4)прил…жение

2)р…стовщик 5)ур…внение

3)утв…рь

1)предл…жить 4)пл…вчиха

2)накл…ниться 5)ур…вень

3)р…внина

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)отв…рить дверь 4)отр…сль

2)вск…чить 5)р…сток

3)ск…кать

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)попл…вок 4)обм…кнуть

2)жук-пл…вунец 5)изл…жение

3)вым…кнуть

Тест №3

Непроверяемые безударные гласные

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)м…гистр 4)б…калавр

2)п…ркет 5)ф…нарь

3)б…тальон

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…бачок 4)гастр…ном

2)б…лагур 5)проп…ганда

3)б…клажан

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…блук 4)ярм…рка

2)п…лисадник 5)к…лчан

3)п…ликлиника

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)п…лигон 4)нав…ждение

2)к…рниз 5)адв…кат

3)к…вычки

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)т…бак 4)об…яние

2)в…кзал 5)об…няние

3)к…рзина

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)манн…фест 4)п…скарь

2)мач…ха 5)экзам…натор

3)сн…гирь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)м…ценат 4)хр…стоматия

2)ижд…венец 5)л…леять

3)ст…пендия

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)н…гилизм 4)т…ррариум

2)д…фирамб 5)кор…дор

3)эксп…диция

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)инт…ллигент 4)б…нокль

2)ман…пуляция 5)б…тон

3)прив…легия


04.09.2016

Новые задания в "Орфографии по правилам"

В курс за лето добавлено 108 новых интерактивных упражнений и 31 диктант.

Новые упражнения направлены в основном на зрительное запоминание слов на следующие правила: правописание гласных после шипящих, употребление Й, употребление мягкого знака, правописание предлогов и приставок, употребление дефиса, правописание парных, непроизносимых и удвоенных согласных, правописание безударных гласных в корне слова.
Все упражнения проверяются автоматически, что позволяет мгновенно узнать свой результат.
Диктанты добавили в основном словарные. 29 словарных диктантов на разные правила и 2 текстовых. В том числе добавлен обобщающий словарный диктант на Н и НН. Из 250 фраз случайным образом выбирается 50. Так компьютер всякий раз создаёт новый уникальный вариант итоговой работы. Этот диктант включён ещё и в тренажёр на Н и НН .

Все упражнения прошли проверку, в них исправлены обнаруженные технические ошибки. Диктанты мы ещё проверяем. Это займёт пару недель. О подвигах людей, которые помогли нам протестировать курс, мы ещё напишем. Лучшие тестировщики будут награждены.

Упражнения будут предлагаться слушателям курсов в качестве самостоятельной работы для закрепления материала, пройденного на вебинарах.

Курс Орфография по правилам немного поднялся в цене. Работа над ним продолжается. За осень планируется добавить несколько десятков текстовых диктантов разных уровней сложности. Приобретайте курс сейчас, чтобы потом не платить за него вдвое больше.

По традиции, объявляя о добавлении новых заданий, мы предлагаем одно из них выполнить бесплатно прямо сейчас. Это сложный вариант диктанта на простое правило.