Война и мир описание трубецкая анна михайловна. Сочинение: Сравнение семей в романе Л.Н. Толстого «Война и мир (Литература). Семья и происхождение

    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...

    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку - это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...

  1. Новое!

    Война и мир - это все в человечес­кой жизни, ее универсальный охват и вместе с тем ее самое глубокое противоречие. С. Г. Бочаров Л. Н. Толстой, задумав написать большое эпическое полотно, намеревался озаг­лавить его так: «Все хорошо, что...

  2. Новое!

    Сҹастливые минуты в жизни Андрея Болконского. У каждого ҹеловека в жизни бывают минуты радости и грусти, взлетов и падений. И каждый из нас переживает это по-своему: радуется своим достижениям или принимает жестокий удар судьбы. Так...

Меню статьи:

Роман Льва Николаевича Толстого содержит в себе много интересных и необычных персонажей. Поведение некоторых из них читатель может понять и простить, ибо их поступки продиктованы особенностями отношений в обществе или определенными событиями. Поступки других героев крайне негативно выделяются на общем фоне из-за невозможности объяснить их поведение законами логики или морали. Образ Бориса Друбецкого очень специфический – с одной стороны, читатель может отметить множество положительных качеств его характера, но в то же время отрицательные черты существенно портят его образ.

Семья и происхождение

Борис Друбецкой был представителем знатного дворянского рода. На момент повествования его семья переживает не лучшие времена – их финансовое положение желает быть лучше. Такое материальное положение способствовало тому, что Борис не воспитывался дома, а был взят Ростовыми (дальними родственниками) на воспитание. У Бориса нет родных сестер или братьев. Вопрос о двоюродных сестрах и братьях открыт, ибо не установлена его точная родственная связь с Ростовыми.

Если мать Бориса Друбецкого, княгиня Анна Михайловна, приходилась сестрой княгине Наталье или ее мужу, графу Ростову (в девичестве она была графиней Ростовой или же Шиншиной), то это дает повод говорить о близком родстве с Ростовыми и, в частности их четырьмя детьми. Если же родство было связано с более дальними родственниками, то, соответственно вопрос о наличии сестер и братьев в глазах Ростовых заметно трансформируется. По одной из версий, в родстве с Ростовыми могла состоять бабушка Бориса. Об отце Бориса не известно ничего, в романе он не действует. Предположительно, его уже нет в живых. Однако, о причинах и времени его смерти ничего в романе не говорится.


О других родственниках Друбецких Толстой в романе не упоминает. Некую родственную связь можно отметить по отношению к старому князю Безухову – в прямом родстве Друбецкие с Безуховыми не состояли – Кирилл Безухов был крестным отцом Бориса. Так как крестным родителям уделялась большая роль в жизни ребенка и в частности семьи, то эту связь стоит отметить. Однако же, по отношению к Борису Друбецкому она не оправдала надежд. Анна Михайловна, да и, пожалуй, сам Борис надеялись, что после смерти князя Безухова что-то перепадет и им, но надежды их были напрасны – все богатство князя досталось внебрачному сыну графа Кирилла – Пьеру.

Внешность Бориса Друбецкого

Герои романа Толстого всегда имеют какое-то полярное значение в характеристиках внешности: они либо очень красивы внешне, либо очень дурны. В произведении Льва Николаевича нет людей обычной внешности, воссоединивших в себе и прекрасные черты наружности, и непривлекательные. Такая позиция позволяет выгодно контрастировать внешнему виду героев с их внутренним миром – красивые внешне герои часто обладают очень дурным характером, крайне непривлекательные внешне – обладают богатым внутренним миром и являются очень хорошими людьми.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с романа Льва Толстого “Война и мир” – по главам.

Толстой наделил Бориса Друбецкого красивой внешностью – он был высоким юношей (на момент начала романа ему 20 лет) у Друбецкого светлые волосы, в основном гладко причесанные, лицо его было красивым, с правильными, тонкими чертами лица. Лицо Бориса было всегда спокойным. Руки его были красивыми, аккуратными с тонкими пальцами. Стройная фигура удачно дополняла его образ.

Борис щепетильно относится к своему внешнему виду. Он осознает, что первое впечатление окружающие воспринимают о нем исходя их состояния и модности его костюма – так как он хочет создать у социума идеальное впечатление о своей личности, то усиленное внимание к гардеробу для него необходимость.

Характеристика личности

По логике Толстого, Борис Друбецкой, который так выгодно отличался своей привлекательной внешностью, должен был обладать крайне непривлекательным внутренним миром.

Нельзя сказать, что Борис абсолютно негативный персонаж, среди его характеристик можно найти и положительные черты.

В первую очередь, стоит отметить, что Борис обладает незаурядным умом. Он способен нестандартно мыслить и проявлять находчивость, особенно активно эта его черта проявляется во время разговоров – он находит интересные темы для беседы, умеет заинтересовать собеседника необычной историей.

Из этой его черты вытекает следующая – он умеет создать о себе хорошее впечатление и понравиться окружающим, делает он это непринужденно. Борис обладает спокойным нравом, он сдержанный и уравновешенный человек. Также он очень аккуратный, особенно в плане одежды. Еще одной положительной чертой характера Друбецкого является его дипломатичность и целеустремленность – он всегда старается решить вопрос компромиссным путем и делает все, чтобы добиться желаемого результата.


Однако негативные качества, хоть они в своем количестве и остаются в меньшинстве, существенно вредят Борису и облекают его образ в темные тона.

Так как семья Друбецких находилась в тяжелом финансовом положении, с того момента, как он попал в дом Ростовых существенных положительных изменений его матери не удалось добиться, Борис осознает, что после того, как он станет самостоятельным и его обеспечение уже не будет зависит от Ростовых, ситуация его значительно ухудшится. Поэтому ему нужно добиться финансовой стабильности в короткие сроки и закрепить в обществе мнение о себе как о финансово обеспеченном и стабильном человеке, подающем надежды. Борис активно заводит себе нужные связи, применяя при этом свое умение создавать хорошее впечатление и нравиться людям. Он завистливый человек – ему хочется быть таким же обеспеченным, как и Ростовы. Друбецкого мало интересует его внутренний мир, для него важна наружная сторона его жизни. Он тратит все деньги на внешние атрибуты, на создание призрачной видимости его состоятельности и богатства. Он никогда не обнаруживает своего истинного отношения к происходящему, а подстраивается, поддерживая мнение большинства или очень влиятельного человека.

Борис Друбецкой и масонская ложа

Желание обзавестись нужными связями приводит его в масонскую ложу. Именно здесь собрались самые влиятельные люди общества. Такие связи обеспечили бы ему скорое продвижение по службе, а значит обогащение, состояние и имя в обществе. Именно исходя из этой позиции, Борис и присоединяется к масонской ложе, вступив в общество каменщиков. К тому времени он уже приступил к воинской службе и успел понять, что карьера делается не подвигами или доблестью и даже не деньгами, а удачными связями.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Общение с членами ложи обеспечило его быстрыми, но надежными связями, тайность этой организации вдвойне способствовала особому отношению между ее членами и обеспечивала взаимопомощью, особенно со стороны таких людей, как Пьер Безухов – ищущих свое предначертание и возможность принести пользу окружающим.

Военная служба Бориса Друбецкого

Самым быстрым способом обрести финансовую стабильность и заслужить авторитет в обществе всегда была военная служба, Друбецкой не пренебрегает этой возможностью. В 1805 году он начинает свою военную карьеру в звании поручика в Семеновском полку. Год спустя он занимает место в штабе, став адъютантом одного значимого лица.

Еще год спустя он попадает в свиту Александра, где окончательно закрепляет свое положение.

К делу продвижения по службе была вскоре подключена и мать, которая охотно ходатайствовала за сына, чем способствовала его карьерному росту.

Однако стремительный взлет его по карьерной лестнице произошел после того, как Борис сумел расположить к себе молодую графиню Безухову – жену Пьера, в девичестве носившую фамилию Курагина. Именно благодаря любовной связи с ней Друбецкой активно начал получать новые награды и повышения.

С военными событиями 1812 года и военными действиями против Наполеоновских войск начался новый период в карьере Друбецкого.

Он сумел удержаться при штабе армии даже после смещения некоторых командующих лиц Кутузовым и прочно закрепился в должности помощника графа Бенигсена.

Отношения Бориса Друбецкого с представительницами женского пола

Молодой и красивый Борис всегда привлекал внимание и молоденьких девушек и уже состоявшихся женщин. Так как военная служба не могла обеспечить полностью жаждущего денег Бориса, то вариант с выгодным замужеством был всегда приемлем для молодого человека.

У Друбецкого были все данные для того, чтобы стать альфонсом, но он преднамеренно отказывается от этой роли – в качестве своих любовниц он хочет видеть представительниц очень богатых и влиятельных семей, однако такое поведение, при обличении его любовной связи, стало бы причиной для ссоры и лишения Друбецкого возможного покровительства.

Борис не тот человек, который будет рисковать ради любовных утех своей карьерой и будущим. Среди всех представительниц аристократических семей он находит единственный вариант, позволяющий ему не рисковать своей жизнью и репутацией, но при этом заручиться значительной поддержкой со стороны своей любовницы. Таким человеком становиться Елена Курагина – жена Пьера Безухова.

Ее муж был крайне доверчивый, к тому же распутство его жены уже само собой наталкивало на мысль о безнаказанности. Любовная связь стала очень выгодной для Бориса во всех смыслах этого слова – кроме того, что он проводил время с необыкновенной красавицей, молодой человек таким образом получил в свои руки рычаг давления на других влиятельных людей, благодаря распутному образу жизни Елены и ее многочисленных любовников.

Вскоре Борису выпадает уникальный шанс получить бесчисленные богатства, чему способствует замужество с Жюли Карагиной. Несмотря на обеспеченность семьи, Жюли уверенно оставалась в претендентках на звание старой девы. Причиной тому стала крайне непривлекательная внешность девушки. За недостатками ее облика, никто не хотел увидеть доброту и богатый внутренний мир – молодые люди предпочитали отказаться от богатств Карагиных, лишь бы не жениться на некрасивой Жюли.

Однако жаждущий богатства Борис решил воспользоваться ситуацией. Очаровать девушку обаятельному и красивому Друбецкому не составляло труда. Жюли была от него в восхищении и с нетерпением ждала пылких признаний в любви и преданности до гробовой доски. Борис удачно подыгрывает девушке и в результате делает ей предложение в лучших традициях женских романов. Счастливая Жюли соглашается стать его женой. Сам же Борис такой радости не испытывает – его тяготит внешнее уродство жены и он искренне надеется, что будет редко ее видеть.

Отношения Бориса с другими персонажами романа

Борис никогда не вступает в дискуссии или споры с людьми – он всегда старается держаться нейтралитета, потому, что боится, что может неосторожным словом испортить впечатление о себе в глазах значимых людей. Он старается быть для всех хорошим и милым. Однако не всегда так получается. Такая тенденция, например, не сработала с Николаем Ростовым.

Борис и Николай были ровесниками. С самого детства они были дружны и поддерживали друг друга.

Однако, с началом взросления их пути начали расходиться – Борис все больше осознавал свою никчемность в аристократических кругах и всячески старался улучшить свое положение. Николай, которому эгоцентризм был чужд и непонятен, вскоре стал замечать такие неприятные метаморфозы в его друге и постепенно начал от него отдалятся. Общение двух друзей детства стало испытанием для обоих – Николая раздражала корыстолюбие и показуха Бориса, а Друбецкой, в свою очередь, чувствовал себя неловко в компании Николая, которому все в жизни доставалось (по мнению Друбецкого) легко.

Подведем итог: образ Бориса Друбецкого нельзя отнести к негативным или положительным образам романа – молодой человек обладает множеством достоинств, но его желание стать очень богатым человеком, пользоваться исключительным авторитетом в обществе сыграли с ним злую шутку. Их подающего надежды юноши он превратился в развратника и карьериста.

В первом томе романа. Деловой молодой человек, стремится сделать карьеру. Персонажи Льва Толстого часто бывали списаны с реальных людей. Прототипом Бориса Друбецкого стал некто М.Д. Поливанов.

«Война и мир»

Начало романа приходится на 1805 год, и в это время Борису Друбецкому двадцать лет, как и . Друбецкой - красивый молодой человек дворянского происхождения из обедневшей семьи, единственный сын княгини Друбецкой. Борис высокого роста, строен и белокур, у героя тонкие и правильные черты лица и светлая кожа.

Герой - офицер и дослужился до должности адъютанта, носит щегольской мундир и много внимания уделяет внешности, не упуская момента заглянуть в зеркало. Для Бориса много значит мода. Герой стремится, чтобы все детали его облика, включая прическу, шпоры и галстук, были «в тренде» и выглядели безупречно и элегантно.

Борис - карьерист и стремится производить хорошее впечатление в обществе. Демонстрирует утонченные манеры и ведет беседы о развлечениях, которым предается высший свет Петербурга, хорошо знает французский язык. У героя твердый характер и острый ум, Борис умеет казаться милым и дружелюбным.

Герой приятен в общении, нетороплив и спокоен. Борис умеет понравиться окружающим и расположить тех к себе. Очарованные героем люди склонны делать для него исключения. Как, например, князь Николай Андреевич, который не имел обыкновения принимать к себе холостых молодых людей, но для Бориса сделал исключение.


Лев Толстой пишет "Войну и мир"

При этом, когда речь заходит о финансовом положении семьи, герой демонстрирует гордость. Борис считает ниже собственного достоинства принимать помощь и тем более просить.

Несмотря на внешнее дружелюбие и очаровательные манеры, Борис по натуре человек сдержанный и расчетливый. Небогатый герой стремится сделать карьеру и поправить финансовое положение. Для этого Борис использует собственное умение производить на людей благоприятное впечатление. Герой рано осознал, что в продвижении по карьерной лестнице поможет способность нравиться вышестоящим, а не усилия на службе, храбрость и прочие полезные в работе качества.

Борис легко заводит множество новых полезных знакомств в кругу людей более высокого звания и положения. Чтобы выбраться из бедности, герой по расчету и только ради денег женится на Жюли Карагиной, за которой давали богатое приданое, включающее имения и леса.


Борис Друбецкой (кадр из сериала "Война и мир")

Целеустремленность и дипломатические качества позволили герою построить блестящую карьеру с нуля. Герой упорен, привык во что бы то ни стало добиваться поставленных целей, не отступает от задуманного и не тратит усилий даром.

Чтобы производить впечатление на богатых людей дворянского круга, необходимо соответствующим образом выглядеть. Герою приходится тратить последние деньги на то, чтобы одеваться лучше прочих и не казаться необеспеченным человеком.


Борис с готовностью отказывается от сиюминутных удовольствий и вкладывается в первую очередь в то, чтобы достойно выглядеть в чужих глазах. Герой не может себе позволить разъезжать в дурном экипаже или попасться на глаза людям в потрепанном мундире.

Борис стремится в первую очередь к социальному успеху и мало уделяет внимания «духовным» вопросам. У героя есть собственное мнение, однако Борис часто держит то при себе и демонстрирует кротость характера, чтобы избежать конфликта и не потерять симпатии других людей.


Съемки сериала проходили в Латвии, в знаменитом Рундальском дворце, который построил итальянец Бартоломео Растрелли. Это тот же архитектор, что создал Зимний дворец в Петербурге. Для съемки отдельных сцен съемочной группе «ВВС» пришлось приехать в Петербург. Съемки проходили во дворце Юсуповых на Мойке, в Успенском соборе и на Дворцовой площади, а также в Гатчинском парке и Царском Селе.


Телеканал «ВВС» уже транслировал сериал по мотивам «Войны и мира» раньше, в 1972-1973 годах. Съемки шли три года, с 1969 по 1972 год, работа над фильмом велась в Сербии и Великобритании. Всего отсняли двадцать 45-минутных эпизодов. Роль Бориса Друбецкого исполнил актер Нил Стэйси (Neil Stacy).

Цитаты

«Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает».
«Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него».
«Мы здесь, в Москве, больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой».

Борис Друбецкийявляется одним из центральных персонажей романа «Война и мир». Его образ неоднозначный, с одной стороны положительный качества Бориса заставляют читателей подражать ему, а с другой – отрицательные черты характера явно портят впечатление. Это « молодой, белокурый, стройный, привлекательный офицер с правильными чертами красивого лица», у которого внутренний мир ничем не хуже внешнего. Он « милый, умный, спокойный и твердый молодой человек».

Друбецкий не был воспитан дома, а взят Ростовыми на воспитание, в связи с не лучшими временами финансовых трудностей его семьи. Он единственный сын княгини Анны Михайловны Друбецкой, а вот об отце ничего не известно, он отсутствует в романе. Некие теплые отношения были у Бориса с его крестным отцом князем Безуховым.

По мнению окружающих, у молодого человека на первом месте всегда была карьера и внешние достижения. Он всегда казался быть лучше, но этим всего лишь неумело скрывал свои недостатки. Главное желание, добиться финансовой обеспеченность и закрепить о себе мнение, как об успешном человеке. На фоне этого он хочет обзавестись связи, которые, по его мнение, в скором времени помогут осуществить заветную мечту.

Самое быстрое и легкое решение, как добиться своей цели, это по мнению Бориса – военная служба. В 1805 году он в звании поручика приступает к службе в Семеновском полку. Уже через 2 года, карьерный рост парня заставляет удивиться, он попадает в свиту Александра в роли прапорщика. И уже в 1812 служит помощником графа Бенигсена.

В это время сюжетная линия его взаимоотношение с представителями женского пола перехватывает внимание на себя. Юноша всегда придерживался мнения о удачном браке и заглядывался на статных и уже состоявшихся женщин, брезгуя молодыми и симпатичными девушками. При обличении любовной связи с женой Пьера, молодой графиней Безуховой, Борис бы потерял покровительство и поддержку этой женщины. Молодой человек во всем искал выгоду и в данных любовных отношениях, сумел пользоваться многочисленными связями Елены и ее любовников. После чего решив заполучить богатство, путем женитьбы с Жюли Карагиной, Борис хочет вступить в Масонскую ложу.

Ложь и фальшь – отрицательные черты характера, которые, путем наглядного показа на судьбе Бориса Друбецкого хочет показать Толстой. Именно их большего всего презирает автор и делает на этом главное ударение романа.

Вариант 2

Борис Друбецкой – наряду с Бергом представляет в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» образ «делового человека». Однако в отличие от Берга, Борис не стремиться к идеалу, а просто скрывает все свои недостатки. Он старается выглядеть лучше в глазах других людей, и всеми способами хочет поднять свою значимость. Для этого человека деньги не являются важной вещью, для него это пустые бумажки, а вот уважение людей и чин, в тысячи раз для него важнее.

Борис Друбецкой довольно эгоистичный и корыстный человек. Окружающие его люди, нужны ему только для своих целей и тайных желаний. Он не тот человек, который будет бежать к первому встречному, и помогать во всех бедах, Борис, скорее всего, пройдет мимо, даже не обратив внимания. Друбецкой бесчувственный, наглый, эгоистичный, ни признательный и корыстный человек. Можно вспомнить старую знакомую, графиню Ростову, которая всеми силами старалась помочь мальчику и его матери деньгами. Но после того как она сама обанкротилась и весь ее бизнес пошел коту под хвост, а Друбецкие наоборот разбогатели, графиня же не получила ни гроша в помощь от старых знакомых. Семейство даже не то чтобы не удостоилось помочь бедняжке, так даже не отдали графине долг в суме двух тысяч, которые бы ей очень пригодились.

Борис Друбецкой также старается найти даже в любви выгоду. Он думает для того чтобы построить светлое будущее и стать еще более значимой персоной в светской жизни ему, нужно найти богатую аристократку. Борис долгое время испытывал нежные чувства к Наташе Ростовой, но она не подходила под роль богатой и успешной невесты. Для него лучшей персоной являлась Жюли Карагина. Благодаря своим корням и отличной харизме, Борис знал, как преподнести себя так чтобы женщина поверила, что он любит ее всем сердцем и душой. Борис Друбецкой старался вести себя с ней нежным и ласковым, что все другие считали их парой прекрасной и романтичной.

Друбецкой не испытывает любовь к родине. Он не считает себя патриотом, так как даже для собственной выгоды Борис готов даже продать родину. Такой человек опасен, так как никто не знает, на что он готов пойти ради личных целей, а такие люди готовы пойти на многое. Если Борис Друбецкой займет ответственную и важную должность, только из-за своей эгоистичности, он сможет погубить жизни сотни других людей, даже не поволновавшись за их состояние.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение Душа человека

    Непризнанная, невидимая, неосязаемая часть человека. Тысячелетиями мировые умы спорят о том, что такое душа! Это Божий Дар или банальное осознание себя, как личности с наличием эмоционального фона?

  • Мій улюблений вид спорту - це волейбол. Саме в цьому спорті я надзвичайно гарний і спритний. Волейбол для мене - це не просто захоплення чи хоббі, це - моє життя, без якого мені було б не просто нудно, було б просто нецікаво жити і я б зростав ледачим

  • Два отца: Тыбурций и судья - сочинение для 5 класса

    В произведении «В дурном обществе» Короленко рассказал про взаимоотношения двух разных отцов со своими детьми. Мужчины абсолютно разные, у них разный достаток и уровень жизни. У каждого свой круг общения.

  • Образ и характеристика Василисы Егоровны Мироновой в романе Капитанская дочка

    Казалось бы, крепостью управляет комендант Иван Кузьмич, но только номинально. На самом деле мы видим как бразды правления Белгородской крепостью тайно располагаются в руках Василисы Егоровны Мироновой

  • Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава Пушкина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является самодержавный великан в образе русского царя Петра Первого.

ОБ АНТРОПОНИМИИ В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

«Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно…, — подумал князь Андрей… — Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него»»…
У каждого, кто любит русскую литературу, кому дорого творчество Л.Н.Толстого, несомненно, есть свои, избранные страницы и образы этого романа: сцена в Отрадном, где юная Наташа Ростова мечтает, сидя у открытого окна, или первый бал Наташи, сцена ранения Андрея Болконского под Аустерлицем или его прощание со старым князем… Читая роман, мы не только поражаемся сочетанию в нем широты охвата событий, многоплановых и грандиозных описаний битв с ярким и точным показом внутреннего мира героев. Богат, многопланов, образен и могуч язык романа, его речевая плоть. Валентин Катаев в статье, опубликованной в 1953 году в «Литературной газете», подчеркнул: «…У Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку… Все подчинено единственному закону — закону правды жизни». Некоторые исследователи, в частности, Г.А.Силаева, справедливо считают, что это высказывание В.Катаева о сущности языка Л.Н.Толстого с полным основанием может быть отнесено и к системе имен собственных в романе «Война и мир».
Вопрос о том, как создавал и использовал на страницах романа-эпопеи Лев Толстой имена, отчества и фамилии людей, названия сел и деревень, рек и полей, кличек животных и других имен собственных, вызывал интерес у специалистов и просто читателей практически всегда. Разные исследователи и литераторы вносили вносили свой вклад в решение этого вопроса — С.Л.Толстой, Н.Н.Арденс, М.С.Альтман, Н.Н.Гусев, П.И.Бирюков, Э.Е.Зайденшнур, М.Б.Храпченко, Б.М.Эйхенбаум, Л.М.Мышковская, Л.М.Щетинин и др. Нередки вопросы об именах собственных в романе «Война и мир» и на публичных лекциях или во время учебных занятий. Попробуем поэтому вспомнить некоторые интересные факты, характеризующие ономастику романа «Война и мир». Основное внимание уделим именам и фамилиям персонажей.
В целом система имен собственных романа «Война и мир» отличается от подобной системы романов «Анна Каренина», «Воскресение»: в «Войне и мире» меньше таких имен и названий, которые созданы самим автором, практически единичны наименования с выраженным ассоциативным фоном (можно назвать их и семантически значимыми). Сам Л.Н.Толстой в заметках «Несколько слов по поводу книги «Война и мир»» указал на связь фамилий своих персонажей с реальной исторической антропонимией: «Имена действующих лиц: Болконский, Друбецкой, Билибин, Курагин и др. напоминают известные русские имена. Сопоставляя действующие не исторические лица с другими историческими лицами, я чувствовал неловкость для уха говорить графа Растопчина с князем Пронским, с Стрельским или какими-нибудь другими князьями или графами вымышленной, двойной или одинокой фамилии. Болконский или Друбецкой, хотя не суть ни Волконский, ни Трубецкой, звучат чем-то знакомым и естественным в русском аристократическом кругу. Я не умел придумать для всех лиц имен, которые мне показались бы не фальшивыми для уха, как Безухов и Ростов, и не умел обойти эту трудность иначе, взяв наудачу самые знакомые русскому уху фамилии и переменив в них некоторые буквы. Я бы очень сожалел, ежели бы сходство вымышленных имен с действительными могло бы кому-нибудь дать мысль, что я хотел описать то или другое действительное лицо; в особенности потому, что та литературная деятельность которая состоит в описывании действительно существующих или существовавших лиц не имеет ничего общего с тою, которою я занимался…»
Подсчитано, что в романе «Война и мир» свыше 550 действующих лиц. Из них 468 имеют имена или фамилии, отчества или прозвища, т.е. каким-либо образом поименованы (нередко с вариантами именований в зависимости от сцены в романе, участников диалога и т.п.). Более двухсот персонажей — это реально существовавшие исторические лица, от государственных деятелей, полководцев до актеров, музыкантов, врачей, торговцев, кучеров, поваров. На страницах романа — в развитии сюжета или вне его мы встречаемся с императором Александром I и писателем Василием Львовичем Пушкиным, с министром внутренних дел графом Кочубеем и танцмейстером Иогелем, с директором императорских театров Нарышкиным и архимандритом Фотием, с генералом Багратионом и московским доктором медицины Мудровым, с владелицей модного магазина Обер-Шальме и поваром Кутузова Титом, с московским почт-директором Ключаревым и кучером Александра I Ильей… Известно, что Л.Н.Толстой очень подробно знакомился с мемуарной литературой о первой трети XIX века, с записками участников Отечественной войны 1812 года; из этих источников он извлек многие имена и фамилии реальных исторических лиц, известность которых, по меткому замечанию одного из исследователей творчества писателя, «ограничена во времени и пространстве».
А как возникли имена и фамилии вымышленных персонажей?
Исследователи творчества Л.Н.Толстого приходят к выводу о том, что писатель в работе над фамилиями вымышленных персонажей пользовался такими тремя основными путями: использование реальных фамилий, существовавших в конкретную эпоху; использование видоизмененных реальных фамилий; создание абсолютно новых фамилий по моделям реальных.
Для очень многих внесюжетных и эпизодических персонажей Толстой использовал известные дворянские фамилии, например — Разумовские, Мещерские, Грузинские, Лопухины, Архаровы и др. Это, естественно, должно было создать (и создавало) у читателей соответствующее представление об этих персонажах: они являются людьми, принадлежавшими к светскому обществу. Еще до Л.Н.Толстого такое использование дворянских, аристократических фамилий для называния вымышленных персонажей мы встречаем в «Арапе Петра Великого» и «Дубровском» А.С.Пушкина, в «Уроке кокеткам» А.А.Шаховского, в «Черной перчатке» В.Ф.Одоевского. использовал Л.Н.Толстой и реальные фамилии «простых» людей: Тушин, Федотов, Селиванов, Комаров… На страницах «Войны и мира» под этими фамилиями живут солдаты и унтер-офицеры, купцы и дворники, офицеры из разночинцев, другие персонажи.
Л.Н.Толстой широко использовал и второй способ, зашифровывая реальные фамилии, видоизменяя их. Причиной этого обычно называют нежелание писателя показать связь персонажа с каким-нибудь конкретным прототипом, у которого Л.Н.Толстой брал лишь некоторые черты (эту мысль, высказанную самим Толстым, мы уже цитировали выше). Другой причиной использования такого приема считают требование исторического правдоподобия. И вот после незначительной «пластической» операции на страницах романа «Война и мир» появились такие видоизмененные реальные фамилии, как Болконский, Друбецкой, Билибин, Курагин и другие. В одном случае писатель произвел замену согласных звуков (Волконский — Волхонский — Болконский, Трубецкой — Друбецкой, Дорохов — Долохов), в третьем заменил сочетания звуков в середине фамилии, сохранив начальный и конечный слоги (Вильегорский — Вилларский). Использовал Л.Н.Толстой и замену суффикса реальной фамилии при одновременном выпадении отдельных звуков. Многие специалисты сходятся на том, что именно так Толстой создал фамилию Ростов. Вот что пишет Г.А.Силаева: «В одной из рукописей романа поверх зачеркнутой фамилии Простой написано Ростов. Видимо, фамилия Ростов возникла из Простой путем отпадения первого звука (буквы) и замены суффикса фамилии на более типичный — ов. Фамилия Ростов казалась самому писателю «нефальшивой», вероятно, потому, что напоминала известную русскую княжескую фамилию Ростовские (см родословные книги: Лобановы — Ростовские, Касаткины — Ростовские и под.)». Здесь, ппожалуй, следует вспомнить и о том интересном предположении, которое высказал в конце 50-х годов профессор М.С.Альтман. этот ученый отметил, что «переход от «Толстого — Толстова» к Ростову» был для автора, быть может, еще облегчен тем, что в русских поговорках, которые Толстой знал превосходно, он этот переклик мог найти готовым: «по ягоду, по клюкву, по хорошу, крупну: я из города Мурома, я барина бурого; я из города Ростова, я барина Толстова!».
Многие читатели «Войны и мира» хорошо помнят эпизод, в котором фигурирует пленный французский барабанщик Винцент Босс. Это имя интересно не только тем, что Толстой показывает, как по созвучию оно превратилось в устах партизан в Весеннего или Весеню, т.е., писатель дает яркий пример образования прозвища на основе народной этимологии. Имя и фамилия этого персонажа также возникли путем видоизменения реальных: во время боев партизана Дениса Давыдова такой пленный действительно был взят, и звали его Викентий Бод. Этот любопытный факт из истории Отечественной войны 1812 года Л.Н.Толстой заимствовал из книги «Дневник партизанских действий»; автором которой был Денис Давыдов; в романе «Война и мир» фигурирует Василий Денисов — принцип видоизмененного сходства Лев Толстой здесь реализует через перестановку компонентов именование; Денис Васильевич Давыдов — Василий Денисов.
Третий путь возникновения фамилий вымышленных персонажей в романе — это создание их самим автором по моделям реальных: Перонская, Чатров, Телянин, Макарин, Десаль, Седморецкий и др. Однако, вероятно, нужна оговорка: в нашем распоряжении пока нет полного, исчерпывающего «Словаря русских фамилий» (хотя эта работа ведется и достаточно успешно). Поэтому трудно с определенностью судить, действительно ли фамилии эти полностью отсутствуют в ономастике.
В начале главы уже говорилось о том, что в «Войне и мире» почти нет имен и фамилий с выраженным ассоциативным фоном, с определенным завуалированным смыслом. Это действительно так, и наглядно видно хотя бы на примере фамилий главных персонажей. Скажем, в «Анне Карениной» мы сталкиваемся как раз с обратным случаем: известно свидетельство сына писателя — С.Л.Толстого — о том, что для самого Льва Николаевича фамилия Каренин при создании ее имела некоторую внутреннюю форму. В своих известных записках «Очерки былого» Л.Н.Толстой писал: «Между прочим он (т.е. Лев Толстой. — М.Г.) говорил, что мысль о фамилии Каренин ему пришла от греческого слова «каренон» — (голова). Может быть он назвал Алексея Александровича Карениным потому, что Каренин ему представлялся головным, не сердечным человеком».
И все же есть отдельные именования с выраженной внутренней формой и в романе «Война и мир»: они, будучи реальными, взятыми из жизни, становятся мотивированными в контексте романа; есть отдельные случаи и обыгрывания скрытого смысла фамилий, созданных самим Толстым. Писатель, например, успешно использовал имена, фамилии из одного любопытного труда, ставшего — в числе других книг — источником романа «Война и мир»: «Записок современника» С.П.Жихарева. в частности. Он заимствовал из дневника С.П.Жихарева и фамилию владелицы модного магазина, и каламбур, связанный с этой фамилией. Напомню небольшой отрывок из романа. Говорит Марья Дмитриевна Ахросимова: «…Ну, а их, — она указала на барышень, — завтра свожу к Иверской, а потом и к Обер-Шельме заедем…». и еще один отрывок: «На другой день утром Марья Дмитриевна свозила барышень к Иверской и m-me Обер-Шальме, которая так боялась марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя». А вот отрывок из «Записок современника», хорошо известный Л.Н.Толстому: «Много денег оставлено в магазине мадам Обер-Шальме!.. Недаром старики эту Обер-Шальме переименовали в Обер-Шельму».
В тексте романа нет мотивации фамилии другой дамы — держательницы салона Шерер. Но, как считают специалисты, в тот момент, когда Толстой создавал эту фамилию (она образована по модели реально существовавших, например, Шефер), это слово могло иметь для писателя какую-то особую мотивировку. Н.Н.Арденс в своей известной книге «Творческий путь Л.Н.Толстого» пишет: «По воспоминаниям С.А.Толстой, возвращаясь от какой-то высокопоставленной дамы, у которой бывала вся знать и которая всем расточала салонные любезности с с непременным «мон шер» и «ма шер», Толстой, смеясь, говорит, что его важная собеседница становилась все «шерее» и «шерее»». Возможно, что фамилия Шерер была создана под воздействием таких впечатлений писателя. Кстати говоря, считается, что Анна Павловна Шерер по своим некоторым чертам напоминает фрейлину Анну Золлогуб.
Интересно и то, что Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» для «полувымышленных» персонажей нередко оставляет неизмененными имена и отчества тех людей, которые в какой-то мере были их прототипами. Достаточно вспомнить несколько примеров (вопрос этот широко освещался в литературоведческих кругах): старый граф Ростов в романе именуется Ильей Андреевичем — прототипом ему служил дед автора «Войны и мира» граф Илья Андреевич Толстой; няня княжны Марьи — Прасковья Савишна: так в действительности звали няню самого Льва Толстого; прототипом самой княжны Марьи, т.е. Марьи Николаевны Болконской, послужила мать Л.Н.Толстого — Марья Николаевна Волконская. Большой интерес у всех читателей вызывает возможный прототип Наташи Ростовой. Принято считать, что им была Татьяна Андреевна Берс, сестра С.А.Толстой. Однако Л.Н.Толстой не сохранил для своей героини имя Татьяна. Почему? Видимо, это связано с тем, что имя Татьяна было в определенную эпоху социально маркированным, воспринималось как простонародное (Наташа Ростова — современница Татьяны Лариной, но для Лариной Пушкин сознательно выбрал имя Татьяна, поскольку оно «работает» на образ ее семьи). А почему же тогда Л.Н.Толстой остановился именно на имени Наташа, а не на каком-то другом? Предположение по этому поводу высказал Н.Н.Гусев в своей книге о Толстом: имя Наташа могло быть дано Толстым Ростовой еще и в связи с тем, что Татьяна Андреевна Берс уже фигурировала под этим именем как персонаж другого литературного произведения — повести «Наташа», написанной С.А.Берс в 1862 году. Повесть эту, как выяснили специалисты, Л.Н.Толстой читал и, более того, делая дневниковые записи, называл тех из своих знакомых, которые были изображены в повести С.А.Берс, именами персонажей.
Чудодейственной силой обладает слово Л.Н.Толстого. Он был не только великим мастером, но и неотъемлемой частью ума и совести русского народа. Как не вспомнить слова, сказанные о нем другим нашим выдающимся писателем — Максимом Горьким: «Толстой — это целый мир… Этот человек сделал поистине огромное дело: дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой».

М.В.Горбаневский, профессор