Роль славян в истории византии. Роль славянских племен в крушении рабовладельческого строя. Походы славян на Византию. Русь и византия

Славянская история и на первых этапах своего развития, и вплоть до образования Древнерусского государства тесно была связана с Византией. Культурное влияние последней оставило мощный след в жизни древних славян. Но не стоит думать, что отношения славян и Византии были односторонними. И Византия «получала» от славян свое, правда не всегда положительное. Например, несколько лет она страдала от их нападок. И это отразилось на государственно-политическом строе Византии. В итоге можно сказать, что древние славяне и Византия находились в постоянном взаимодействии.

А чем же привлекала славян Византия? Своими богатствами. После набегов славянские князья оставались с полными карманами золота.

Противоборствуя с Византией, славяне учились военному делу, которое находилось у врага на достойном этапе своего развития. Не стоит отрицать, что славяне грабили безжалостно и много. Богатства князей все пополнялись за счет Византии, но и на военные нужды средства тоже шли немалые.

Походы славян на Византию

Походы славян на Византию происходили в начале новой эры. Причем тогда они еще входили в состав других племен. Вместе они составляли огромную и разрушительную силу.

Византийские летописцы оставили нам описания славянских воинов . Вооружение их было очень примитивным и скудным: копье, лук со стрелами, щиты. Этот недостаток они искусно покрывали различными ухищрениями в своей стратегии. Их засады всегда отличались неожиданностью. Что-что, а застать врага врасплох славяне уж точно могли.

  • Но вернемся к походам. Один из крупных состоялся в 550 году. Тогда славянским войскам удалось взять несколько городов в Македонии, укрепленный город Топер.
  • В конце шестого столетия славян начинает интересовать балканская лакомая часть Византии. По данным современников, численность их была около ста тысяч человек.

Терпение Византийского императора, как и у любого человека, было далеко не резиновым. И поэтому в 590-х годах начинаются контрнападения. Византийские войска переходят на другой берег Дуная, вторгаясь на славянские территории. В первый свой поход им удалось опустошить владения вражеских князей. Во второй раз все сложилось не так удачно. Хоть победа и была за Византией, но обошлась она очень дорого.

  • Наиболее уязвимы были север и северо-запад Византийской империи . Начиная с шестого века, славяне совершают походы все чаще, объединяясь при этом с аварами.

А как же вела себя Византия? Во-первых, в столице (Константинополе) аварские послы начали получать ценные подарки (золото, серебро, одежду). Во-вторых, правивший на тот момент император Юстиниан просто хотел использовать аварскую силу для победы над славянами (последние считались варварами). Однако такая стратегия оказалась неисправной. Например, в середине шестого века авары со славянами пытаются взять один из городов Византии, чтобы укрепить свои позиции на Дунае. В итоге и те, и другие все глубже проникали во владения Византийской империи.

Время шло. Восточные славяне стали строить морские суда. А, как известно, Византия находилась в непосредственной близости от морей. И теперь славянские войска грабят торговые судна, а также прибрежные города.

После этого происходили и другие походы, нападения, войны. Но они имели уже меньшее значение как для Киевской Руси, так и для Византийской империи.

Роль Византии в в развитии культуры восточных и южных славян

Для начала необходимо понять одну вещь. Пришедшая из другого государства культура сродни семени. Чтобы она прижилась, для нее должны быть подготовлены все условия (почва, влажность, температура). Так вот, на Руси существовали предпосылки для подобного проникновения культуры. И поэтому стало возможным то, что и происходило.

Несомненно, что самое главное влияние Византии на культуру славян – это христианство, которое было принято именно из империи в десятом веке. И это неудивительно, ведь связи Киевской Руси (и экономические, и государственные) были гораздо более тесными с Византией, а не с западом.

Вместе с религией к славянам плавно перетекают и другие элементы культуры. Судьба последней была предопределена князем Владимиром. Во-первых, появляются первые храмы. Внутреннее их убранство, кстати, тоже было перенято из Византии (мозаики, фрески, иконы). Богослужения также велись по византийскому образцу. Во-вторых, свой расцвет переживает живопись. В-третьих, с приходом христианства развивается и литература. До этого времени ее, можно сказать, не было. В-четвертых, музыка. И она пришла в виде церковных песнопений, услышав которые в Константинополе, русские князья просто обомлели. Вот чем и привлекала восточных славян Византия.

Также с очень давних пор славяне вели активную торговлю с византийскими купцами. Это было возможным благодаря легендарному пути «из варяг в греки». В империю завозили мед, пушнину, воск, рыбу. А импортировали ткани, предметы роскоши, книги (когда появилась письменность).

В заключение

Таким образом, мы выяснили, как складывались отношения между Византией и славянами. Они были очень тесными, очень разносторонними и очень длительными. Наверное, никакой другое государство не оставило такой глубокий след в русской истории и культуре. Славяне и Византия – это яркий пример того, как целый народ может перенять характерные черты одной страны.

История Византийской Империи (документальный фильм)

С падением в V в. Рима всемирно-исторический поединок между приходившей в упадок рабовладельческой империей и народами Европы, у которых господствовали общинные отношения, не был еще закончен. Восточная половина империи - Византия укрепляла свои рубежи, совершенствовала свою военную мощь и силой государственной власти и христианской церкви стремилась упрочить рабовладение. Историческая роль славян состояла в том, что они решили исход этой многовековой борьбы. Завоевав половину византийских владений, славяне усилили роль общины в социальной жизни и этим содействовали уже происходившему в Византии процессу феодализации. В VI в., при императоре Юстиниане, господствующие классы Византии повели наступление как на народные массы внутри империи (ухудшив положение рабов и колонов), так и на славянские племена.
На Дунае и в Причерноморье строились крепости, отдельных славянских князей сманивали на византийскую службу и в то же время использовали кочевников-гуннов для борьбы против славян.
Византия в VI в. была огромным государством, в состав которого входили, земли Балканского полуострова. Малой Азии, значительной части Италии, Северной Африки и Причерноморья.
Борьба с Византией, обладавшей большой и оснащенной армией и флотом, не могла вестись разрозненными отрядами славян, как это было раньше. Нужна была организация крупных походов, концентрация больших войск.

Славяне в VI в.

Производительные силы славянского общества в V - VI вв. значительно выросли. Славянские племена могли уже выставить и снарядить большое войско, как пешее, так и конное, снабдить его оружием, запасом стрел, продовольствием, а в случае необходимости и ладьями для морского похода.
Крупные союзы племен, сложившиеся в IV - VII вв., представляли собой именно ту организацию, которая могла успешно вести упорные войны с Византией. К сожалению, византийские писатели, оставившие нам сведения о военных походах этого времени, не знали названий славянских племен и их союзов. Им было известно старое собирательное имя славян - «венеды», или «венеты» (применительно к восточной части венетов - «анты»), и новое название - «склавины», «славяне», «словене», которое применялось первоначально лишь к населению окраин венетской земли (в том числе и окраин,^ соприкасавшихся с Византией), а впоследствии, к IX -X вв., стало общим собирательным наименованием. Географически территория «славян» простиралась вдоль Дуная и доходила на востоке до Днестра; за Днестром же начиналась земля «бесчисленных племен антов», «наиболее могущественных» из венетских племен. Авторы VI в. подчеркивают, что между «славянами» и «антами» нет различий ни в языке, ни в обычаях, ни во внешнем виде, что «племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе».
В научной литературе применительно ко всем ветвям славянства (обозначаемым в источниках различными терминами) одинаково применяется термин «славяне».
Сведения византийских писателей о славянских племенах VI в. требуют критического.отношения. Византийцы совершенно не знали основной территории славян на Днепре, Днестре, Висле, а могли наблюдать лишь тех переселенцев, которые находились вблизи от Византийской империи, на левом берегу Дуная. Этим объясняется, например, фраза автора VI в. Прокопия Кесарийского: «Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга и все по большей части меняют места «жительства». Из этого указания- часто делался неправильный вывод о низком уровне культурного развития славян, будто бы находившихся на стадии быта бродячих охотников. В то же время известно, что славянам, служившим в византийском войске, поручалось командование целыми корпусами и флотилиями, что славяне успешно применяли военные машины, что некоторые славяне знали греческий язык. Противоречие здесь только кажущееся. На самом деле славяне обладали довольно высокой культурой. 06 этом можно судить по археологическим данным, найденным на основной славянской территории. В «жалких хижинах» жили придунайские поселенцы, скрывавшиеся от облав византийских солдат и поэтому вынужденные менять «места жительства»
Указание Прокопия на то, что славяне и анты «не управляются одним человеком», противоречит сообщению византийского автора (Менандра), который говорит об убийстве аварами антского князя Мезамира Идаоизиева сына именно потому, что «этот человек имеет огромную власть у «антов». В рассказе того же Менандра упоминается другой славянский князь - Даврита и «важнейшие князья славянского народа», гордо ответившие аварскому кагану: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который подчинил бы сеое силу нашу?»
Можно полагать, что как раз в это время усилилась власть князей, стоявших во главе славянских племенных союзов и руководивших их борьбой с Византией.
Натиск славян на Византию стал особенно сильным в 20-е годы VI в. «С того времени, как Юстиниан принял господство над византийцами. (527 г.), гунны, славяне и анты почти ежегодно опустошают империю...» - читаем в одном источнике. Славянские дружины прорвали все укрепленные линии на Дунае, прошли через горные хребты Балканского полуострова и дошли до фессалоник и земель древней Спарты. Морские флотилии славян осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям.
В результате походов славяне, по словам Иоанна Эфесского, «разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих византийцев». Восточная часть Балканского полуострова - территория современной Болгарии - была колонизована славянами из Поднестровья и Приднепровья. К восточным же славянам надо отнести и хорватские племена, пришедшие на Балканы из земель Прикарпатья. Принимали участие в колонизации и западнославянские племена.
Результатом победоносных походов славян на Византию было заселение опустевших византийских земель славянскими общинами, значительное расширение здесь запашки и подъем целины. Таким образом, славяне повысили уровень производительных сил в завоеванных ими обширных землях.
Для основной восточнославянской территории успех византийских походов был показателем, во-первых, возросшего уровня производительных сил, при котором уже можно было снаряжать десятки или сотни очень крупных военных экспедиций; во-вторых, окрепшего объединения славянских племен и, в-третьих, усиления князей не только на завоеванной византийской территории, но и в пределах основных славянских земель, куда возвращались из походов многие дружины.

Славяне - одна из наиболее многочисленных национальных групп, проживавших на территории Византийской империи . Первоначальными областями расселения славян были обширные территории в Центральной и Восточной Европе, простиравшиеся от Эльбы и Одера на западе до Среднего Поднепровья на востоке. Северными соседями славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племен. Восточными соседями славян были западноиранские племена скифов и сарматов, южными - фракийцы и иллирийцы, а западными - кельты. Вопрос о древнейшей прародине славян окончательно не решен, но большинство исследователей считает, что она находилась к востоку от Вислы. Во II-IV вв. от P. X., в результате движения на юг германских племен готов и гепидов, целостность территории славян была нарушена, и они разделились на западную и восточную ветви. В V в. земли славян входили в сферу влияния гуннов. В конце V в., после падения державы гуннов, началось продвижение славян на юг к Дунаю и в северо-западное Причерноморье, затем последовали их вторжения в балканские провинции Византийской империи. С середины VI в. славяне играли активную роль в истории Византии. Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения славян, поэтому они удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе, но при этом образовалась новая ветвь южных славян. Славяне, когда они появились на византийских землях, были воинственны и многочисленны. В отличие от многих других народов, они не просили разрешения империи остаться на ее территориях, а силой захватывали понравившиеся им местности, прежде всего в долинах рек и на равнинах, сильно потеснив местное греческое население. Однако в городах они не селились. Известны имена более 20 славянских племен, участвовавших в колонизации Балкан, наиболее крупными среди них были: стримонцы, ринхины, драгувиты, сагудаты, берзиты, смоляне, велегезиты, вайюниты, милинги и езериты. К концу VI - началу VII в. славяне поселились компактными массами в Северной Фракии, Македонии, Средней Греции и на Пелопоннесе. Они занялись морским разбоем, неоднократно нападали на византийские города, осаждали Фессалоники (Солунь), второй по величине город европейской части империи. Но в итоге почти 200-летней борьбы Византии удалось подчинить славян. С конца VII в. первые поселения славян стали появляться в Малой Азии и на островах, когда империя начала переселять славян большими группами с Балкан в провинцию Вифиния на южном берегу Черного моря. С этого же времени у славян за пределами Византии и в Северной Фракии начали появляться первые государственные образования: Первое Болгарское царство, государство Само, Великоморавская держава. Киевская Русь. Благодаря миссионерской деятельности византийцев среди славян, ранее бывших язычниками, распространилось христианство. К X в. византийские славяне почти полностью растворились среди греков, за исключением славянского населения значительной части Македонии.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.309-310.

Славянские народы вписали не одну славную страницу в историю культуры человече-ства, в мировую сокровищницу науки, литературы, музыки, живописи. Но чтобы учесть все значение славянства, необходимо обратиться и к Византии, носительнице высоких традиций древних культур, эллинской культуры и цивилизаций восточных империй.

Акад. Ф. И. Успенский, оказавший влияние на изучение Византии во всем мире, выска-зал справедливую мысль, что история славян в своих истоках, до образования славянских го-сударств, во многом скрывается в истории Византии. Не только в начальных стадиях история славян так тесно связана с Византией, но и в последующем их развитии сказалось ее мощное культурное влияние. Неоспоримым является также и другой факт, а именно, что сама Византия на протяжении нескольких веков оказалась под влиянием славянских «варваров», значение которого было столь велико, что породило в ее государственном развитии совершенно новые явления. Это взаимодействие обострило и ускорило процессы феодализации в самой Византии. Как феодальная держава Византия сложилась в результате воздействия «варварских» завоева-ний и глубоких внутренних сдвигов, подобно тому как под влиянием этих же факторов образо-вались феодальные государства на территории Западноримской империи. Если византийское законодательство VI в., представлявшее собой последовательное развитие римского права, указывает на пережитки рабовладения, на наличие рабовладельческого уклада, то оно отмечает и ту переходную форму эксплуатации земледельческого населения, которая известна как коло-нат. В VIII в. законодательство императоров-иконоборцев свидетельствует о том, что основой хозяйства Византии была свободная крестьянская община. Появление ее было также и следст-вием заселения славянами ряда областей, принадлежавших Византии, где славяне продолжали жить общиной, создавая отношения нового типа, подобно тому как их создала крестьянская марка на Западе. Так намечается одна из черт конечного результата того взаимодействия меж-ду славянами и Византией, которое имеет всемирно-историческое значение.

ДРЕВНЕЙШИЕ СВЕДЕНИЯ О СЛАВЯНАХ

На основании свидетельств латинских писателей уже в I в. н. э. можно говорить о на-личии славян в южнорусских степях и Причерноморье. У Плиния Старшего, Тацита и Птоле-мея сохранились названия племен, которые потом растворились в славянских племенах. О венетах уже с первых веков нашей эры говорится как об одном из наиболее многочисленных славянских племен. Движение славян на Запад связано с непреодолимым продвижением гер-манцев, которое было остановлено лишь завоеванием лангобардами Италии в 568 г.

Нападали славяне на Византию в первый период, который может быть прослежен по источникам, совместно с другими народами и племенами. Славяне входили в состав более крупных объединений гепидов, гетов, авар и совместно с ними разоряли богатые области Ви-зантии. Часто славяне двигались в составе кочевых или полукочевых племен, которые искали новые пастбища, хотя сами славяне уже вели сельское хозяйство. Задолго до VI в. славяне рас-полагались к северо-востоку от Дуная и делились на две ветви: западную, носившую название склавен, или славян, и восточную, называемую антами. Анты, по сообщению византийского историка VI в. Прокопия. Кесарийского, занимали области к северу от Азовского моря и вдоль р. Дон. Гот Иордан, писавший на латинском языке, сообщает, что от р. Вислы на необозримых пространствах поселилось многолюдное племя венетов. Хотя названия их меняются теперь в зависимости от различных племен и местностей, но главным образом они именуются склаве- нами и антами. Название венетов сохраняется за славянскими племенами и в VI в.

СЛАВЯНЕ В БОРЬБЕ ЗА БАЛКАНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ

Северная и северо-западная границы Византийской империи испытывали постоянное давление варварских нашествий, в большинстве которых участвовали и славяне. В начале VI в. правительство императора Анастасия было вынуждено построить огромное сооружение — сторожевую стену, которая протянулась более чем на 80 км между Черным и Мраморным мо-рями, опоясывая столицу на 40 км и превращая ее в «малый остров». Охрана длинных стен бы-ла очень затруднительной, но для столицы все возрастала опасность, грозившая ей от варваров. Стремясь спасти империю от вторжений, императоры прибегли к старому, но далеко не безо-пасному способу привлечения на службу империи целых племен. В качестве федератов, союз-ников, колонистов Византия втягивала все новые народы в сферу своего культурного влияния, предоставляя им для поселения области, находившиеся в старых провинциях империи. Войска вербовались из франков и лангобардов, герулов и славян.

К VI в. нижнее и среднее течение Истра (Дуная) до устья Тиссы продолжало еще счи-таться границей империи, но фактически власть принадлежала там народам славянского про-исхождения. Земли же к северу от Дуная были давно потеряны для Византии — ими владели славяне.

С начала VI в. славяне почти ежегодно переходят Дунай то небольшими отрядами, то значительными массами с целью захватить добычу и пленных. В 547/48 г. походы славян дос-тигают Иллирика и Далмации, а 15-тысячное византийское войско не решается вступить с ни-ми в бой. Западные области Балканского полуострова уже перестают быть опорой империи. В борьбе готов в северной Италии против императора Юстиниана им помогли славянские войска в количестве 6000 воинов.

С середины VI в. походы славян за Дунай становятся более планомерными. Они быстро оценили значение моря и приморских гаваней, особенно Солуни, осознав ее военно-морское, стратегическое и торговое значение. При этом славяне действуют в союзе с аварами - народом, близким по происхождению к гуннам. Византийские писатели различают авар и славян, но часто и объединяют их, так как они составляют одно войско.

Империи не раз приходилось откупаться от агрессивных соседей. Аварские послы по-лучали в Константинополе щедрые подарки: золото, серебро, одежды, седла. Пораженные рос-кошью подарков, «варвары» посылали новых послов, вновь одаренных с прежней щедростью. С помощью авар император Юстиниан надеялся победить своих врагов, в первую очередь сла-вян, которых авары должны были по возможности удерживать. По эта политика не всегда дос-тигала цели. В 568 г. совместно со славянами авары пытались взять приступом г. Сирмиум (Срем), их целью было дальнейшее укрепление на Дунае.

О размахе славянских набегов на балканские провинции Византии во второй половине

VI в. свидетельствует современник этих событий сирийский историк Иоанн Эфесский (умер в 586 г.). «В третий год после смерти царя Юстина, в царствование царя Тиверия вышел прокля-тый народ склавены и прошли всю Элладу, области Фессалоники и всю Фракию. Они захвати-ли много городов и крепостей, опустошили, сожгли, полонили и подчинили себе эту область, и поселились в ней свободно, без страха, как в своей собственной. Это продолжалось в течение лет четырех, пока царь был занят войной с персами и все свои войска посылал на восток». 1 Напор славян на Балканский полуостров перестает быть временным явлением. В столкновениях с Византией славяне совершенствовали свое военное искусство, приобретали новые технические навыки ведения войны, которые успешно применяли против своих врагов. Византийские исто-рики отмечают боеспособность, силу, храбрость славян. Постоянные грабежи позволили со-средоточить в руках правящей верхушки значительное количество богатств, что также усили-вало военную мощь славян. Усиление славян и побуждало византийское правительство идти на соглашение с аварами, чтобы при их помощи разделаться со своими опасными соперника-ми. Но на деле получалось иначе: славяне в союзе с аварами и другими народами все глубже и глубже вторгались в балканские провинции Византии. Это целая коалиция «варваров» против Византии, и из одного того, что эти народы умели организовать совместные нападения, видно, что они уже не были в такой степени «варварами», как это казалось в Константинополе. «Они осаждали ромейские города и крепости и говорили жителям — выходите, сейте и собирайте жатву, мы возьмем у вас только половину подати». Это было значительным облегчением для населения и примиряло их с завоевателями, так как тяжелые формы налогообложения сменя-лись новыми, более мягкими формами. Это же обеспечивало славянам тыл.

Славянские вторжения ставили целью достигнуть моря и укрепиться в приморских га-ванях. Византийский источник начала VII в. рассказывает: «Поднялся народ славянский, бес-численное множество из драгувитов, сагудатов, велейезитов, ваюнитов, верзитов и прочих на-родов. Научившись делать лодки из одного дерева и снарядив их для плавания по морю, они опустошили всю Фессалию и расположенные кругом нее и Эллады острова». По этой причине ряд островов, областей Балканского полуострова и Малой Азии стал необитаем, так как вы-долбленные из дерева лодки-однодревки оказались в руках славян страшным орудием. Они окружали город, брали его в осаду, смело нападали, так что даже такая значительная морская гавань, как Солунь, удержалась лишь благодаря случайности. Славяне предлагают аварам союз против Византии с тем, чтобы они оказали помощь во взятии Солуни, за что аварскому кагану была обещана большая добыча. Но город выдержал тридцатитрехдневную осаду. Сохранились имена славянских вождей, принимавших участие в этой борьбе за средиземноморский порт: князь славян Кувер, князь ринхинов Первуд.

ВНУТРЕННИЙ СТРОЙ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Основные сведения о внутреннем быте славян находим у Прокопия Кесарийского, византийского писателя VI в. В 3-й книге своего сочинения «О готской войне» он пишет: «Сла-вяне и анты не имели единодержавной власти, они имели общенародное правление, народные собрания, сходы, на которых совещались по всем военным вопросам». При первых встречах с Византией «они ходили в бой пешими, были вооружены лишь метательными копьями, дроти-ками и имели щиты». Свои жилища они располагали, используя природную защиту, в лесных районах, у рек, стоячих озер, болот; в «Стратегиконе» псевдо-Маврикия говорится об антах, восточных славянах. На случай опасности их жилище имеет несколько выходов. Питались сла-вяне скромной и простой пищей, а их образ жизни сходен с жизнью массагетов, известных в причерноморских и приазовских областях еще в III и IV вв.

Уже в очень раннюю пору можно говорить о земледелии и скотоводстве у славян как об основных занятиях. Они располагали сельскохозяйственными продуктами, особенно много было у них проса и ячменя. На широкое распространение скотоводства указывает, например, тот факт, что в жертву своим богам они приносили волов. Авары в одних случаях составляли общие со славянами отряды, в других случаях опустошали и сжигали их селения. Богатство славянских поселений подтверждается рядом свидетельств. Так, упоминается Ардагаст, князь славунской страны, где процветало земледелие. Захватив Балканский полуостров, славяне и здесь «разбогатели, имеют золото и серебро». Табуны лошадей и оружие усиливали их боевую мощь.

Социальный строй древних славян в VI в. представлял собою военную демократию. Славянские князья, их вожди и военачальники названы рядом византийских источников. Из-вестны имена вождей Ардагаста, Пирагоста, князя Даврита, князя Лавриты, посла Мезамира и брата его Калагаста, князя Акамира. К моменту, когда Византия вошла в тесное соприкоснове-ние со славянами, их устройство было того типа, которое Энгельс называл военной демократи-ей (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 21, с. 127), то самое, что наблюдал Прокопий Кеса-рийский у склавен и антов. Военные походы славян сопровождались грабежами и пленением больших масс населения.

Массовое пленение населения в завоеванных славянами областях было связано с по-требностью в рабочих руках. Рабство, несомненно, имело место, но не получило широкого распространения, что наложило известную печать на общественный строй древних славян. Для Византии рабовладение было уже пройденным этапом, колонат имел еще широкое распро-странение, но тем не менее она превращалась в феодальную державу. Славянские народы шли по пути феодального развития, минуя рабовладельческий строй. В VI в. намечаются формы государственного устройства славян, в VII в. можно с уверенностью говорить о больших и дифференцированных государственных образованиях у славян.

СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ

Создание славянских государств следует отнести к первой четверти VII в., когда в Моравии образовалось одно из первых славянских государств. Рассказ о нем сохранился лишь в латинских источниках. Начало Моравской державе положил Само. Он появился около 622 г.. когда чешских славян жестоко теснили авары. Само сумел организовать славян. При борьбе за освобождение Моравии они избавились от авар, а в 627 г., по словам хрониста Фредегарда, Само стал королем и процарствовал около 35 лет. От своих 12 жен он имел 22 сыновей и 15 дочерей. Освободив славян от их притеснителей, он успешно боролся и против франков, кото-рые стали искать с ним союза. Определить границы державы Само по скупым сведениям, ко-торыми располагает история, трудно, но ядром ее была Моравия, а столицей — Вышеград. С 641 г. известия о Само прекращаются, а само государство его вслед за тем распадается. Но чрезвычайно существенно, что был сделан почин: славянский элемент сумел утвердить свои права, несмотря на жестокий нажим со стороны аварского каганата.

Характерно сказание о Кувере, или Куврате, связанное с движением против аварского каганата. На биографии Куврата можно проследить тесное взаимодействие между Византией и славянами. Куврат был воспитан при константинопольском дворе и крещен. Личная доблесть сочеталась в нем с широким кругозором и образованием. Благодаря своему военному дарова-нию и хитрости он захватил восточную часть территории современной Болгарии и Македонии, а затем в заключенном с Византией договоре обусловил, что останется на занятой земле. Кро-ме того, один из пунктов договора сохранял за ним право собирать дань с дреговичей. Так воз-никла мощная держава в областях восточной Болгарии. Куврат умер в царствование Константа II (641—668 гг.). Его сменил Аспарух, принявший после него главенство над (прото)болгаро- славянским объединением. Стремясь сберечь себя от наступления со стороны аварского кага-ната, который занимал области между Дунаем и Тиссой, Аспарух создал укрепленный лагерь при устье Дуная, названный Аспарухов Угол. Авары были уже значительно стеснены Кувером со стороны Македонии и государством Само. Стремясь проникнуть все глубже в области Бал-канского полуострова, (прото)болгаро-славянское объединение передвигало и свою столицу. Вслед за Аспаруховым Углом вблизи Шумлы, в местности Абоба, была основана первая сто-лица болгар. Отсюда, из Абобы (Плиски), они простирали свои набеги то к стенам Константи-нополя, проходя по Фракии, то устремлялись к Солуни.

Раскопки, произведенные в Абобе, говорят о существовании дворца с тронным залом и жилыми помещениями, языческого храма, превращенного потом в христианскую церковь. Эти монументальные здания относятся к VIII в., они появились позже, чем деревянные жилые по-стройки, состоящие из небольших помещений. Столица болгарских ханов была обнесена сте-ной со сторожевыми башнями, круглыми и квадратными. Восточные ворота, ведущие в город, украшены изображениями всадника с копьем, воина в высоком головном уборе, оленя с ветви-стыми рогами. В домах были найдены лосиные рога, кабаньи и лосиные черепа. Обнаружены надписи в честь героев и государственных деятелей болгарского ханства на греческом языке, сохранившие их титулы и имена, а также названия городов, подпавших под власть болгар. На основании фрагментов некоторых надписей можно судить о договорах болгар с Византией. Сохранились также части предметов роскоши, украшений, перстни, браслеты, ожерелья. Золо-тые и медные монеты, свинцовые печати свидетельствуют о широких торговых связях ханства.

Раскопки первой болгарской столицы дают представление о том, в какой тесной связи с Византией складывались культура и письменность Болгарии. Вторая столица болгар была за-ложена около 821 г. у подошвы Балканских гор. Великая Преслава известна из русской лето-писи. Во второй половине VII в. Византия была вынуждена платить дань болгарам. Попытка отказаться от условий выплаты привела к нападению болгар. Император был вынужден вы-звать конницу из Азии, где особенно славилась армянская и арабская кавалерия. Можно с уверенностью говорить, что введение конного строя в византийских войсках, заменившего тяже-ловооруженную пехоту — основную силу греческого и римского войска, — произошло под влиянием конного войска Ирана и кочевых народов на европейской границе.

В 688 г. в балканских клисурах (ущельях) болгары были отбиты византийскими вой-сками, тогда они двинулись через Македонию на Солунь, в области, занятые славянами. Ви-зантия воспользовалась этим моментом и двинула большую группу переселенцев — славян — в Малую Азию, в область Опсикий. Фактически такая колонизация началась раньше, так как еще к 650 г. относятся сведения о славянской колонии в Вифинии, которая поставляла импе-рии воинов. В 710 г. болгарский хан Тервель с 3000 болгар и славян оказывает поддержку ви-зантийскому императору и входит в союз со славянами Малой Азии. В последующие годы ви-зантийский престол опирается на болгарские войска, сохранившие власть Юстиниану II. Хан Тервель получил за это высокий титул, который не помешал ему, однако, совершать набеги на плохо защищенную Фракию, а в 712 г. дойти до золотых ворот Константинополя и спокойно возвратиться с огромной добычей. Заключенные в 715—716 и 743—759 гг. между болгарами и Византией договоры устанавливали границы между обеими державами, содержали пункты об обмене перебежчиками. Торговые люди при наличии грамоты с печатями имели право беспре-пятственно переходить границу. Интересно отметить пункт о ввозе тонких шелковых и парад-ных одежд в Болгарию, а также красной, хорошо выделанной сафьяновой кожи.

В течение всего VIII в. болгары продолжают нападать на Византию. Наряду с этим в VIII в. намечаются и новые моменты: посещение болгарскими ханами Царьграда не прошло бесследно. К середине IX в. Болгария прошла через правление Крума и Омортага, наиболее видных и активных ее ханов. От времени последнего сохранилась горделивая надпись на гре-ческом языке, в которой он подражает званиям византийских владык.

В середине IX в. в Византии выдвинулся крупнейший политический деятель, человек большого ума, широкого кругозора и несокрушимой энергии — Фотий. Светский человек, он прошел с 20 по 25 декабря 857 г. все ступени клерикальной иерархии, чтобы стать патриархом Константинопольским и выполнять чисто политические задачи. Его государственный ум оце-нил значение изменений, происшедших в этническом составе империи и ее соседей. Он с успе-хом по-новому применил старые приемы Византии — методы мирного приобщения к импе-рии. В этот момент назрело сознание необходимости в политической миссии среди балканских народов, для успеха которой византийские деятели отказались от греческого языка, что дало им огромные преимущества перед латинским Западом.

Исполнителями культурной задачи всемирно-исторического значения явились Кирилл и Мефодий. После 860 г. братья были направлены Фотием «к хазарам», в южнорусские степи, населенные славянами. Кирилл, вероятно, уже располагал некоторыми своими переводами на славянский язык. Здесь они обратили в христианство «фульское племя». После первого успеха труд, не «меньший первых», ожидал братьев, ибо Ростислав, князь Моравский, послал послов к императору Михаилу, прося культурной и политической поддержки. Грамота папы Николая V от 864 г. указывает, что претензии немецких князей как нельзя лучше совпадали с интереса-ми Рима.

Кирилл и Мефодий прибыли в Велеград, столицу Моравии, в 863 г. «и, собрав ученики, власть я учити». Это было возможно только благодаря тому, что, зная славянский язык, они привезли составленную ими грамоту и перевод некоторых священных книг, что способствова-ло укреплению культурной самостоятельности славян, с их собственными языком и литерату-рой. Просветительная деятельность братьев встретила противодействие со стороны латинских клириков. В 867 г. папа, обеспокоенный успехом славянских проповедников, вызвал их в Рим. По дороге они остановились в Паннонии, где по желанию славянского князя Коцела обучили грамоте 50 молодых людей и оставили экземпляры своих переводов. В 868 г. славянские про-светители были торжественно приняты в Риме папой Адрианом II, и их великий труд — сла-вянский перевод писаний — получил здесь признание.

Несомненным следствием перевода книг на славянский язык и изобретением славян-ского алфавита следует считать приобщение к восточному христианству болгарского государ-ства.

РУСЬ И ВИЗАНТИЯ

Как и другие славянские народы, Русь сталкивается с греческим миром в войне и в мирных сношениях. К первой четверти IX в. относятся сведения о нападении Руси на Крымское побережье от Корсуни до Керчи, принадлежавшее Византии. Во второй четверти того же века, до 842 г. во всяком случае, Русь напала на Малоазийский берег Черного моря. Были раз-граблены и разорены области от Пропонтиды до Синопа. Но самым примечательным событи-ем было нападение Руси на Константинополь 18 июня 860 г., когда 200 кораблей стали угро-жать византийской столице с моря. Насколько высоко стояла осведомленность славян о делах соседей, свидетельствует тот факт, что они использовали время, когда царь Михаил двинулся во главе своих войск на оборону береговых областей Малой Азии. Он спешно вернулся с доро-ги, повел переговоры о мире, в результате которых был заключен договор. С 18 по 25 июня «Русь», держа в страхе мировую столицу, разорила ее ближайшие окрестности и удалилась без поражения.

При императоре Феофиле, в 839 г., послы Руси находились в столице, как об этом со-общают Вертинские анналы. Имеются свидетельства о заключенных договорах в 860, 866— 867 гг. Последний имел следствием принятие Русью христианства из рук Византии. Послание патриарха Фотия говорит о том, что в Царьграде были превосходно осведомлены о состоянии этого государства, зародившегося на востоке Европы.

О развитой торговле Руси в первой половине IX в. известно из сообщений арабского географа Ибн Хордадбеха, районом ее было Черное море. Но столица Византии излучала «ма-гические чары», которые заставили и Русь искать с ней тесные сношения. Сюда и были уст-ремлены желания приднепровских славян, но получить возможность свободно торговать в столице было не так легко. Олегов «щит на вратах Цареграда» был символом действительно победоносных походов русских. Победы, воспетые в русских и скандинавских народных пес-нях, предшествовали договору Олега с Византией в 911 г. В нем не упоминаются ни христиан-ство, ни клерикальные связи, но вскользь говорится, что предыдущие соглашения засвидетель-ствовали «от многих лет межи Христианы и Русью бывшую любовь». Зато в нем множество интереснейших деталей. Так, послов от Руси принимали в столице, если они имели при себе золотые печати русского князя, купцы — гости — должны были предъявлять серебряные печа-ти и, наконец, допускались рядовые воины, которые приезжали с целью быть принятыми на военную службу в Византию. Печати имели официальное значение, делали правителей Руси ответственными и за действия ее выходцев, тем более князь был обязан запрещать им «творить пакости в селах в стране нашей», т. е. в византийских селениях и областях. Послы и все гости должны были жить в предместье Константинополя у монастыря св. Мамонта, причем первое место получали киевляне, второе — черниговцы, третье — переяславцы, а затем прочие. По-слы получали содержание, а гости — «месячину» натурой: хлеб, вино, мясо, рыбу и фрукты, причем не только те, кто приехал продавать, но и покупать в столице. Отсюда видно, какое значение придавало византийское правительство вывозу. Специальный чиновник был пристав-лен вести учет гостям и «месячине», которая выдавалась не более чем в течение полугода. Особого комментария не требуют те опасения, которые вызывали русские гости. На рынки их выпускали лишь по 50 человек, без оружия, в сопровождении городского «блюстителя поряд-ка». При отъезде гости получали на дорогу провиант и корабельные снасти, последнее, вероят-но, в связи с износом таковых на длинном пути «из варяг в греки».

Новый поход с 40-тысячным войском на Византию был предпринят в 941 г. при князе Игоре, пока византийский флот был отвлечен арабами. Но взять Царьград не удалось. Русские разорили побережье от Босфора до Византии, двигаясь вдоль берегов Малой Азии, ко здесь их настигли византийские войска. После жестокого поражения Игорь вернулся через Азовское море, опасаясь засады печенегов на Днепре. Только в 944 г. был возобновлен мирный договор с Византией, но гораздо менее выгодный. Некоторые пункты этого договора имеют большой интерес: византийский император получал право вызывать в военное время русские «вои» и со своей стороны обещал предоставлять русскому князю военную силу, очевидно для защиты ви-зантийских областей Крыма, «елико требе». Охрана Крыма была поручена Киевской Руси, так как самой Византии на это не хватало сил. Области Херсонеса необходимо было охранять от черных болгар, и русский князь брал на себя обязательство не давать им «пакостить» в Корсунской стране. Чем объяснить этот новый пункт в русско-византийском договоре? Не тем ли, что Русь успела крепко обосноваться вблизи Херсонеса? Император Константин Порфирогенит, современник Игоря и княгини Ольги, в своем сочинении «Об управлении империи» под-робно останавливается на политическом устройстве и торговых связях Руси. Византия была превосходно осведомлена обо всех русских делах. Вдова Игоря, княгиня Ольга, дважды была в Константинополе. Но переговоры с императором ее мало удовлетворили, так как он видел свою опору в печенегах и не стремился поощрять усиление Руси.

В правление князя Святослава произошли события большого значения. Император Ни-кифор Фока, желая привести к повиновению Болгарию, но отвлеченный к своей азиатской гра-нице арабами, обратился за помощью к киевскому князю. С 60-тысячным войском Святослав вторгся в 968 г. в Болгарию и добился военных успехов. Временно он вернулся в Киев, чтобы затем возвратиться в Болгарию. Но его желание объединить Великую Преславу с Киевским княжеством под своей властью испугало Царьград. Иоанн Цимисхий в 971 г. добился под-держки болгар и начал жестокую блокаду Доростола, длившуюся три месяца. Он умело ис-пользовал оплошность Святослава, который не оставил охраны в горных проходах. После тщетных попыток прорваться Святослав пошел на переговоры с Цимисхием, обещая сохранить прежнее соглашение и оказывать империи военную поддержку в случае необходимости.

Во время тяжких военных восстаний и брожения в Византии между 986—989 гг. воен-ная помощь была ей оказана киевским князем Владимиром, который захватил и город Херсо- нес. Царьград получил его обратно лишь «за вено царицы», в качестве выкупа за царскую се-стру, выданную замуж за Владимира. В свою очередь Владимир стал христианином.

Вскоре после того связи Византии и Руси несколько ослабевают. И ту, и другую сторо-ны отвлекают более насущные задачи: борьба «со степью» у Руси, борьба с арабами и Западом у Византии.

Русь сложилась в сильное, самостоятельное государство со своими традициями и куль-турой. Сношения с Византией, Скандинавией, Болгарией сделали ее с первых шагов державой с мировыми связями.

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СЛАВЯН

Выдающаяся роль, которую играла Византия в общей культуре средневековья, едино-душно признается как латинскими, так и греческими средневековыми писателями, сирийскими и армянскими историками, арабскими и персидскими географами. Анналы, которые составля-лись мандаринами «Небесной империи», осведомлены о великой державе дальнего для них Запада. Высокий уровень материальной культуры и широкие торговые связи были наиболее важными причинами ее могущества.

Александрия в Египте, Антиохия в Сирии, Эдесса на Евфрате, Майферкат и Двин в Армении, множество малоазийских городов, Херсонес в Таврике, Солунь на Балканском полу-острове были опорными пунктами областей, находились на перепутье торговых и стратегиче-ских дорог. Но все пути вели во второй Рим — Царьград, мировую столицу. Константинополь, политический, административный, торговый и культурный центр империи, был огромным рынком. Сюда стекались товары с самых отдаленных мировых рынков. Из Китая и Средней Азии привозили шелк-сырец, который переходил из рук согдийских купцов к персам и сирий-цам, доставлявшим его в прибрежные города, а оттуда в столицу. Русские и скандинавские ло- дьи доставляли воск, пушнину, мед. Из Ирана и Аравии на верблюдах в гавани сирийского по-бережья доставляли изюм, урюк, миндаль, финики, вино, сирийские и сарацинские ткани, ков-ры и широко славившиеся готовые одежды. Отсюда большие и малые корабли перевозили то-вар к Босфору. Из Египта шло зерно, а из глубин Африки — золотой песок и слоновая кость. Столица жадно поглощала огромные количества свежей и соленой рыбы, которую свозили со всего Средиземноморья и Черноморья. Это была пища беднейшего населения городов. Скот пригоняли в Никомедию из Малой Азии. Табуны лошадей паслись во Фракии, откуда их пере-гоняли в предместья столицы. Оливковое масло поступало из Малой Азии, Эллады, Пелопон-неса.

Византия была и средоточием средневековой образованности. Греческая по языку культура связывала ее с эллинской традицией, с непревзойденными образцами гомеровского эпоса, прозы Фукидида и Ксенофонта, философских диалогов Платона, комедий Аристофана и трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Афинская академия, где процветала «языческая фило-софия», просуществовала до середины VI в. Высшие школы в Александрии, Антиохии и Кон-стантинополе, кроме цикла клерикальных предметов, имели медицинский и юридический фа-культеты. Ряд законодательных актов предоставлял учителям и врачам жалованье от казны, освобождал от всяких повинностей, чтобы предоставить им «необходимую свободу для заня-тий пауками». Константинопольский университет с V в. насчитывал 31 профессора, обучавше-го слушателей словесности, ораторскому искусству, философии и юридическим наукам. За это профессора получали содержание от государства.

Это дало возможность сохранить в Византии образование, которое в свою очередь спо-собствовало дальнейшему развитию права и законодательства, сохранению медицинских и сельскохозяйственных знаний, как об этом свидетельствуют соответствующие трактаты. Ви-зантийская летописная и историографическая традиция через Прокопия и Феофилакта Симо- катту связана с древнегреческими образцами, через хронографию Феофана, а особенно Иоанна Малалы она черпает новые силы в живом народном языке.

Как материальная культура Византии, так и плоды ее образованности стали достоянием других народов. Из Византии славяне получили алфавит и первые переводы с греческого на свой родной язык. Славянская и русская летописи ведут свое начало, летосчисление, традицию от византийской хронографии, в частности от рано переведенного в Болгарии Георгия Амартола. Это характерно и для других литературных произведений (стихотворений, житийных), ко-торые переводились, воспринимались, чтобы породить потом новые, самобытные образцы. Но Византия со своей цивилизацией несла и яд вероломства, унижений, насилия, процветавших в пей.

С принятием христианства, с возникновением славянской письменности и расцветом на основе этой замечательной культуры славянские народы быстро вошли в число передовых в культурном отношении народов средневекового мира. Усвоение византийских образцов про-исходило не механически, но творчески перерабатывалось, принимало новые, своеобразные органические формы, поэтому многое из духовного наследия Византии продолжало жить и в культуре Московской Руси.

Из сборника «Ближний Восток, Византия, славяне»

Византия оказала самое сильное влияние на культуру южных и восточных славянских народов. Они восприняли из Византии христианство, приобщились к высокой и утонченной греко-римской культуре. Архитектура, изобразительное искусство, литература, многие обычаи пришли к славянам из Византии. Византия, сама постепенно угасая, как бы отдавала силы славянским народам. В этом смысле история Византии тесно связана с историей всех южных и восточных славян, в частности, с историей народов России.

Вопросы

1. Что побудило болгарского царя Бориса принять христианство?

2. Почему византийцы с такой готовностью ответили на призыв Ростислава прислать наставников в вере?

3. Какие еще народы, кроме перечисленных, пользуются кириллицей?

4. Почему переход в новую веру правителей Болгарии и Руси сыграл решающую роль в христианизации этих стран?

Из «Стратегикона» («Стратегикон» - наставление по военному делу) неизвестного автора (Псевдо-Маврикия) о славянах

Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар и холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности...

У них большое количество разного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие встречающихся им, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую...

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим, если раненый не примет раньше противоядия, или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет крутом место ранения, чтобы яд не распространился по телу.

Византийский хронист о встрече византийского василевса Романа I и болгарского царя Симеона

В сентябре (924)... Симеон со своим войском двинулся на Константинополь. Он опустошил Фракию и Македонию, все пожег, порушил, повырубил деревья, а подойдя к Влахернам, попросил прислать к нему патриарха Николая и некоторых вельмож для переговоров о мире. Стороны обменялись заложниками, и первым отправился к Симеону патриарх Николай (а за ним другие посланцы)... Они принялись было беседовать с Симеоном о мире, но тот их отослал и попросил встречи с самим царем (Романом), поскольку, как утверждал, много слышал о его разумности, мужестве и уме. Царь этому весьма обрадовался, ибо жаждал мира и желал прекратить это ежедневное кровопролитие. Он отправил людей на берег... соорудить в море надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера. Он велел обнести пристань со всех сторон стенами, в середине соорудить перегородку, где бы они могли беседовать друг с другом. Симеон же тем временем послал воинов и спалил храм Пресвятой Богородицы, показав этим, что не мира хочет, а морочит царя пустыми надеждами. Царь же, прибыв во Влахерны вместе с патриархом Николаем, вошел в святую усыпальницу, простер руки в молитве... просил Всеславную и Непорочную Богородицу смягчить несогбенное и неумолимое сердце гордого Симеона и убедить его согласиться на мир. И вот открыли они святой кивот,(Кивот (киот) - особый шкафчик для икон и реликвий ) где хранился святочтимый омофор (т. е. покров) Святой Богородицы, и, накинув его, царь словно укрыл себя непробиваемым шитом, а вместо шлема водрузил свою веру в Непорочную Богородицу и так вышел из храма, обороненный надежным оружием. Снабдив свою свиту оружием и щитами, он явился в назначенное место для переговоров с Симеоном... Царь первым явился к упомянутой пристани и остановился в ожидании Симеона. Стороны обменялись заложниками, и болгары. Тщательно обыскали пристань: нет ли там какой хитрости или засады, лишь после этого спрыгнул Симеон с коня и вошел к царю. Поприветствовав друг друга, они приступили к переговорам о мире. Говорят, царь сказал Симеону: «Слышал я, что ты человек благочестивый и истинный христианин, однако, как вижу, слова с делами не сходятся. Ведь благочестивый человек и христианин радуется миру и любви... а нечестивец и неверный - наслаждается убийствами и неправедно пролитой кровью... Какой отчет дашь Богу, отойдя в иной мир, за неправедные-свои убийства? С каким, лицом, будешь взирать на грозного и справедливого Судью? Если творишь такое из любви к богатству, я накормлю тебя им досыта, только попридержи свою десницу. Возрадуйся миру, возлюби согласие, дабы и сам зажил жизнью мирной, бескровной и спокойной, и христиане избавятся от несчастий и прекратят убивать христиан, ибо негоже им поднимать меч на единоверцев». Молвил так царь и замолчал. Устыдился Симеон и смирения и речей его и согласился заключить мир. Поприветствовав друг друга, они разошлись, и царь ублажил Симеона роскошными дарами.