Золотое руно: миф, история и символика. Что значит "золотое руно" Что такое золотое руно



Древняя Греция славится своими мифами уже очень давно. Некоторые из них знают даже дети. Одним из самых популярных древнегреческих мифов, после , является миф о золотом руне.

Как известно из древнегреческой мифологии, золотое руно было шкурой барана, которого ниспослала с неба богиня Нефела. Среди греков она значилась богиней туч, бывшей женой царя Беотии Амафанта.

Легенда о золотом руне


Необычайно прелестной была жена царя Беотии, Нефела. Она была богиней туч. Вместе они жили довольно долго, растя двух детей, девочку и мальчика по имени Гелла и Фрикс. Но их семейная жизнь продолжалась совсем недолго. Невзлюбил беотийский народ свою царицу и хитрым способом заставил Амафанта прогнать жену из царства.

Богиня вернулась на небеса, а царь женился на другой. Но день изо дня Нефела все больше и больше страдала без своих детей. Это можно было увидеть из ручьев ее слез, которые превращались в дождевые капли.

Новая жена Амафанта была фригийской царевной по имени Бино. Это была холодная и весьма расчетливая женщина, которая умела добиться своего. Больше всего на свете Бино не любила девочку и мальчика, что остались от бывшей жены возлюбленного. Замыслила она убрать детей со своего пути раз и навсегда.

Началом ее плана был приказ о ссылке Фрикса и Геллы на отдаленное горное пастбище. Позже Бино всевозможными ухищрениями пыталась заставить мужа думать, что его детям желают смерти сами боги. Ухищрение заключалось в том, что если Амафант не повинуется воле богов, его ждут неурожай и голод среди народа.

Для того чтобы у Амафанта не возникло никаких подозрений в неправоте супруги, Бино договорилась с беотийскими женщинами засеять по весне поля высушенным зерном. И вот, когда пришло время собирать урожай, весь народ Беотии встревожился. Посев не взошел.

Неурожаем встревожился и сам царь. Он понимал, что теперь его народ будет голодать. Но даже это не заставило его подумать о том, что в этом виноваты его дети. Для выяснения причины неурожая, Амафант послал нескольких гонцов к оракулу в Дельфы.

Но и тут подоспела коварная Бино и ее верные слуги. Вместе они перехватили гонцов на обратном пути к дому и, подкупив их дорогими подарками, велели сказать царю, что тот должен убить своих детей. Только таким способом можно будет избавиться от горестной беды.

Услышав плохое известие от своих гонцов, Амафант впал в горе и начал готовиться к неизбежному жертвоприношению. А тем временем его дети игрались с овцами на пастбище и ни о чем не подозревали. И вдруг заметили они среди обычных овец огромного барана с золотой шерстью. Это был посланец от их матери. Он предупредил их о надвигающейся опасности и предложил им свою помощь. Помощь заключалась в том, что баран должен был доставить их в далекую страну, где детей ждет лучшее будущее.

Взлетели дети с бараном под самые облака и понеслись вдаль. Но во время полета девочка слишком выдохлась и не могла больше держаться за барана, рухнув в глубокое море. Мальчик же благополучно достался в царство колхов, где его принял царь Ээт.

Руно мифического барана, царь принес в жертву богу Зевсу. За это Ээту предсказали долгое царствование до тех пор, пока золотая шкура барана будет в его царстве. Для дополнительной защиты золотого руна, царь приставил к его охране могущественного дракона.

Отображение истории в действительности


История эта повествует о современном проливе Дарданеллы, который когда-то греки называли Геллеспонтом или Геллой, в честь пропавшей в том месте девочки.

Дарданеллы находится между европейским полуостровом Галлиополи и северо-западом Малой Азии.

Ясон – герой греческой мифологии, сын царя Эсона, правящего в городке Иолк, расположенном на полуострове Пелопоннес. Отец отправил его далеко за пределы , чтобы уберечь от гнева Пелия, жаждавшего захватить трон. Достигнув шестнадцатилетнего возраста, Ясон решил вновь отправиться в Иолк, чтобы вернуть власть отцу. По дороге воин потерял сандалию, чем вызвал волну страха у Пелия, оракул предсказал от руки в одном . Злостный правитель пообещал вернуть трон законному царю, если Ясон сделает невозможное - добудет Золотое руно.

Что такое Золотое руно?

Это золотая шкура барана, некогда спрятанная на территории нынешнего восточного побережья Черного моря сыном Фрикса - царя греческих городов. Он чудесным образом спасся от преследователей и отблагодарил снисходительного Зевса, принеся ему в жертву дорогостоящего барана. А его золотую шкуру он отдал царю Колхиды. Вскоре Золотое руно стало магическим гарантом процветания и богатства жителей Колхиды, а поэтому его охрану поручили свирепому дракону.

Путешествие Ясона

Ясон не привык отказываться от поставленных целей, он построил корабль под названием «Арго» и отправился в путь под покровительством богини Афродиты. Его верными спутниками стали мужественные аргонавты: Тесей, Геракл, Орфей и другие знатные герои Эллады. На их пути встречалось много преград - сдвигающиеся скалы, узкие проливы, гарпии и другие мифические существа. Прибыв в Колхиду, Ясон попросил руно у местного царя Ээта. Правитель, в свою очередь, просит героя вспахать поле божественными быками, после чего засеять его зубами дракона и сразить врагов, которые из них вырастут. Дочь Ээта помогает аргонавтам справиться с врагами с помощью волшебного зелья. Однако царь не спешит расстаться со своим сокровищем и отправляет Ясона сразиться с грозным драконом. Герой смело идет в бой и получает победу над чудовищем, опять не без помощи прекрасной спутницы Медеи.

Возвращение домой

Вернувшись домой с Золотым руном, Ясон потребовал у Пелия немедленно освободить трон. Однако вскоре герой узнал, что его отец был жестоко убит. Коварная волшебница Медея убеждает дочек правителя умертвить своего отца, чтобы воскресив, омолодить его с помощью волшебных зелий. Таким образом, Ясон и Медея расправляются с обидчиком. Сейчас Золотое руно, пришедшее к нам из древнегреческой мифологии, является олицетворением богатства, благоденствия и удачи во всех делах.

золотое руно

в греческой мифологии золотая шкура волшебного барана, охранявшаяся драконом у царя Колхиды Ээта; была похищена аргонавтами под предводительством Ясона.

золотое руно

ежемесячный художественный и литературно-критический журнал символистов, 1906-09, Москва. Редактор-издатель - Н. П. Рябушинский. Под маркой журнала выходили книги символистов.

Мифологический словарь

золотое руно

Из мифа об аргонавтах - драгоценная шкура волшебного барана, хранящаяся в Колхиде, Царь Пелий обещал вернуть Ясону власть, если тот доставит ему эту шкуру.

Золотое руно

«Золотое руно»,

Золотое руно

«Золотое руно», иллюстрированный журнал по вопросам искусства и литературы. Издавался ежемесячно в Москве в 1906≈09 на средства фабриканта Н. П. Рябушинского (редактор-издатель). Вокруг «З. р.» объединились основные представители русского символизма (вначале В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, А. Белый, З. Н. Гиппиус, позже ≈ Вячеслав Иванов, А. А. Блок, Г. Чулков и др.). На страницах журнала и на устраивавшихся им выставках современных русских художников проявлялись мистицизм и субъективизм в отношении к искусству, художественное творчество провозглашалось неким религиозным «действом». Выставки «З. р.» знакомили русских зрителей с новейшими направлениями в русском и западно-европейском искусстве конца 19 ≈ начала 20 вв.

Википедия

Золотое Руно (Заветинский район)

Золотое Руно - хутор в Заветинском районе Ростовской области.

Входит в состав Тюльпановского сельского поселения.

Золотое руно (значения)

Золотое руно :

  • Золотое руно - в древнегреческой мифологии, золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта - Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино (или, по другой версии мифа, тётки Биадики).
  • Золотое руно - трагедия Корнеля (1660)
  • Золотое руно - новелла Теофиля Готье (1839)
  • Золотое руно - ежемесячный художественный и литературно-критический журнал , выходивший в Москве в 1906-1909 годах.
  • Золотое руно - скульптурная композиция в городе Сочи, иллюстрирующая известный древнегреческий миф об Аргонавтах и Золотом руне.
  • Золотое руно - ежегодная всероссийская олимпиада по истории мировой художественной культуры.

Золотое руно (Готье)

Золотое руно - новелла Теофиля Готье, впервые напечатанная шестью фельетонами в газете « La Presse » 6-9 и 11-12 августа 1839 года..

Золотое руно

Золото́е руно́ - в древнегреческой мифологии золотая шкура барана, посланного богиней облаков Нефелой, или Гермесом по приказу Геры, или самим Зевсом, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта - Фрикс и Гелла - отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи Ино (или, по другой версии мифа, тётки Биадики). По дороге Гелла упала в море, названное после этого Геллеспонт - «море Геллы» (современный пролив Дарданеллы).

Фрикс достиг берега Колхиды (современная Западная Грузия). Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. По позднему варианту мифа баран сам стряхнул с себя золотую шкуру. Золотое руно, ставшее магическим гарантом благоденствия колхов, охранялось драконом в роще Ареса, откуда оно было похищено и увезено в Грецию аргонавтами под предводительством Ясона.

Миф о золотом руне отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Кавказом. По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность. Но данный способ добычи не подтвержден, то есть непонятно, можно ли таким способом добывать золотой песок из проточных рек, ручьёв.

Страбон сообщает следующее:.... В их стране, как передают, горные потоки приносят золото, и варвары ловят его решетами и косматыми шкурами. Отсюда, говорят, и возник миф о золотом руне.

Золотое руно (журнал)

«Золото́е руно́» - ежемесячный художественный и литературно-критический журнал, выходивший в Москве в 1906 - 1909 . Редакция и контора располагались на Новинском бульваре. Всего вышло 34 номера журнала. Название восходит к петербургскому символистскому кружку « Аргонавты ». Задумывался он как продолжение петербургского « Мира искусства ».

Редактор-издатель - Н. П. Рябушинский, фактический руководитель литературного отдела в первое время - С. А. Соколов. Значительные финансовые средства, вложенные в «Золотое руно» Рябушинским (беспрецедентные для модернистских изданий), способствовали как привлечению широкого круга именитых сотрудников, так и высокому художественному уровню оформления журнала. Журнал содержал обильные иллюстрации (виньетки и другие украшения страниц, выполненные Л. Бакстом, Е. Е. Лансере, К. А. Со­мовым и другими крупными российскими и зарубежными художниками, цветные снимки портретов и пейзажей, специально к публикациям в журнале подготовленные портреты авторов, которые составили большую портретную галерею). Первые полгода выходил параллельно на русском и французском языках, причём на французский переводились и поэтические тексты. С 1908 издатель отказался финансировать формат «кварто», выбранный для репродукций произведений искусства.

Первоначально в «Золотом руне» печатались основные представители русского символизма. После ухода Соколова-Кречетова вследствие конфликтов с Рябушинским в 1907 году с журналом порвали В. Я. Брюсов, Андрей Белый, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, М. А. Кузмин, Ю. Балтрушайтис. Руководящую роль в литературном отделе «Золотого руна» стали играть Вяч. Иванов, А. А. Блок, Г. Чулков, С. А. Ауслендер.

Первоначально не имевший чёткой программы, в этот период журнал вёл полемику с журналом « Весы », противопоставив эстетизму и индивидуализму «Весов» понимание искусства как религиозно - мистического «соборного» действия. Особое значение имели статьи Блока о гражданской ответственности художника перед народом и обществом.

В «Золотом руне» сотрудничали также К. Д. Бальмонт, Фёдор Сологуб, Н. Минский, М. А. Волошин, С. Городецкий, В. Розанов, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, Б. К. Зайцев, А. М. Ремизов, Б. А. Садовский, К. Чуковский, французский поэт Мерсеро и другие. «Золотым руном» были изданы книги Бальмонта, Сологуба, Блока, Ремизова и других писателей. Журнал организовал художественные выставки «Голубая роза» (1907) и «Салон Золотое руно» (1908).

Золотое руно (Сочи)

«Золото́е руно́» - символическая композиция, иллюстрирующая известный древнегреческий миф об Аргонавтах и Золотом руне.

См. в статье Аргонавты. (Источник: «Мифы народов мира».) Золотое руно золотая шкура волшебного барана, охранявшаяся драконом у царя Колхиды Ээта; была похищена аргонавтами под предводительством Ясона. // Альбер САМЕН: Золотое руно // Андрей БЕЛЫЙ … Энциклопедия мифологии

Золотое Руно - (Уреки,Грузия) Категория отеля: Адрес: Ул. Такаишвили 127, 6000 Уреки, Грузия … Каталог отелей

Золотое Руно - (Новосибирск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Зыряновская 55, Н … Каталог отелей

- «ЗОЛОТОЕ РУНО» ежемесячный художественно литературный журнал, выходивший в Москве с 1906 по 1909 (ред. изд. Н. П. Рябушинский). Журнал заключал в себе множество репродукций картин современных художников, печатался на роскошной бумаге (формат in 4 … Литературная энциклопедия

I Золотое руно в греческой мифологии золотая шкура волшебного барана, охранявшаяся драконом у царя Колхиды Ээта; была похищена аргонавтами под предводительством Ясона. II «Золотое руно» ежемесячный художественный и литературно критический… … Энциклопедический словарь

Древнегреческий миф рассказывает о походе царя Ясона и его друзей в Колхиду (восточное побережье Черного моря) за золотым руном золотой шкурой волшебного барана. Добыть это руно было непросто: его охраняли дракон и быки, извергавшие из пасти… … Словарь крылатых слов и выражений

ЗОЛОТОЕ РУНО, в греческой мифологии золотая шкура волшебного барана, охранявшаяся драконом у царя Колхиды Ээта; была похищена аргонавтами … Современная энциклопедия

В греческой мифологии золотая шкура волшебного барана, охранявшаяся драконом у царя Колхиды Ээта; была похищена аргонавтами под предводительством Ясона …

Ежемесячный художественный и литературно критический журнал символистов, 1906 09, Москва. Редактор издатель Н. П. Рябушинский. Под маркой журнала выходили книги символистов … Большой Энциклопедический словарь

См. в статье Аргонавты … Исторический словарь

Ежемесячный иллюстрированный журнал по вопросам искусства и литературы. Издавался в Москве в 1906 09 на средства фабриканта Н. П. Рябушинского (редактор издатель). Вокруг Золотого руна объединились основные представители русского… … Художественная энциклопедия

Книги

  • Золотое руно , Н. Рябушинский. Золотое руно. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1908 года (издательство`Москва`). В…
  • Золотое руно , Н. Рябушинский. Золотое руно. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1908 года (издательство "Москва")…

Если вам нужно ПОДРОБНОЕ изложение этого мифа, перейдите на страницу «Поход аргонавтов ». Там можно ознакомиться с историей возникновения легенды о плавании за золотым руном и перейти к ссылкам с подробным изложением различных её эпизодов. Наш список страниц, посвященных мифам и эпосу будет постоянно пополняться

Миф о золотом руне (краткое содержание)

Согласно греческому мифу, в городе Орхомене (область Беотия) некогда правил древним племенем минийцев царь Афамант. От богини облаков Нефелы он имел сына Фрикса и дочь Геллу . Этих детей ненавидела вторая жена Афаманта, Ино. В неурожайный год Ино обманом склонила мужа принести их в жертву богам для прекращения голода. Однако в последний момент Фрикса и Геллу спас из-под ножа жреца баран с золотым руном (шерстью), посланный их матерью Нефелой. Дети сели на барана, и он понёс их по воздуху далеко на север. Гелла во время полёта упала в море и утонула в проливе, который с тех пор стали называть по её имени Геллеспонтом (Дарданеллы). Фрикса же баран унёс в Колхиду (ныне – Грузия), где его воспитал как сына местный царь Ээт, сын бога Гелиоса . Летучего барана Ээт принёс в жертву Зевсу , а его золотое руно повесил в роще бога войны Ареса , приставив сторожем к нему могучего дракона.

Аргонавты (Золотое руно). Союзмультфильм

Тем временем другие потомки Афаманта построили в Фессалии порт Иолк. Внук Афаманта, Эсон, царивший в Иолке, был свергнут с трона своим сводным братом, Пелием. Опасаясь козней Пелия, Эсон скрыл своего сына, Ясона, в горах у мудрого кентавра Хирона. Ставший вскоре сильным и смелым юношей Ясон жил у Хирона до 20 лет. Кентавр обучил его военным искусствам и науке врачевания.

Вождь аргонавтов, Ясон

Когда Ясону исполнилось 20 лет, он отправился в Иолк требовать, чтобы Пелий вернул ему, наследнику законного царя, власть над городом. Своей красотой и силой Ясон сразу обратил на себя внимание граждан Иолка. Он посетил дом своего отца, а потом отправился к Пелию и предъявил ему своё требование. Пелий сделал вид, что согласен уступить престол, но поставил условием, чтобы Ясон отправился в Колхиду и добыл там золотое руно: ходили слухи, что от обладания этой святыней зависит благоденствие потомков Афаманта. Пелий рассчитывал, что его молодой соперник погибнет в этой экспедиции.

Покинув Коринф, Медея поселилась в Афинах, став женой царя Эгея, отца великого героя Тесея. Бывший вождь аргонавтов Ясон по одному из вариантов мифа, вслед за гибелью детей покончил жизнь самоубийством. По другому мифическому рассказу, он безрадостно влачил остаток жизни в бедственных странствиях, нигде не находя постоянного приюта. Проходя однажды через перешеек Истм, Ясон увидел полуразвалившийся Арго, который некогда был вытащен здесь аргонавтами на морской берег. Усталый странник лёг отдохнуть в тени Арго. Пока он спал, корма корабля обвалилась и погребла Ясона под своими обломками.