Монастырь в горах грузии. Церкви и монастыри в грузии. Монашеский постриг вместо мирской суеты

Монастырь Бодбе (Грузия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Грузию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Величественная, грозная, красивая и нежная как сама мать Грузия полнится святыми местами. Каждый уголок этой красивой страны может похвастать светлой и тихой обителью, древним храмом, своими святыми и праведниками. Вот и Сигнахи - небольшой город в винном краю Кахетии - не исключение. Ведь именно здесь, буквально в 2 км от центра, расположен старинный монастырь Бодбе, который на всю Грузию знаменит благодаря Святой Нино.

Из жития Святой Нино мы знаем, что после обращения в христианство царя Мириана, ему явились четыре звезды, разлетевшиеся по четырем горам Грузии. И одна из них была близ Бодбе - туда-то и отправилась праведница с целью воздвигнуть крест. Жила она здесь тихо, скромно, в небольшой палатке примерно с 342 по 347 г., где и умерла. Разумеется, местная христианская община захотела похоронить Святую Нину именно в Бодбе, но царь Мириан воспротивился. Однако уже запряженные с ее телом волы неожиданно встали, как вкопанные, и не смогли сдвинуть телегу. Так Нино и захоронили на том самом месте, где стояла ее скромная палатка, после чего возвели храм, до нашего времени, увы, не сохранившийся.

Немудрено, что со временем вокруг небольшого храма возник монастырь, быстро ставший важным культурным центром региона. Впоследствии здесь короновали и некоторых кахетинских царей. Говорят, что даже персидский шах Аббас бывал в Бодбе на коронации Теймураза I, что не помешало ему чуть позже монастырь разрушить. И все же долгое время Бодбийская епархия была одной из самых знаменитых и богатых в Грузии, пока в 1837 г. после отмены автокефалии грузинской церкви российская администрация не ликвидировала епархию. Здесь остались служить несколько монахов, отобрали землю и монастырь пришел в упадок.

Но в 1888 г. Бодбе посещает император Александр III, повелевший уже в 1989 монастырь восстановить. Что и сделали, вернув ему пахотные земли и населив русскими монахами. Которые своим праведным трудом и молитвами превратили Бодбе в крупнейший монастырь в Кахетии.

Монастырь Святой Нино смотрится величественно и опрятно, однако не за архитектурными красотами стремятся сюда паломники. А ради возможности поклониться могиле этой святой, испить чудесной воды из источника ее имени, отдохнуть душой в светлой и радостной обители.

Разумеется, и в наши дни монастырь Святой Нино смотрится величественно и опрятно, однако не за архитектурными красотами стремятся паломники в местный храм Святого Георгия. А ради возможности поклониться могиле этой святой, испить чудесной воды из источника ее имени, отдохнуть душой в светлой и радостной обители.

Могила Святой Нины находится внутри, в правой части алтаря, фотографировать запрещено. Неподалеку - еще одна могила, в которой лежит генерал Василий Гуляков, тот самый, что брал штурмом Белоканы и разбил дагестанцев на Иори.

К востоку от церкви можно найти смотровую площадку с живописными видами на Алзанскую долину, а также лестницу, которая ведет к роднику Святой Нины. Идти далеко, но оно того стоит. Источник представляет собой небольшое кирпичное сооружение, где сверху находится храм Завулона и Сосаны (родители Святой Нины), а под ним бассейн, где можно окунуться.

Бассейн находится в небольшой комнате, куда по очереди пускают по пять человек сначала мужчин, а потом женщин. Окунаться принято в белых рубашках, которые можно привезти с собой, купить здесь же либо использовать местные (они специально лежат для паломников в корзинах у источника). Многие, выбравшись из воды, не выжимая, аккуратно снимают с себя рубашки и забирают домой, так как вода эта считается лечебной.

Вода очень холодная, переодеться можно только прямо в комнате с источником, а снаружи, как правило, ждет очередь. Стоит заранее подумать, что надеть, дабы не заставлять паломников долго ждать, да и самим не мучиться с неудобной одеждой на мокрое тело.

Монастырь Бодбе

Координаты

Как добраться: из Сигнахи пешком или на такси около 2 км. Выйти из города в сторону Тбилиси и не пропустить указатель на Бодбе. Из Тбилиси до Сигнахи ходят маршрутки, водителя можно попросить, чтобы остановился у поворота на монастырь. Однако не стоит бояться получасовой прогулки до монастыря - по дороге открываются потрясающие виды на город, которые обязательно пропустишь на машине.

Монастырь Самтавро является одним из старейших женских монастырей в Грузии. История монастыря начинается в IV веке и связана со святой Ниной. После прибытия в Мцхету равноапостольная Нина некоторое время проживала в доме царского садовника, затем нашла уединенное место у северной границы Мцхеты, где поселилась в шалаше в кустах ежевики и продолжила свою проповедь.

Ещё при жизни преподобной Нины, когда она уже покинула Мцхету, народ шёл поклониться тому месту, где проповедовала святая. Таким образом "ежевичник" (Маквловани) стал святыней и святой царь Мириан построил на этом месте церковь, вероятно еще при земной жизни Нины.

Таким образом, «малый» храм монастыря - церковь святой Нины (Маквловани) - самый древний храм Мцхеты, построен он в первые годы после крещения Грузии. Несмотря на множество небольших переделок, церковь сохраняет в себе черты раннехристианской грузинской архитектуры и зримо отличается от более поздних построек Мцхеты.

Храм выглядит очень строго и даже несколько угрюмо. Но если вспомнить жизнь самой Нины, то становится понятно, что иным этот храм быть просто не может. Эта небольшая церковь как бы притягивает к себе именно своей простотой и скромностью.

Позже, сразу же после смерти Нины, царь Грузии Мириан, вернувшись из Бодбе, где упокоились останки святой, построил верхнюю церковь "для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её". Строительство длилось четыре года. Этот второй храм, более обширный, был освящен во имя Преображения Господня.

После своей смерти в Самтавро нашли покой святые равноапостольные царь Мириан и царица Нана - первые христианские правители Грузии. Церковь стала усыпальницей царского рода и предстоятелей Церкви. Вероятно, с этим связано происхождение её названия. Слово "самтавро" происходит от мтавари (по-грузински "главный," "старший"), и в переводе на русский означает "царская территория".

Храм Самтавро также скоро стал кафедральным - упоминания о Самтаврской епархии вероятно относятся уже к V веку. Из сохранившихся летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм Самтавро был одним из богатейших в Грузии. На протяжении веков Самтавро был центром христианской церковной жизни.

Преображенский храм на территории монастыря Самтавро несколько раз подвергался крупным реставрационным работам. Он был практически полностью обновлён при царе Арчиле и при царствовании Вахтанга Горгасали в V веке. При Георгии I храм сильно расширили и фактически перестроили заново, а его стены покрыли очень красивым оригинальным орнаментом. Особенно сильно Преображенский храм пострадал при нашествии Тамерлана, а в 1283 году его почти полностью разрушило землетрясение. Все восстановительные работы были выполнены здесь в XIII-XIV веках. Некоторое время Преображенский храм в Самтавро являлся резиденцией Картлийских святителей.

Женский монастырь во имя равноапостольной Нины в Самтавро был образован в 1820 году. Здесь долгое время действовало духовное училище для девушек, настоятельницей которого была владыка Исидора. В 1930-х годах обитель была закрыта, однако храм здесь всё равно продолжал свою работу.

Вновь обитель была открыта в 1990-х годах, а в 1994 году храмы Самтавро вместе с другими памятниками Мцхеты были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В монастыре Самтавро находится множество христианских святынь.

Грузия – одна из первых приняла христианство и в программе каждого тура обязательно будет древний монастырь, церковь или собор. Я побывала во многих местах и составила свой список обязательных к посещению подобных мест, о которых я восхищенно рассказываю своим друзьям и знакомым.

Ванис Квабеби

Ванис-Квабеби – пещерный монастырь, рядом с Вардзией. Чтобы подняться к Ванис Квабеби нужно пройти в крутую гору около 500 метров, причем дорога идет змейкой и 500 метров превращаются в километр. Подъем не из легких. Живут в монастыре 6 монахов. Одна из них расположена на вершине в скале, нужно подниматься по тоннелям и вертикальным лестницам. Страшно!Очень! В Ванис-Квабеби я буду возвращаться при каждой возможности. Пол сравнению с Вардзией – он не примечателен, но энергетика очень сильная в этом месте. Нам удалось пообщаться с монахами. Я не могу описать словами ощущения, которая я испытала в Ванис Квабеби. Просто поезжайте и убедитесь сами.


Зеленый монастырь – расположен он в районе Боржоми. Это было первый монастырь в Грузии, где я почувствовала невидимую силу. В древнем веке в монастырь пришли турки и убили всех монахов. По сей день в лесу вокруг монастыря находят камни красного цвета, считается, это кровь монахов. На территории есть небольшая церковь, куда может зайти каждый человек. По периметру церкви стоят иконы монахов, я зашла туда одна, вокруг меня не было никого, кроме этих икон и той самой силы.


Давид Гареджи – с придыханием рассказываю всем о нем. Одна часть монастыря расположена на территории Грузии, другая – в Азербайджане. Давид Гареджи – огромный монастырский комплекс. Много кельей расположены по другую стороны горы от главного монастыря — лавры св.Давида. С высоты горы открываются потрясающие виды на разноцветную пустыню. Говорят, монахи монастыря делают самое лучшее вино – Саперави. На мой взгляд, Давид Гареджи – уникальное место и я рекомендую побывать здесь каждому.


Моцамета – монастырь Святых Давида и Константина. Находится в пригороде Кутаиси. Мощи Святых сейчас находится в главном храме, на возвышении справа от входа. Под ним сделан проход высотой примерно в половину человеческого роста. Нужно несколько раз обойти ковчег вокруг проползая через этот проход. На территории монастыря очень тихо, уютно и спокойно! Слышен лишь шелест листьев и журчание воды в каньоне. Атмосфера здесь умиротворенная!


Столп Кацхи – пятое заслуженное место за свою необычность. Мне было интересно посмотреть. Поехала бы я второй раз? Нет. Но тем, кто не был – увидеть надо обязательно.

Шио-Мгвимский монастырь

Действующий мужской монастырь был основан преподобным Шио - одним из тринадцати ассирийских святых отцов, которые прибыли в Грузию в VI веке и много постарались для проповеди христианства.

Старая церковь была возведена в начале VI века и освящена в честь Иоанна Крестителя, это так называемый "свободно-крестовой" тип строений, очень простой и строгий.

В комплексе монастыря было построено большое количество различных зданий, но старая его часть сохранила свои оригинальные формы. Монастырь богат фресками принадлежащими концу XVI века. К настоящему моменту в монастырь перенесены мощи 6000 преподобномучеников Гареджийских, регулярно проходят богослужения. Из архитектурных построек сохранились купольная церковь 60-х гг. VI в., трапезная эпохи зрелого средневековья, большая церковь XII в.(1123 г.), восстановленная в XVII в.

Сафарский монастырь

Сафарский монастырь расположен в горах недалеко от Месхетии в южно-восточном направлении. Он основан св. Саввой в XIII веке.

Монастырь действующий, мужской. В настоящее время это обитель для 20 монахов и послушников которые живут сельским хозяйством и пожертвованиями от населения.

Монастырь Кинцвиси

Средневековый монастырь расположен в живописном ущелье реки Дзама в 7 км к юго-западу от поселка Карели (Грузия). Монастырь действующий, мужской. В настоящий момент в нем три храма, колокольня и руины различных второстепенных построек.

В главном, купольном прямоугольном кирпичном храме св. Николая (рубеж XII-XIII вв.) множество знаменитых фресок того же времени. Среди сохранившихся росписей можно увидеть изображения ангела из "Благовещения", жен-мироносиц, прп. Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнели, св. Нины, вмч. Георгия, ктиторские портреты - царя Георгия III, царицы Тамар, царевича Георгия, Антония Сагирисдзе, первого министра царицы Тамар.

Монастырь Иоанна Зедазнийского

Монастырь, в его нынешнем виде, был возведен в VII-VIII вв. вблизи обветшавшей крепости.

Соборный храм - трехнефная базилика, сложенная из тесанного камня и грузинского кирпича. Длина и ширина монастыря - 13х13 метров, высота - 10,7 метра. Северная стена монастыря - глухая, в западной стене выход заложен, двери храма выходят на юг.

Колокольня монастыря сложена из кирпича. В восточном пределе храма под подковообразным каменным пологом погребен настоятель монастыря с 501 - 531 г. Иоанн Зедазнийский, в центре храма - Гиви Заалович Гурамишвили - дядя жены Ильи Чавчавадзе - Ольги.

На северной стене храма до наших дней сохранилась фреска неизвестного иконописца VII века - «Единоборство святого Георгия с драконом». Внутри храма на сравнительно высоких столбах была установлена каменная мрежа, такая же как и в Шуамтийском монастыре (в данное время Зедазнийская мрежа экспонируется в Государственном музее Грузии). Там же погребен ученик Иоанна Зедазенского дьякон Илья (531-542).

У Зедазнийской церкви бьет источник, воды которого собираются в каменном бассейне. Верующие считали источник целебным. «Из-под фундамента этой церкви, - пишет царевич Вахушти, - струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась, когда ее черпают чем-либо, и этой водой лечат недуги».

В 1705 г. верхняя Зедазнийская церковь была разрушена иноземными захватчиками. С той поры на Зедазенской горе осталось два церковных строения: часовня у подножия горы и монастырь Иоанна Зедазнийского, расположенный в средней части горного склона.

С 1479 года Зедазнийский и Шио-Мгвимский монастыри являлись фамильными усыпальницами владетельных феодалов Зедгенидзе-Гурамишвили. В последующие годы Зедазнийский монастырь пришел в запустение и в 1849 году был обновлен.

Долгое время Зедазнийский монастырь оставался без настоятеля. 10 января 1888 года Зедазнскую обитель, по повелению экзарха Грузии Палладия, принял настоятель Шио-Мгвимского монастыря епископ Александр (Окропиридзе). Об этом газета «Иверия» писала: «Епископ Александр пожаловал в Сагурамо и принял монастырь Иоанна Зедазнийского. Собранные трудами верующих 21 тысячу сто рублей епископ Александр передал Шио-Мгвимскому монастырю, на эти средства по распоряжению духовных властей в обитель были приняты 10 монахов - грузин, в торжественном слове епископ пообещал также содействовать возрождению Зедазнийского монастыря».

В 1889 г. епископ Александр (Окропиридзе) полностью отреставрировал монастырь Иоанна Зедазнийского, но поскольку обитель не владела земельными угодьями или какими-либо другими источниками доходов, да и богомольцы шли сюда неохотно, а также Зедазенские леса служили прибежищем для разбойников, монахи вскоре покинули обитель.

С 1932 по 1946 год смотрителем Зедазнийского монастыря был монах Эквтиме, в миру Эстате Соломонович Кереселидзе (1866-1946 гг), в прошлом владелец типографии и издатель многих книг. До 1932 года монах Эквтиме некоторое время был смотрителем Мцхетского кафедрального собора Светицховели.

Джвари (монастырь Святого Креста)

Джвари (храм Креста) - знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен собор Светицховели). Воздигнут правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, в честь него в Грузинской Церкви было установлено особое празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари.

В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной вместилищем для национальной святыни - креста св. Нины.

Строительство было закончено в 604 году, и храм дошел до нас почти без изменений. Храм Джвари - одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый известный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на вершине скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и гармонично вписывается в окружающий ландшафт.

Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с четырьмя примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).

Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари - он как бы связал окружающие горы. Мцхетский Джвари - гениальное творение грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Исключительную художественную ценность имеют рельефы Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного входа. Неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было перенесено место действия поэмы «Мцыри».

Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их порядка 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).

Монастырь Ахали Шуамта

Действующий женский монастырь построен в XVI веке недалеко от Телави. Изначально монастырский храм был расписан фресками, но после отмены грузинской автокефалии в XIX веке стены храма были закрашены белой краской. В XX веке краску попытались удалить, но восстановить удалось лишь отдельные фрагменты фресок.

По преданию, обитель была построена кахетинской царицей Тиной, дочерью гурийского князя. Ещё в детстве она увидела сон, что ей предстоит построить православный храм. Было показано ей во сне и место, где он должен быть, но не было открыто где оно находится. И только будучи уже женой кахетинского князя Левана, царица Тина узнала указанное ей во сне место во время путешествия по Грузии. Там и был основан монастырь, где впоследствии приняла монашеский постриг сама Тина.

Если есть на земле рай, то я попала в него. Это первая мысль, которая приходит в голову, когда ты попадаешь в Джихетский монастырь. Я никогда не соблюдала постов, не причащалась и не исповедовалась. Не воцерковленный я человек, одним словом. Но готова поклясться чем угодно, что ни разу в жизни не чувствовала себя безопаснее и спокойнее, чем в этом месте. И чем дальше я отдалялась от монастырских ворот и продвигалась вглубь зеленых зарослей и монастырских келий, тем острее я это ощущала. Будто кто-то нашептывал: "Эй, не трусь, я с тобой! Я всегда с тобой!" И я шла, оставляя там, у ворот, что-то важное. Нет, не что-то, а кого-то! И этот кто-то был не кто иной, как я сама. Я уходила от самой себя, объятой непонятной тревогой и беспочвенными страхами. Уходила туда, где все понятно и ясно до конца: что главное, а что может отойти на второй план…

Мелодия наступающего дня

Знакомо ли вам, как занимается утро в горах? Это сказочное явление. Под ногами — росистая трава, над головой шелестящая листва, а вдалеке трель редкой птицы, перебивающая журчание ручейка. И все эти звуки не заглушают друг друга, а дополняют и сливаются в одну красивую мелодию. В мелодию наступающего дня. Это весеннее утро и есть самое священное и важное, а не то, что люди выдумывают, чтобы властвовать друг над другом. И вот тут, на высоте 225 метров над уровнем моря, осознаешь это с особой ясностью.

На территории монастыря несколько храмов. Тропинка, усыпанная щебнем и отороченная по бокам засохшими ветвями, ведет к самому старому из них — храму Пресвятой Богородицы.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

В этих местах бытует легенда, согласно которой царица Тамар, путешествуя по Гурии, заночевала на одной из здешних гор. Монахини, узнав про это, посчитали место святым и основали на нем храм. Многие годы монастырь тот служил матушкам пристанищем. Но со временем строения начали разрушаться, к тому же земля, на которой трудились монахини, давала скупые всходы. И тогда матушки, обращаясь с молитвами к Богу, попросили послать им более благодатное место для возведения храма. Они выпустили трех голубей, которые, пролетев расстояние, начали кружить над этим самым местом.

Храм Пресвятой Богородицы построили тут в 1896 году. Хотя монашеские поселения появились задолго до этого. Первой на этой территории поселилась монахиня Елена Мгалоблишвили — в 1886 году. Постепенно там образовался целый монашеский приход, который построил храм. В монастыре функционировала школа, где учили грамоте и рукоделию.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

В храме хранится чудотворная икона Богородицы. Она была пожертвована в 1905 году мужским монастырем Иоанна Богослова с Афонской горы. Икона писалась специально для действующего женского монастыря в Гурии. Перед храмом много могильных камней. После смерти тела монахинь предавали земле тут же. Многие из надгробных камней датированы XIX веком. Толщина ствола раскинувшего ветви дерева наводит на мысль, что и оно из той же эпохи.

По левую сторону от храма приземистые, одноэтажные кельи. Сохранилась и самая первая из них, построенная еще в XIX веке. В ней проводили службы еще до того, как построили храм Пресвятой Богородицы. Келья действующая. В ней и по сей день живут монахини.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Монашеский постриг вместо мирской суеты

Во двор заезжает машина. Сидящая за рулем монахиня лихо подруливает к храму. Багажник джипа открывается, и затворницы начинают вытаскивать из нее различную снедь. Cказать по правде, затворницами их можно назвать с большой натяжкой. Улыбки и доброжелательность не сходят с их лиц и невольно передаются мне.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

"Женщины приходят сюда с разными судьбами, у каждой свой путь до храма. Кого-то бог приводит сюда через испытания, кого-то через поиски. Я жила долгое время церковной жизнью. И в какое-то время поняла: все, готова отказаться от мирской жизни", — говорит моя собеседница матушка Тамар.

Это имя, благодаря царице Тамар, возведенной в лик святых, тут настолько популярно, что так зовут почти каждую вторую монахиню. Сама она служит с 2003 года. Поднялась в монастырь 4 декабря, в день Джихетоба — празднования храма. И осталась, приняв монашеский постриг.

"Это происходит у каждого по своему, — продолжает матушка. - А готовность к постригу и принятию другой жизни измеряется тем, что в тот самый момент ты вдруг понимаешь, что мирское тебя уже не интересует и теряет для тебя всякую цену. Не все, переступая порог монастыря, уверены в том, что они хотят выбрать этот путь. К некоторым это решение приходит с течением времени", — говорит матушка.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

— Ну что, прогуляемся по нашему лесу? - спрашивает матушка Тамар. И мы начинаем уходить в чащобу, туда, где зелень становится гуще, и тропинка сужается и становится извилистой.

На сегодняшний день Джихетская женская община состоит из 25 насельниц. В летнее время в монастыре людей гораздо больше. Приезжают на время пожить монастырской жизнью.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Джихетский монастырь примечателен, как поведала мне матушка, еще одной историей. В одной из его келий проживал иеромонах Федор (Темур Чихладзе), расстрелянный в 1984 году как соучастник скандального дела об угоне самолета в Тбилиси. Эта трагическая история легла в основу романа грузинского писателя Дато Турашвили, а в 2017 году состоялась премьера художественного фильма российского режиссера грузинского происхождения Резо Гигинеишвили, снятого по мотивам этой истории.

Проходим несколько метров, и из густой листвы выныривает маленький храм с разбитым перед ним крохотным бассейном. Церковь Иоанна Крестителя возвели в 2002-м, тогда же построили и бассейн, в который стекается родниковая вода. По словам матушки Тамар, вода в нем чудодейственная, помогает избавиться от бесплодия.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Напившись родниковой воды, следуем дальше. Проходим мимо парников, пчелиной пасеки, выгона для скота, всего здешнего хозяйства, которое ведут обитатели монастыря. У пчелиных ульев замечаю нескольких мужчин. Их пребывание тут не ограничено. Есть работы, которые требуют физической силы. И тогда на помощь приходят мужчины. У них отдельная келья за оградой монастыря.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Без технических благ цивилизации

Где-то вдалеке пасется скот, звеня колокольчиками, журчит ручеек… На всем лежит такой отпечаток безмятежности, что кажется, время замедлило ход. Наш обратный путь пролегает через аллею, образованную сосновыми деревьями. Солнцу проникнуть сюда непросто. И те редкие лучи, которые находят брешь в цепких сосновых объятиях, весело с тобой заигрывают. Издалека слышится звон колокола…

— У нас тут свое, монастырское время. Вот сейчас три часа. Взгляните на свои часы, — говорит матушка. Я кидаю взгляд на стрелки наручных часов - они показывают четыре. — Мы давно живем по одному времени, не переходя на летнее время или зимнее. И оно отличается от мирского времени.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

"Многие, попадая сюда, желают остаться. Если не навсегда, но хотя бы на время, — рассказывает матушка, скорее предвосхищая вопрос, который мучал меня с того момента, как я переступила порог монастыря. — Для того, чтобы попасть в монастырь, человек должен быть близок к Богу. Причащаться, молиться. Договориться с наставником и остаться тут. Монастырь для всех открыт. И живут тут по монастырскому укладу. Тот образ жизни, который мы ведем, не так прост. Мы поднимаемся в четыре часа утра, до рассвета молимся. Служба идет в храме каждый день. В советское время, когда монахи поднимались сюда, здешние жители забрасывали их камнями. Тут даже воды не было, и им приходилось платить три рубля за ведро воды. Слава богу, проблема воды решена. В монастыре у каждого из нас есть свои повинности. Архимандрит, игуменья распределяют, кому сегодня чем заняться. К слову, сегодня ты можешь работать в огороде, в парниках, завтра убирать храм, а послезавтра заниматься трапезой", — рассказывает матушка Тамар.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

— У нас нет электроосвещения, — продолжает она. — Года три назад, при содействии благотворительного фонда "Карту", который и кельи новые строит, были установлены солнечные батареи. Мы стараемся максимально использовать дневной свет. Зимой мы бодрствуем до девяти-десяти часов. Летом ложимся позднее. По воскресеньям отдыхаем, тогда можем читать книги, заниматься духовным развитием. В основном, читаем духовную литературу. Можно почитать грузинских авторов - поэтов, прозаиков. Делать это удается лишь вечером, но если ты просыпаешься в четыре утра, то и спать ложишься пораньше. Монаху шесть часов сна должно хватать. Когда ты делаешь этот шаг, то должен быть готов к тому, что в твоей жизни будет меньше комфорта. Раньше тут было намного сложнее. Условия жизни были тяжелее. Сегодня у нас есть газ, в кельях тепло. От того, что у нас нет света, мы не можем тут стирать и содержать стиральные машины. Мы приобрели участок внизу, где живут две наших послушницы. Они и занимаются этими делами. Монастырь обрел жизнь после прихода настоятеля Андрея Кбилашвили. Он провел воду, построил храмы. Говорит, что мы столько рушили за времена Советского Союза, что сейчас время строить. Отец Андрей — очень трудолюбивый человек. И сам не отдыхает и нам не дает отдохнуть, — улыбается монахиня.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

Напоследок мы заходим в музей, который тоже находится на территории монастырского комплекса. В нем фотографии монахинь, служивших в монастыре, предметы быта, использовавшиеся в кельях в XIX веке. Фотография священника Темура Чихладзе, того самого "героя" из "Поколения джинс", старейший молитвенник, монастырская печать. Есть даже патефон, принадлежавший Иосифу Сталину. Отец одного из прихожан был секретарем Ланчхутского района. Патефон - личный подарок Иосифа Виссарионовича. Сын решил передать патефон в музей. Экспонаты музея, в основном, являются пожертвованиями прихожан.

© Sputnik / Ekaterina Mikaridze

— Вот так мы и живем, — говорит, мягко улыбаясь и закрывая на замок двери музея, матушка Тамар. - У нас нет ни телевизоров, ни Интернета. Но мы не испытываем их нехватки. С одной стороны, провести тут интернет стоит больших денег, с другой — будет отвлекать от серьезных дел. Все здесь хорошо, кроме климата, который очень сырой в этих краях. Для перемены климата ездим в высокогорное место Бахмаро. Там есть храм, кельи, в которых мы некоторое время живем.

— Приезжайте к нам еще, — говорит, прощаясь, матушка. - Летом тут особенно хорошо. Сюда поднимаются и местные, и туристы. Устраиваются прямо на лужайках. Отдыхают, обретают спокойствие…

Остаться тут. Взять и выпасть из привычного уклада жизни, став временно недоступным абонентом… Вот чего больше всего хочется.

Но вместо этого я медленно направляюсь к ограде, за которой меня ожидает машина. Джип насилу отпыхтелся, одолев подъем по горному бездорожью. Ему, кажется, вообще не хочется двигаться с места. Так же, как мне. Но обстоятельства, как мы любим повторять, сильнее нас. Единственное, что меня утешает в эти минуты, так это мысль о том, что когда-нибудь я обязательно вернусь сюда. Не знаю, на день, два или на неделю, но вернусь. Хотя бы для того, чтобы снова обрести себя…