Что такое международные неправительственные организации, какой закон определяет их деятельность. Некоммерческие и неправительственные организации Основные характерные черты мнпо

Неправительственные организации (сокращенно НПО) – это структуры, учрежденные частными лицами или некоммерческими организациями, функционирующие на собственные деньги и на основании устава. Слово «неправительственный» в названии означает, что в таких организациях не могут участвовать официальные (правительственные) институты.

НПО имеют несколько источников финансирования:

  • регулярные взносы членов;
  • привлеченные средства – пожертвования, гранты, заказы на выполнение работ и т. д.

Неправительственные организации бывают национальными и международными.

Что такое международные неправительственные организации

Международные неправительственные организации (МНПО) – это структуры, которые не были учреждены на основе соглашения между правительствами разных стран.

МНПО должна быть признана хотя бы одним государством или иметь консультационный статус при другой организации, работающей на базе межправительственного соглашения.

Основные характерные черты МНПО:

  • наличие устава;
  • регулярный или постоянный характер деятельности;
  • многосторонние переговоры, как основной метод деятельности.

Наиболее известными в России и во всем мире являются несколько международных неправительственных организаций.

Наиболее известны следующие организации:

  • Ассоциация международного права;
  • «Врачи без границ»;
  • «Гринпис»;
  • «Международная амнистия» (МА);
  • «Репортеры без границ» (РБГ);
  • «Римский клуб»;
  • «Хельсинские группы» (ХГ);
  • «Хьюман Райс Вотч» (ХРВ).

Ассоциация международного права

Эта международная неправительственная организация создана в 1873 году. В настоящее время консультирует Организацию объединенных наций. Цель Ассоциации: добросовестное применение и развитие международного права, унификация законодательства, устранение коллизий нормативно-правовых актов в различных странах.

«Врачи без границ» (ВБГ)

«Врачи без границ» – это медицинская и гуманитарная организация, которая была создана в 1971 году в Париже с целью помощи жертвам войны в Нигерии. Сегодня «Врачи без границ» работают в большинстве «горячих точек» мира, ведут борьбу с «чумой 21 века»: СПИДом и наркоманией, занимаются просвещением.

Штат ВБГ – более 3-х тысяч человек. Сотрудники организации – дипломированные врачи и младший медицинский персонал. «Врачи без границ» имеют 20 постоянных представительств, каждый год сотрудники этой МНПО выезжают в 80 стран мира.

Наибольшую известность имеют следующие программы ВБГ:

  • помощь пострадавшим в результате геноцида в Руанде (1994 г.);
  • 2002-2003 гг. – работа в Либерии, во время гражданской войны;
  • миссия в Ираке (до 2003 г.);
  • 1979-2004 гг. – миссия в Афганистане и на границе Афганистана с Пакистаном.

Одним из принципов работы «Врачей без границ» является соблюдение нейтралитета во время любой войны или вооруженного конфликта.

Цель ВБГ – защита прав человека, которые были нарушены. Для этого организация воздействует на государственные органы с помощью информационных кампаний и мобилизации общественного мнения.

«Врачи без границ» в РФ помогают бездомным в Москве, больным туберкулезом, жертвам стихийных бедствий – наводнений и землетрясений, занимаются профилактикой СПИДа в наркоманской среде.

«Гринпис»

«Гринпис» – работающая по всему миру природоохранная организация. Деятельность защитников природы началась в 1971 г. в канадском Ванкувере. «Гринпис» борется за решение глобальных экологических проблем, в частности, выступает против употребления нефтяных продуктов. Одним из главных методов работы МНПО является свидетельствование: активисты проникают на место экологического преступления и предоставляют репортерам достоверную, а главное – независимую информацию.

«Гринпис» существует исключительно за счет добровольных пожертвований. Организация не сотрудничает с бизнесом, политическими партиями или государственными структурами. МНПО борется не только против применения нефтяных продуктов, но и выступает против материалов, из которых делают iPhone. Также известна целая серия акций, направленная против возведения некоторых объектов к Олимпиаде в Сочи.

На территории РФ «Гринпис» борется с радиоактивным заражением окружающей среды, с изменениями климата, проводит кампании за сохранение чистоты озера Байкал и т. д.

«Международная амнистия» (МА)

«Международная амнистия» – это организация, созданная в 1961 году в Великобритании. МА является лауреатом премии ООН и Нобелевской премии мира в области прав человека.

Эта правозащитная организация консультирует ЮНЕСКО, Совет Европы и ООН.

«Международная амнистия» борется за свободу самовыражения и совести, с нарушениями прав человека на физическую и психологическую неприкосновенность, выступает против смертной казни и за справедливое судебное разбирательство.

Секции МА есть во многих странах мира, в том числе в России и в Украине. К этой международной неправительственной организации имеют отношение более 2-х миллионов членов и сторонников. Главный офис организации находится в канадской Оттаве.

Практические направления деятельности «Международной амнистии»:

  • помощь родственникам заключенных;
  • отправка наблюдателей в суды;
  • представления в правительства;
  • помощь бывшим заключенным в трудоустройстве или в предоставлении убежища.

Благодаря «Международной амнистии» ООН приняла свою Резолюцию №3059, в которой была официально осуждена практика пыток. Организация выступала за введение нового поста – Верховного комиссара по правам человека и нового органа – Международного уголовного суда.

В связи с глобализацией МА была вынуждена пересмотреть направления своей деятельности в сторону их расширения. Теперь «Международная амнистия» борется за права женщин и за предоставление бесплатного образования детям во всем мире. МА поощряет религиозную терпимость, выступает против незаконных убийств во время вооруженных конфликтов, защищает права мигрантов и беженцев и т. д.

«Репортеры без границ» (РБГ)

«Репортеры без границ» – это правозащитная организация, действующая во всем мире. РБГ начала свою работу в 1985 году. Главный офис «репортеров» расположен в столице Франции, Париже.

Основная цель этой МНПО – борьба против цензуры и за освобождение журналистов, которые находятся в тюрьме по причинам, связанным со своей работой.

«Репортеры без границ» финансируются правительствами Франции и США, а также западными концернами.

В РФ «репортеры» известны главным образом своими акциями против интернет-издания «Курсив», главный редактор которого написал статью «Путин как фаллический символ» и расследованием убийства Пола Хлебникова, редактора Forbes на русском.

«Римский клуб»

«Римский клуб» – это научная организация, членами которой являются ученые, общественные и политические деятели из многих стран мира. Начав свою деятельность в 1968 г., «Римский клуб» работает над решением глобальных проблем.

«Хельсинские группы (ХГ)

«Хельсинские группы» (ХГ) – это целая сеть неправительственных организаций, которые возникли после подписания Хельсинских соглашений в 1975 году. Одной из целей «Хельсинских групп» было информирование мирового сообщества о настоящем положении дел с правами человека, большей частью в странах «соцлагеря». В прошлом организация работала на полуподпольной основе, а ее сотрудников репрессировали.

В СССР ХГ работала с 1976 по 1981 год, затем, в 1989 году деятельность организации была продолжена. На заре своей деятельности ХГ финансировались исключительно за счет частных пожертвований. Сегодня источники финансирования Международной хельсинской группы – крупные государственные и частные структуры, к примеру, Фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса, частный «Фонд МакАртуров», «Национальный фонд США в поддержку демократии» и т. д.

«Хьюман Райс Вотч» (ХРВ)

«Хьюман Райс Вотч» – правозащитная организация, создание которой в 1978 году стало реакцией на просьбу о помощи со стороны правозащитных групп Праги, Варшавы и Москвы. Штаб-квартира ХРВ расположена в США. В отличие от современной МХГ, «Хьюман Райс Вотч» принимает только частные пожертвования.

Основные направления работы ХРВ:

  • отстаивание политических прав и свобод;
  • расследование нарушений прав человека и публикация результатов этих расследований;
  • расследование преступлений против человечности;
  • борьба с распространением противопехотных мин;
  • противодействие вербовке детей в качестве солдат;
  • противодействие торговле людьми;
  • защита мирного населения во время вооруженных конфликтов.

Организацию часто критикуют за то, что она выступает инструментом влияния США и НАТО. Однако такая точка зрения, очевидно, не согласуется с позицией организации против Израиля в его конфликте с арабским миром, а также с тем, что в 2005 году ХРВ подала иск на Дональда Рамсвельда, министра обороны США по причине его бездействия в отношении фактов пыток в американских военных исправительных учреждениях.

Правовой статус МНПО в РФ

Деятельность международных неправительственных организаций регламентируется на двух уровнях: международном и на уровне той страны, в которой была создана организация. В первом случае основой деятельности МНПО являются документы: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Всеобщая декларация прав человека и т. д.

На территории РФ функционирование МНПО регламентируется Конституцией, в частности, статьей 30, которая гарантирует права граждан на создание общественных объединений и на свободу их деятельности.

Государство не может вмешиваться в работу международной неправительственной организации.

МНПО могут быть ликвидированы исключительно по решению судебных органов.

НПО самостоятельно принимают свой Устав, определяют цели и задачи своего функционирования. Роль государства заключается в регистрации уставного документа в Министерстве юстиции. Налоговый орган занимается проверкой финансового аспекта деятельности организации.

Правовое положение общественных объединений определяется Законом «Об общественных объединениях», который был принят 19 мая 1995 года. Право на создание общественных объединений имеют не только российские граждане, но и иностранцы. Таким образом, вполне легитимным является функционирование на территории РФ филиалов международных неправительственных организаций. Ограничения на создание тех или иных МНПО могут устанавливаться только в федеральном законодательстве.

Вместе с тем, закон запрещает МНПО, деятельность каких направлена на:

  • изменение конституционного строя в РФ;
  • нарушение целостности страны;
  • создание вооруженных формирований;
  • подрыв национальной безопасности;
  • разжигание религиозной, национальной, расовой или любой другой вражды.

Нормативно - правовой базой деятельности правозащитных НПО являетсяФедеральный закон № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 17.05.1997 N 78-ФЗ, от 19.07.1998 N 112-ФЗ, от 12.03.2002 N 26-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 10.01.2006 N 18-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 22.07.2010 N 164-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

Под правозащитным общественным объединением сегодня понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения, в области защиты прав человека.

В современных условиях существуют следующие организационно-правовые формы правозащитных общественных объединений:

Правозащитная организация;

правозащитное движение;

правозащитный фонд;

правозащитное учреждение.

Правозащитные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) правозащитных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые правозащитные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) правозащитных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Помимо организационного устройства можно выделить другие, дополнительные классификации ныне существующих неправительственных правозащитных объединений. Ониии могут быть разделены на:

1) по направлениям деятельности: общеправозащитные (хельсинские комитеты, отделения Международного общества прав человека, правозащитные центры). В эту группу включены все организации, уставные цели которых предусматривают деятельность по всему спектру правозащитных проблем; профильные (независимая психиатрическая ассоциация, центр содействия тюремной реформе), которые осуществляют деятельность по конкретному направлению категории прав.

2) по отношению к государству: конфронтационные, которые являются противниками официальной государственной политики; конформистские, которые поддерживают идеи конструктивного сотрудничества и совместных действий с государством.

3) по территориальной сфере - международные, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные организации.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Основные видами правозащитной деятельности на современном этапе являются:

1. Оказание правовой помощи гражданам, от юридической консультации - до поддержания исков в суде, путем предоставления своих адвокатов или участия в деле в качестве третьей стороны. Отметим, что такая помощь оказывается бесплатно. В этих целях в правозащитных организациях создаются общественные юридические приемные. Однако в обязанности юриста не входит представительство заявителя перед судом или иными государственными органами и должностными лицами, кроме тех организаций, в уставе которых отмечена правовая помощь в защите прав граждан в судах.

2. Участие в законодательном процессе – работа НПО в подготовке проектов законов, участие в экспертизе проектов законов, затрагивающих права и свободы граждан, подготовка собственных инициативных законодательных проектов. НПО выступают в числе инициаторов рассмотрения в Государственной Думе законодательных актов по следующим направлениям: защита конституционных права и свобод гражданина в вооруженных силах, обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, предотвращение дискриминации в отношении коренных народов и национальных меньшинств; защита прав инвалидов; признание грубых и массовых нарушений прав человека в качестве антигосударственного преступления и мн.др.

3. В сфере соблюдения обеспечения прав и свобод человека, их деятельность осуществляется в следующих формах: контроль за исполнением государством международных обязательств в сфере защиты прав человека, изучение положения с правами человека и гражданина в РФ и субъектах РФ, самостоятельное расследование отдельных фактов нарушения прав человека. Международные стандарты предполагают участие НПО в составлении докладов по правам человека. Так с участием НПО готовились доклады о выполнении Россией Конвенции о правах ребенка, Конвенции по вопросам ликвидации дискриминации в отношении женщин, Пактов о гражданских и политических правах и др. В настоящее время мониторинг (наблюдение, проверка, оценка) нарушений прав человека становится основным направлением деятельности НПО в России. Установленные факты нарушений и собранные доказательства НПО передают в правоохранительные органы.

Как общественные организации НПО имеют право:

1. свободно распространять информацию о своей деятельности;

2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;

3. проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

4. учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

5. представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

6. осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

7. выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

8. участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К общеправозащитным организациям можно отнести:

Правозащитный центр «Мемориал», деятельность которого посвящена широкому кругу наиболее острых проблем нарушения прав человека: защите национальных меньшинств, борьба с нарушениями прав человека в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, нарушениями прав человека в сфере уголовного правосудия и др.;

Московский научно-исследовательский центр по правам человека, целью которого является содействие российским правозащитным организациям в участии в процессах трансформации России в демократическое государство, в котором уважаются права человека. Центр объединяет 70 правозащитных организаций в девяти городах России;

Санкт-Петербургский правозащитный центр, который наблюдает за соблюдением процессуальных прав и профессионально-этических норм в гражданском судопроизводстве;

Фонд «За гражданское общество», целью которого является оказание организационной, финансовой и технической поддержки неправительственным организациям, чья деятельность направлена на становление гражданского общества в России.

На региональном уровне организации общеправозащитной направленности созданы:

· в Восточной Сибири (Красноярский Краевой фонд «Правовая защита»),

· в Западной Сибири (Томский исследовательский центр по правам человека, Южно - Сибирский правозащитный центр, представляющий собой крупнейшую многопрофильную организацию в Кемеровской области, созданную в декабре 2000 года).

· на Урале (Гуманитарно-просветительский центр «Мемориал», Екатеринбургский информационно- правозащитный центр, Пермский Региональный правозащитный центр),

· В Центральной России (Ивановское областное общество прав человека, Нижегородское общество прав человека, Курский региональный центр по защите прав человека, Тульский общественный правозащитный фонд),

· В ЮФО (Астраханский общественный комитет содействия защите законных прав человека).

Кроме того, к общеправозащитным организациям относятся некоторые организации, созданные при советском режиме:

Московская хельсинская группа, деятельность которой была возобновлена на легальных основаниях в 1989 г.. В настоящее время МХГ действует в качестве Координационного центра, куда входят руководители таких правозащитных организаций, как общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, Московский исследовательский центр по правам человека, Группа «Движение без границ».

Неправительственные организации профильного уровня, как правило, занимаются локальными проблемами и специализируются по отдельным видам нарушений прав отдельных групп населения.

Можно отметить следующие профильные организации:

Комитет солдатских матерей России (Лауреат альтернативной Нобелевской премии), оказывающий помощь призывникам и военнослужащим. Аналогичные фонды созданы в Санкт-Петербурге, во Владимирской области, в Карелии, в Пензе, в Туле, Челябинске, Чите и др.

Основной целью этих организаций является оказание профессиональной юридической помощи молодым людям и их родителям, сталкивающимися с фактами незаконного призыва, пытками в армии, произволом военных и гражданских властей, в защите на суде и т.д.

Фонд «Право матери» - неправительственная некоммерческая организация, занимающаяся защитой прав родителей, чьи сыновья погибли в армии в мирное время на территории России и СНГ.

Ассоциация защиты прав инвалидов, целью которой является защита прав инвалидов и помощь в их социальной адаптации. Основными программами ассоциации являются:

«Неотложная помощь» - оказание гуманитарной помощи больницам, реабилитационным центрам, лечением и социальной адаптацией инвалидов и их семей;

«Путь к речи» - помощь в восстановлении и постановке полноценной речи и слабослышащих детей;

«Международное сотрудничество» - участие ассоциации защиты инвалидов в международных программах по защите инвалидов и предупреждению инвалидности;

«Общественный контроль» - общественный контроль за судебными процессами по делам инвалидов и др.

Независимая психиатрическая ассоциация России, призванная препятствовать серьезным нарушениям прав человека в сфере психиатрии. Одним из направлений деятельности является независимая психиатрическая экспертиза и контрольная деятельность в отношении соблюдения прав человека и Закона о психиатрической помощи.

Общество «Право на жизнь и гражданское достоинство» образовано с целью активного противодействия применению смертной казни и др. нарушениям права на жизнь.

Группа «Движение без границ» возникла в защиту прав граждан, которым необоснованно отказывают в праве на выезд на основании секретности, нарушая Конституцию, государственный закон о секретности и другие НПА.

К профильным организациям можно отнести также ряд организаций, занимающихся решением вопросов прав женщин:

· Союз женщин России;

· Всероссийский женский союз;

· Движение женщин за здоровье нации;

· Будущее женщины и др.

Ряд НПО посвятили себя защите прав ребенка: таких организаций в России зарегистрировано более 500, причем имеют они как международный, так и национальный статус: Российский детский фонд, «Юная Россия», «Особый ребенок», Центры социальной помощи многодетным малообеспеченным семьям». Импульсом в развитии детских неправительственных правозащитных организаций стала вступившая в силу в 1991 г. Конвенция о правах ребенка, участником которой является Россия. В этой связи ряд НПО России ведут активную работу по пропаганде Конвенции о правах ребенка и других международных инструментов защиты прав ребенка.

Характерной особенностью нынешнего этапа развития правозащитного движения в России является также присутствие зарубежных правозащитных организаций и их филиалов на территории России.

К числу таковых можно отнести:

Международную амнистию (штаб квартира в Лондоне), представительство которой находится в Москве (кампании по освобождению «узников совести», отмена смертной казни, пыток и жестокого обращения с заключенными);

Российская секция Международного общества прав человека (МОПЧ), международный секретариат которого находится во Франкфурте-на-Майне, в России действуют около 20 ее инициативных групп (защита прав заключенных, детей, национальных меньшинств, военнослужащих);

Российско-американская группа по правам человеказанимается изучением положения с правами человека в России, издательской деятельностью (выпуск «российского бюллетеня по правам человека»), осуществляет программу «малых грантов». Особый интерес группа проявляет к вопросам эмиграции.

Некоторые действующие на территории России зарубежные правозащитные организации выступают в качестве Координационных центров, которые создают сеть правозащитных НПО, стимулируют создание правозащитного движения в отдаленных районах России. К ним можно отнести:

Национальный демократический институт(штаб-квартира в Вашингтоне» - это международная неправительственная организация, занимающаяся развитием демократического процесса во многих странах мира;

Фонд «Евразия»- некоммерческая организация, оказывающая помощь российским правозащитным организациям. Отделения фонда расположены в Москве, Саратове, Владивостоке.

Особенностью взаимодействия зарубежных правозащитных организаций, оказывающих помощь российским НПО является спонсорство или финансовая помощь. За счет зарубежных средств (Агентства международного развития США, Фонда Евразии, Фонда благотворительной помощи, Национального фонда «За демократию», Государственного департамента США, Института содействия демократии в Восточной Европы) в России финансируется целый ряд правозащитных проектов, сотрудники правозащитных организаций проходят стажировку и курсы обучения в США, Англии, Швейцарии и др.; осуществляется развитие инфраструктуры служб правовой помощи неправительственным организациям, выпускаются наиболее популярные издания в области прав человека.

Безусловно, правозащитная деятельность, осуществляющаяся на средства различного рода зарубежных фондов, является достаточно сложной проблемой. Современная политическая история знает немало примеров, когда функционирование правозащитных объединений, в той, или иной степени, затрагивает интересы властных структур, которые, иногда небезосновательно, расценивают подобные случаи как вмешательство во внутренние дела РФ, подрыв государственного суверенитета, что, в свою очередь, вызывает протесты правозащитников.

В этой связи, с нашей точки зрения, настоящим прорывом является решение об изменении порядка формирования и расширения количественного состава Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, принятое осенью 2012 г. Думается, что очередная ротация участников Совета, проведенная с учётом общественных консультаций и интернет-голосования, в котором приняли участие более ста тысяч человек, включение в состав совета 39 новых членов, представляющих все социальные слои российского общества, все наиболее влиятельные правозащитные организации современной России,- представляют собой тот необходимый фундамент для дальнейшего развития институтов гражданского общества, в том числе и института прав и свобод человека и гражданина, который позволит своевременно разрешать конфликтные ситуации, возникающие во взаимоотношениях правозащитников и властных структур, обеспечить российскому правозащитному движению надежные перспективы.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте правовую основу деятельности современных правозащитных организаций.

2. Определите организационные формы правозащитных объединений.

3. Приведите классификацию правозащитных организаций в настоящее время и их характеристика.

4. Какие направления в правозащитном движении можно выделить в настоящее время?

5. Охарактеризуйте роль международных правозащитных организаций в правозащитном движении России.

В современных условиях существенное влияние на развитие общества и государства оказывают некоммерческие и неправительственные организации, способствуют решению многих жизненно важных проблем (социальных, экономических, экологических, гуманитарных и др.).

Некоммерческие организации

В соответствии с Гражданским кодексом РФ некоммерческой организацией (НКО) признается юридическое лицо, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. В то же время НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В России НКО могут создаваться и функционировать в организационно-правовых формах:

  • потребительских кооперативов (в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  • общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
  • ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
  • товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
  • казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
  • фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
  • учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
  • автономных некоммерческих организаций;
  • религиозных организаций;
  • публично-правовых компаний.

С 2008 г. российское государство активно поддерживает некоммерческие организации, ежегодно выделяя на их поддержку их деятельности гранты Президента РФ. В период с 2008 по 2013 гг. государство выделило грантов на общую сумму более 8 млрд рублей.

Особенности создания и деятельности отдельных форм НКО установлены Федеральным законом РФ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. и ФЗ № 82 «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., которые по мере необходимости пополняются изменениями.

Неправительственные организации

Одним из институтов гражданского общества являются неправительственные организации (НПО). Неправительственная организация – это юридическое лицо, созданное частными лицами и/или общественными организациями без участия официальных (правительственных) институтов и осуществляющее свою деятельность на основании устава и на собственные средства. Собственные средства НПО складываются из взносов ее членов, а также частных и корпоративных пожертвований, частных и государственных грантов, заказов на выполнение работ в сфере компетенции НПО и т.п. Следует различать национальные и международные НПО (МНПО).

МНПО – международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, созданная частными лицами и/или национальными и/или международными НПО в целях содействия политическому, экономическому, научно-техническому, культурному, гуманитарному международному сотрудничеству. Отличительным признаком МНПО является признание ее, по крайней мере, одним государством или наличие у нее консультативного статуса при международных межправительственных организациях. МНПО, как и иные международные организации характеризуются наличием учредительного документа, постоянным или регулярным характером деятельности, использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем, принятием решений путем голосования или консенсуса, рекомендательным, как правило, характером решений.

Наиболее известными в России и мире являются именно МНПО, располагающие на территории нашей страны своими региональными отделениями. При имеющих место позитивных аспектах деятельность ряда МНПО в России была связана с попытками вмешательства во внутренние дела и даже непосредственно наносила вред национальным интересам страны. В этой связи были усилены меры безопасности и контроля за деятельностью МНПО и тесным образом связанных с зарубежным финансированием отечественных НПО И НКО.

Защита прав человека не может быть только прерогативой государства, хотя в этом и состоит его главная обязанность. Государство и его органы сами являются основными нарушителями прав и свобод человека. И поэтому человеческие права должны защищаться и от государства, его органов, в том числе правоохранительных. В этой защите заметную роль играют неправительственные правозащитные организации (НПО), сливающиеся в мощное правозащитное движение.

Неправительственные правозащитные организации – общественные, некоммерческие, ненасильственные структуры, исповедующие принципы беспристрастности и недопустимости использования в информации лжи и действующие в общественно-политической сфере. Правозащитная деятельность – связующая, посредническая деятельность – между государством, его органами и гражданами, между стоящими у власти и теми, кто ее не имеет. Борьба за право человека – прежде всего и всегда борьба в защиту слабых и безвластных от власть имущих.

Правозащитное движение руководствуется в своей деятельности международными нормативными актами по правам человека, и в первую очередь документами Организации Объединенных Наций, так как в данной сфере эти акты выше любых национальных законов. Неправительственные организации содействуют реализации на практике в национальных государствах международных документов о правах человека. В частности, международное сообщество рекомендует государствам положительно рассматривать возможность участия НПО в подготовке докладов государств о состоянии дел с правами человека в соответствии с тем или иным пактом, конвенцией.

Если в целом неправительственные правозащитные организации определяются как беспристрастные, то российские имеют в данном отношении отличие. Помимо независимых - от правительства, оппозиции, общественного мнения, есть, по свидетельству самих деятелей правозащитного движения, и НПО, стоящие на четких политических позициях.

Всего в России в настоящее время насчитывается более 120 неправи­тельственных правозащитных организаций. Делятся они на два основных вида: общеправозащитные, которые занимаются всем спектром защиты прав и свобод человека и профильные, которые сосредоточивают свои усилия на конкретных правозащитных проблемах.

Из первого вида особенно известны: Московская Хельсинкская группа, правозащитный центр "Мемориал", Московский исследовательский центр по правам человека. Так, московская Хельсинская группа, образованная в 1976 году, основной акцент в своей работе делает на привлечение внимания общественности к нарушениям прав человека, проводит семинары по проблемам прав человека, передает информацию международным правозащитным организациям, занимается приемом отдельных граждан с жалобами о нарушениях прав человека, издательской и организаторской деятельностью в сфере прав человека.

Из НПО второго вида широко известны Независимая психиатрическая ассоциация. Комитет солдатских матерей и другие. Независимая психиатрическая ассоциация - общественно-профессиональная благотворительная организация, создавшая институт независимой экспертизы, призванный реабилитировать пострадавших от различных психиатрических ошибок и ^злоупотреблений, проводящая независимые психиатрические экспертизы, ведущая образовательную и издательскую деятельность.

Основные направления деятельности российских неправительственных организаций:

Изучение положения дел с правами человека в Российской Федерации, в том числе отслеживание и анализ ситуации в горячих точках, подготовка информационно-аналитических материалов к ежегодным ситуациям по правам человека в рамках ООН;

Наблюдение за правами человека и их защита; в конкретной российской области, регионе, самостоятельное расследование фактов нарушений прав с передачей документов в государственные правозащитные органы;

Проведение массовых акций, порой широких общенациональных, в защиту прав тех или иных групп населения;

Участие в экспертизе проектов законов, затрагивающих права и свободы г раждан, в Государственной Думе, региональных, областных и прочих законода­тельных собраниях;

Подготовка собственных инициативных законодательных проектов, участие в парламентских слушаниях по правам человека;

Информирование общества о состоянии дел в сфере прав человека в стране в целом и ее отдельных регионах, в том числе издание своих печатных органов. Например, Томский исследовательский правозащитный центр выпускает бюллетень "Нарушения прав человека", Нижегородское Общество прав человека - газету "Правозащитник" и т.д.;

Правовое и правозащитное просветительство и пропаганда (лекции, конференции, семинары, подготовка материалов для передач радио и телеви­дения, специальные радиопередачи), включая издательскую деятельность (публикация международных и российских документов, научно-публицистичес­ких сборников по правам человека);

Оказание квалифицированной правовой помощи населению, в том числе в случаях нарушения прав человека, создание служб приема граждан;

Представление и защита физических лиц в судах, государственных органах и общественных организациях и сотрудничество с последними для оказания содействия соблюдению прав человека;

Консультации по вопросам политических и гражданских прав, прав потребителей, налогоплательщиков;

Оказание помощи и консультации беженцам и вынужденным переселенцам, реабилитированным и лицам, пострадавшим от политических репрессий;

Защита прав детей, женщин, военнослужащих и их семей;

Участие в организации общественного контроля за соблюдением законности в тюрьмах, колониях, защита прав заключенных, информирование общественности о положении в пенитенциарных учреждениях;

Организационная правозащитная работа по созданию организаций, комиссий по правам человека в областях городах, районах.

Все российские НПО вносят свой определенный вклад в дело поощрения прав человека, в анализ практики их реализации и защиты, что имеет первостепенную важность для реального воплощения этих прав в российскую деятельность.

Деятельность российских НПО освещается в российском Бюллетене по правам человека выпускаемом Российско-Американской неправительственной (проектной) группой по правам человека, в периодической печати (явно недостаточно!). Существует Справочник (периодически обновляемый) НПО России и СНГ, подготовленный Московской Хельсинкской группой.

Несмотря на особую актуальность и значимость для страны деятельности НПО, их положение явно не соответствует масштабу и сложности задач, стоящих перед ними. Они по-прежнему лишены какой бы то ни было государст­венной поддержки. В принятом Законе РФ "Об общественных объединениях" не решен вопрос об особенностях статуса организаций, ставящих целью защиту прав человека. Все это вызывает беспокойство. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации констатировала, что в целом система государственных органов и неправительственных организаций по защите прав человека в России в последние годы не только не получила дальнейшего развития, но и обнаружила явления застоя и даже разрушения.

В регионе Содружества Независимых Государств (СНГ) международный механизм контроля за соблюдением прав человека находится в процессе становления. Важным шагом вперед в правозащитной деятельности стало принятие в 1995 году Конвенции Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека, хотя ее пока не подписали некоторые из стран СНГ. Государствам СНГ предстоит создать специальные органы и процедуры, которые будут контролировать документы, гарантировать права, провозглашенные в ней.

Сама Конвенция предусматривает создание Комиссии по правам человека (КПЧ СНГ), положение о которой согласно ст. 34 Конвенции является ее неотъемлемой частью.

По данному положению Комиссия является консультативным органом, наблюдающим за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-участниками Конвенции. Каждое из государств-членов вправе направлять другому государству письменные запросы в связи с нарушением прав человека. Если в течение шести месяцев вопрос не решен к удовлетворению запрашивающего государства, оно может передать его в Комиссию для вердикта.

Граждане государств-членов имеют право подавать в Комиссию индивидуальные и коллективные обращения о нарушениях прав, если исчерпаны все доступные внутренние средства правовой защиты.


Похожая информация.