Описательный оборот: примеры. Предложение с описательным оборотом. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот Предложения описательные обороты из художественной литературы

Тема урока

Лексические средства

связи предложений

в тексте. Описательный оборот

Добавить слайд


В небе тают облака,

И,лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубравам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века-

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.


  • 1.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю.Казаков).

  • 2.В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.

  • 3.Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.(А.Пушкин).

антонимы

4.У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.


родо-видовые слова

5.В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай.(И.Соколов-Микитов)


Лексические средства связи предложений в тексте.

1. Лексический повтор.

2 . Синонимы.

3.Текстовые синонимы.

4.Антонимы.

5.Родо-видовые слова.

6.Описательный оборот.


ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.

Описательный оборот-оборот речи, в котором описывается что-то, например: 1) солнце - светило небесное, 2) воздух - свежий аромат, 3) тучка - хмурый мешок ненастья


Укажите описательный оборот, употребленный вместо слова радуга.

Над чистым сияющим миром - огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко – далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры. (С.Шуртаков).

Выручай, охотник!

Помогите охотнику улучшить его рассказ -замените повторяющиеся слова заяц и зайчишка словами трусишка, серый, косой, зверёк. длинноухий, бедняжка. Это текстовые синонимы.(стр.67 «Русская речь» Никитина)


Укажите описательный оборот

Из кустов я вижу пролётную стайку чибисов. Белобокие птицы сидят, вобрав голову, на лужке, отдыхают. Проносятся стаи скворцов. Суетливо кричат в нестройном полёте дрозды…(В.Песков).


. Выберите наиболее уместный описательный оборот .

А). Мальчик встал в полный рост, чтобы лучше рассмотреть танцующих на болоте журавлей …. побежали в разные стороны.

Б). Над самой головой раздавался громкий настойчивый стук дятла. …обследовал больное дерево.

В). Мальчик стоял над обрывом и наблюдал за полётом стрижей. …то стремительно падали вниз, то легко и упруго взмывали в поднебесье.

Для выбора:1. большие голенастые птицы; длинноногие спокойные великаны;

2.небольшие птицы с длинными острыми крыльями; быстрые, как молнии птицы;

3.лесной санитар; очень полезная лесная птица; лесной доктор.


В.Песков «У зимы на пороге»

Звуки…их очень немного в осеннем лесу. Изредка слышишь перекличку синиц. На фоне серого неба их не сразу и разглядишь. Пушистые шарики с длинными, как у сороки, хвостами оживлённо снуют по веткам, окликают друг друга. Чтобы не потеряться в пасмурном дне. А вот ещё один звук, характерный для этой предзимней погоды,- меланхоличные тихие посвисты. Снегири?..красногрудые птицы сидят на покрытых каплями влаги ветках ольхи, необычным для леса цветом напоминают: не все краски природа порастеряла.


Музыкальная пьеса Сен-Санса « Слоны » .




Подскажи слова в рифму.

Дремлет пашня, дремлет сад,

Сонно яблоки ……

Великаны –сосны в ясный день

Заломили шапки ……


Восстановите последовательность предложений

1.Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.2.Прямо перед ней,

прижавшись к забору, сидел маленький,

взъерошенный котёнок. 3.Собака яростно

лаяла, припадая на передние лапы.

4.Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.


«Рассыпались»загадки… соберите их в рифму.

  • В руке девочка облачко на стебельке держит
  • Висят от жары шары на ветвях посинели.

Какие сравнения и метафоры лежат в основе «собранных»вами загадок?



Сочинение

На арену цирка выходят слоны. Всего их три. Огромные умные животные выглядят сегодня нарядно: на головах у них - золотые блестящие наколки, а на спинах - яркие фиолетово- зеленые коврики.

Четвероногие артисты встают полукругом и начинают выполнять свои номера.

Первый слон передние ноги поставил на тумбу, а задние отрывает от пола и делает стойку, второй кружится беспрерывно на одном месте- танцует вальс. Да не какой-нибудь простой, а особенный, слоновий! Третий зверь- великан неуклюже, но послушно прыгает через скакалку, которую крутят артисты цирка. Все очень стараются, чтобы заслужить похвалу и получить любимое лакомство.

  • Под конец слоны опускаются на колени, кланяются зрителям, а потом вы страиваются в ряд и под громкие, дружные аплодисменты уходят с арены.

Использованная литература.

  • Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред. шк. / Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1997.
  • Русский язык.7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов,Т. А. Ладыженская и др. ; под ред. Н.М.Шанского - 33-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2009.

Тема урока

Лексические средства

связи предложений

в тексте. Описательный оборот

Добавить слайд


В небе тают облака,

И,лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубравам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века-

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.


  • 1.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю.Казаков).

  • 2.В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.

  • 3.Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.(А.Пушкин).

антонимы

4.У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.


родо-видовые слова

5.В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай.(И.Соколов-Микитов)


Лексические средства связи предложений в тексте.

1. Лексический повтор.

2 . Синонимы.

3.Текстовые синонимы.

4.Антонимы.

5.Родо-видовые слова.

6.Описательный оборот.


ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.

Описательный оборот-оборот речи, в котором описывается что-то, например: 1) солнце - светило небесное, 2) воздух - свежий аромат, 3) тучка - хмурый мешок ненастья


Укажите описательный оборот, употребленный вместо слова радуга.

Над чистым сияющим миром - огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко – далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры. (С.Шуртаков).

Выручай, охотник!

Помогите охотнику улучшить его рассказ -замените повторяющиеся слова заяц и зайчишка словами трусишка, серый, косой, зверёк. длинноухий, бедняжка. Это текстовые синонимы.(стр.67 «Русская речь» Никитина)


Укажите описательный оборот

Из кустов я вижу пролётную стайку чибисов. Белобокие птицы сидят, вобрав голову, на лужке, отдыхают. Проносятся стаи скворцов. Суетливо кричат в нестройном полёте дрозды…(В.Песков).


. Выберите наиболее уместный описательный оборот .

А). Мальчик встал в полный рост, чтобы лучше рассмотреть танцующих на болоте журавлей …. побежали в разные стороны.

Б). Над самой головой раздавался громкий настойчивый стук дятла. …обследовал больное дерево.

В). Мальчик стоял над обрывом и наблюдал за полётом стрижей. …то стремительно падали вниз, то легко и упруго взмывали в поднебесье.

Для выбора:1. большие голенастые птицы; длинноногие спокойные великаны;

2.небольшие птицы с длинными острыми крыльями; быстрые, как молнии птицы;

3.лесной санитар; очень полезная лесная птица; лесной доктор.


В.Песков «У зимы на пороге»

Звуки…их очень немного в осеннем лесу. Изредка слышишь перекличку синиц. На фоне серого неба их не сразу и разглядишь. Пушистые шарики с длинными, как у сороки, хвостами оживлённо снуют по веткам, окликают друг друга. Чтобы не потеряться в пасмурном дне. А вот ещё один звук, характерный для этой предзимней погоды,- меланхоличные тихие посвисты. Снегири?..красногрудые птицы сидят на покрытых каплями влаги ветках ольхи, необычным для леса цветом напоминают: не все краски природа порастеряла.


Музыкальная пьеса Сен-Санса « Слоны » .




Подскажи слова в рифму.

Дремлет пашня, дремлет сад,

Сонно яблоки ……

Великаны –сосны в ясный день

Заломили шапки ……


Восстановите последовательность предложений

1.Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.2.Прямо перед ней,

прижавшись к забору, сидел маленький,

взъерошенный котёнок. 3.Собака яростно

лаяла, припадая на передние лапы.

4.Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.


«Рассыпались»загадки… соберите их в рифму.

  • В руке девочка облачко на стебельке держит
  • Висят от жары шары на ветвях посинели.

Какие сравнения и метафоры лежат в основе «собранных»вами загадок?



Сочинение

На арену цирка выходят слоны. Всего их три. Огромные умные животные выглядят сегодня нарядно: на головах у них - золотые блестящие наколки, а на спинах - яркие фиолетово- зеленые коврики.

Четвероногие артисты встают полукругом и начинают выполнять свои номера.

Первый слон передние ноги поставил на тумбу, а задние отрывает от пола и делает стойку, второй кружится беспрерывно на одном месте- танцует вальс. Да не какой-нибудь простой, а особенный, слоновий! Третий зверь- великан неуклюже, но послушно прыгает через скакалку, которую крутят артисты цирка. Все очень стараются, чтобы заслужить похвалу и получить любимое лакомство.

  • Под конец слоны опускаются на колени, кланяются зрителям, а потом вы страиваются в ряд и под громкие, дружные аплодисменты уходят с арены.

Использованная литература.

  • Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред. шк. / Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1997.
  • Русский язык.7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов,Т. А. Ладыженская и др. ; под ред. Н.М.Шанского - 33-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2009.

Задание 23 ЕГЭ 2015

Задание 23 проверяет умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложе­ниями в нем. Неумение найти средства связи предложений в тек­сте приводит к неспособности строить собственное высказыва­ние на заданную тему, чему посвящено задание части С.

Вспомним, что основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, то есть от­сутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.

Связь предложений в тексте осуществляют следующие средства:

· слова-заместители: местоимения (девушка - она), наречия (в лесу - там), синонимы (быстро, стремительно), антонимы

· имя собственное - имя нарицатель­ное (офицер - Соболевский);

· лексические повторы: ...рядом стоял дед. Дед был очень старый.

· повтор грамматической формы, связывающей два предложе­ния: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание (В. Белов) Сказуемые попил и перечитал выражены одинако­выми формами глагола (прошедшее вр., сов. вид, ед.ч.) и по­этому могли бы быть однородными сказуемыми одного пре­дложения.

· синтаксический параллелизм: ...что знаешь в детстве -зна­ешь на всю жизнь... чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева);

· противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог;

· вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы"?);

союзы; союзные слова, частицы, вводное слова;

· порядок слов в предложениях (прямой, обратный);

· слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует;

· вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.

Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последую­щим, но и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.

Ещё теория

Средства связи предложений в тексте

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)

2) Синонимы . В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

3) Антонимы У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей . (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

Личные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи . Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)

1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели . Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

Выучи все разряды местоимений: они могут встретиться в формулировке задания!

Разряды местоимений
Личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Возвратное себя
Притяжательные мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их
Относительные кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, каковой
Вопросительные Кто? Что? Какой? Каков? Который? Чей? Сколько? Каковой?
Отрицательные никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего
Неопределенные некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо и др.
Указательные тот, этот, такой, таков, столько
Определительные весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

3) местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

4)союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) 5) частицы



6) вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко . (А.Пушкин).

7) единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура . (Д.Лихачёв)

Разберем задания

23-1. Среди предложений 1–8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и наречия? Напишите номер этого предложения.

(1)Спустя много лет я уяснил для себя совершенно определенно, что путешествие – не только романтика, но и тяжелое испытание духа. (2)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (3)А еще - целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.

(По В. Сундакову)

23-2. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза?

(1)Я шел напрямик, через предгорья, вдали от дорог и селений. (2)Можно было в Крымске сесть на автобус и через два часа оказаться у теплого моря. (3)Но я решил идти пешком по бездорожью, чтобы через несколько дней увидеть с вершины горы море. (4)Ради этого необыкновенного мгновения я мучил себя спусками и подъемами, переходил вброд горные речки.

Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот – перифраз В каменных россыпях мы нашли жилое гнездо полярной совы. Огромная белая птица бесшумно взлетела у самых ног. Синонимы, текстовые синонимы В лесу встретили лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся. В клетку к лебедям подселили длинноногого фламинго. Сначала новосел вел себя беспокойно, но потом освоился.

Слайд 6 из презентации «Изложение для ГИА» . Размер архива с презентацией 122 КБ.

Русский язык 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Изложение по русскому языку» - Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену. Настоящий прогресс. Иллюстративные примеры. Определить основную и избыточную информацию в тексте. Способы построения текста. Основные умения при написании изложения. Приёмы сжатия текста. Исходный текст. Основные навыки при написании изложения. Типичные ошибки пишущего изложение. Языковые приёмы сжатия текста.

«Игра-конкурс по русскому языку» - Оценка. Ударения. Крылатые слова. Полученные знания. Фамилии. Названия. Конверты. Анабиоз. Кто быстрее. Верх. Конкурс. Антонимы. Слова. Грона. Угнетение. Словарь. Шутка. Синонимы. Делирий. Помощники. Обратимся к истокам. Русский язык. Значение. Советский языковед. Пастораль. Слова-образы. Материал. Заведующая библиотекой. Награды. Искры чувства.

«Изложение для ГИА» - Антонимы. Умение слушать. Сократите текст. Сжатое изложение. Замена предложения. Информационная обработка текста. Описательный оборот. Сжатый текст. Отрывок текста. Бойцы. Приемы сжатия текста. Языковые приемы компрессии исходного текста. Дети ослабли от голода. Употребление личных местоимений. Морфологические средства связи предложений в тексте. Основные приемы компрессии текста. Время войны. Лексические средства связи предложений в тексте.

«Как писать сочинение-рассуждение на ГИА» - Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации в 9 классе. Тезис. Композиция рассуждения. Аргументация. Специфические ошибки. Соответствие теме. Обьём работы. Чтение художественной литературы. Структура сочинения-рассуждения. Типичные ошибки.

«Толковый словарь русского языка» - Словарь. Владимир Иванович Даль. Семантическое пространство. Мудрые слова. Картина мира неразрывно связана с человеком. Языковая картина. Рукобитье. Толковый словарь. Словарь, содержащий в себе слова и понятия. Толковый словарь живого великорусского языка. Словари бывают разные. Народ. Языковая картина мира. Мачта. Избран почётным членом Академии наук. Язык.

«Правила правописания» - Определите тип предложений. Суффикс. Свободный диктант. Вопросы домашнего задания. Тема текста. Ответьте на вопросы. Роль сложных предложений в тексте. Правописание приставки. Проверьте себя. Основные виды сложных предложений. Книжное слово. Синтаксическая пятиминутка. Сложноподчинённые предложения. Люди любят природу. Еловые лапы. Приставки. Люди забыли эту истину. Найдите слово. Приемы сжатия текста.

Тема урока: «Описательный оборот» 6класс русский язык

Цели урока:

Формирование у учащихся языковых познавательных компетенций посредством расширения знаний о лексических средствах связи, в частности об описательном обороте, его назначении.

Формирование предметных компетенций в обнаружении описательных оборотов в текстах, применении и составлении их, в умении сцеплять предложения при помощи нового лексического средства связи предложений и составлении текстов с использованием описательных оборотов с целью избежания повторов одних и тех же слов.

Формирование коммуникативных компетенций через общение учащихся друг с другом, умение слышать и слушать учителя и одноклассников, делиться впечатлениями, работать в группе;

Формирование интеллектуальных компетенций через соотнесение темы урока с литературным материалом по творчеству А.С. Пушкина, знакомого учащимся с 5-го класса.

Ход урока:

1 Организационный момент.

2 Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок развития речи. Нам предстоит работать с текстами. Поэтому первый мой вопрос к вам следующий:

Что делает текст текстом? (связь предложений по смыслу и грамматически)

Какие средства связи предложений в тексте вы уже знаете ? Вспомним и назовем их ( лексические повторы, синонимы, антонимы, однокоренные слова, родо-видовые слова)

Сегодня мы продолжим работу над общей темой «Лексические средства связи предложений в тексте». А тему нашего урока мы сформулируем позднее, когда познакомимся с новым лексическим средством связи.

3. Актуализация опорных знаний с плавным переходом к новой теме.

Работа с карточкой – заданием. (работа в парах) карточка на каждом столе.

(текст «Зима в лесу» смотри в приложении)

Какими лексическими средствами сцепляются предложения в тексте?

А в двух последних? (слово »снег» заменено сочетаниями слов «серебристое пуховое одеяло» и «белые пушистые шапки»

Работа с учебником «Русская речь»: № 229 и 231 (учебники взяли в библиотеке по одному на парту)

(ребята приходят к выводу, что предложения могут быть связаны при помощи сочетания слов, которые заменяют слово, чтобы оно не повторялось) – выход на тему урока.

Делаем запись в тетрадях и на экране через проектор:

Описательный оборот – это сочетание слов, образуемое для замены какого-либо слова, наименования.

В литературе мы его называем перифразой(от греческого- окольная речь, пересказ

Состав описательного оборота – не менее 2-х слов

Назначение: 1.избежать повторения одного и того же слова.

4. Закрепление нового материала.

1. Усложним задание. До сих пор вы находили описательные обороты, которые связывали два предложения. Попробуем найти описательный оборот в тексте. Я приглашаю вас в «Страну необычных загадок». На доске демонстрируются отрывки из литературных произведений – смотреть в приложении.

Найдите описательные обороты и догадайтесь, какие слова они заменяют, о ком или о чем идет речь.

«Страна» довольна вами и просит помощи.

Ученики начальной школы писали сочинение и допустили речевые ошибки: в предложениях неоднократно повторялись одни и те же слова. Учитель ребят обращается к вам: помогите им придумать описательные обороты к повторяющимся словам, чтобы избежать повторений.

Вот эти слова: -подснежник -роса -небо -лето.

(учащиеся работают в парах)

«Страна необычных загадок прощается с вами. А мы продолжаем трудиться дальше.

Как вы думаете, только ли во избежание повтора слов используется описательный оборот? Попробуем разобраться в этом.

Задание №233 «Русская речь» Выбрать для связи предложений наиболее уместный описательный оборот.

Почему выбрали именно этот? (ученики с помощью учителя приходят к выводу, что описательные обороты делают более выразительным образ, дополняют его характеристику)

На экране и в тетрадях делаем запись: 2 значение оборота:создание выразительного образа, дополнение характеристики.

На доске через проектор –текст:

Однажды на улице мы нашли котенка. …жалобно мяукал и дрожал, и мы взяли его домой. Скоро…подрос. Ах! Что он творил! Бегал, играл с нами, иногда рвал обои и царапал мебель. И все-таки мы так привязались к… Все рады, что в доме появился…

Попробуйте на месте многоточий подобрать описательные обороты, чтобы они характеризовали котенка, исходя из содержания предложений. Запишите в тетради через запятую эти описательные обороты.

(всеобщий любимец, член семьи, любимец семьи и т.д.)

А какое значение имеют эти описательные обороты?

(ребята приходят к выводу, что в этих описат.оборотах выражено отношение к животному)

Вот вам еще одно назначение описательных оборотов. Запись на экране и в тетради:

А теперь я приглашаю вас на встречу с другим котом:

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,…(дети продолжают до…-«сказку говорит»)

Откуда этот отрывок?

А теперь я приглашаю вас в» Страну пушкинских сказок»

Работа в группах. Создается 5 групп, в каждой –руководитель(помощник учителя), определяющий тех, кто будет отвечать. В карточках –заданиях отрывки из сказок Пушкина. (каждой группе – своя сказка)

Задания (через проектор на доску)

1.определить сказку.

2.подготовиться к выразительному чтению

3.найти на стенде иллюстрации к своим сказкам

4. найти в отрывке описательные обороты и определить их назначение(какие предметы или названия заменяют? Что характеризуют? Выражают ли отношение кого-то к чему-либо?)

А теперь самое главное:

Придумайте 5-6 предложений по вашей сказке (может быть по содержанию или какому-либо эпизоду), чтобы был включен в текст один из описательных оборотов (из отрывков) как лексическое средство связи предложений.

(ребята совместно продумывают текст с записью на черновике)

Чтение сочинений-миниатюр, составленных общими усилиями в группах.

Домашнее задание: написать сочинение «Моя любимая сказка А.С. Пушкина».

Условие: ввести не менее двух описательных оборотов.

Урок развития речи

«ОПИСАТЕЛЬНЫЙ

Учитель Сергеева Г.А.