Петька очень боялся идти в воду (1) но (2) когда вошел (3) то не хотел. Презентация "сложное предложение с разными видами связи"

?

Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, является ...

А. подчинительным Б. соединительным В. Разделительным Г. противительным

9. Найдите среди данных предложений сложносочиненное. А.Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека. Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон. В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать.

11. Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Три дня и три ночи бушевала Москва _ вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона. (А.Т.)

13. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены): [безличное], и [двусоставное]. А. Б. В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы

: .

Просмотр содержимого документа
«Тесты по Русскому языку 11 класс»

Тесты по теме «Сложное предложение» 11 класс

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

3.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Речная вода обладает удивительным свойством: трудно отличить настоящие берега и заросли от их отражения в воде.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает. (Л.Андреев)

1) 1,3,6 2) 1,2,3,6 3) 1,4,6 4) 1,2,3,4,6

5. Союз, связывающий части сложного предложения

Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре , является ...

А. подчинительным Б. соединительным
В. Разделительным Г. противительным

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) но (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) и в природе ещё везде царил зелёный цвет.

1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,4

7. Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

1)1,4 2)1,2,3 3)1,2,3,4 4) 2,3,4

8. От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика. (М.Алексеев)

1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4

9. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б
. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
В
. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать .

10.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы бросили чугунное ядро наземь у самого крыльца (1) и (2) когда стали прощаться с нашим учителем (3) он пообещал сводить нас в подземный ход (4) который начинается около крепости. (В.Беляев)

1) 1,4 2) 2,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3,4

11. Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Три дня и три ночи бушевала Москва _ вороньи стаи над ней взлетали высоко от набатного звона. (А. Т.)

а) БСП со значением перечисления, ставится точка с запятой, т. к. части отдалены друг от друга по смыслу

б) БСП со значением перечисления, ставится запятая

в) в БСП ставится двоеточие, т. к. вторая часть дополняет содержание первой

г) в БСП ставится тире, т. к. первая часть указывает на время

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рыжов был человек инициативный и хозяйственный (1) и (2) хотя (3) на заводе его многие не терпели (4) в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали. (Н.Давыдова)

1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,2,4 4) 1,2

13. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены): [безличное], и [двусоставное].
А. На земле на небе и всюду кругом было спокойно и ничто не предвещало непогоды.
Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.
В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы

14.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Представители экспрессионизма считали любое бессознательное действие отражением психического состояния художника () и в этом видели смысл изображаемого .

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ-2017 Задание 19 «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»
Щепановская Белла Олеговна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №43 г.Краснодара

Слайд 2

Знаки препинания в ССП
Запятая ставится: Примеры:
Между частями ССП, соединенными посредством сочинительных союзов Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле.
1.Если части ССП имеют общий второстепенный член предложения или общую придаточную часть. В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги. Когда выглянет солнце, лужи быстро просохнут и мы снова пойдем гулять в парк.
2.Между двумя назывными предложениями. Регулярные свидания и объяснения в любви.
3.Между двумя вопросительными предложениями. Который теперь час и сколько времени я спал?

Слайд 3

Знаки препинания в СПП
Запятая НЕ ставится: Примеры:
Если перед подчинительным союзом или союзным словом имеется отрицательная частица НЕ Я живу НЕ чтобы есть, а, наоборот, ем, чтобы жить.
Если придаточное предложение состоит из одного слова Сын ушел и не сказал куда.
Между однородными придаточными, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами Стоя посреди лесной поляны, мы слышали, как в кустах журчал ручей и как на ветвях пели птицы.
Если рядом оказываются два подчинительных союза и имеется вторая часть союза ТО, ТАК, НО Сын предупредил мать, что если он не вернется вовремя с работы, то не стоит беспокоиться.
!!!Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное!!!

Слайд 4

Обратите внимание!
Составные союзы ТОГДА КАК, СЛОВНО КАК, ЛИШЬ КОГДА запятой не разделяются! Если перед подчинительным союзом стоит ЧАСТИЦА, СОЮЗ, ВВОДНОЕ СЛОВО, то запятая ставится ПЕРЕД ними, а НЕ перед союзом: Неповторим Ярославль, ни с каким городом его не спутаешь, особенно когда увидишь город с Волги.

Слайд 5

Запятая перед союзом КАК
Запятая ставится: Запятая НЕ ставится:
1.Если союзом КАК начинается придаточное предложение: Было слышно, КАК дождь барабанил по крыше. 1.Если на 1-ый план выступает обстоятельственное значение, как правило, обороты с КАК можно заменить творительным падежом существительного или наречием: КАК дым рассеялись мечты (рассеялись дымом)
2.Перед сравнительным оборотом: Внизу, КАК зеркало стальное, сияют озера струи. 2.Если оборот с КАК обозначает «в качестве»: В этом учебном заведении он работал КАК учитель (=в качестве учителя)
3.Если в основной части предложения имеется указательное слово ТАК, ТАКОЙ, ТОТ, СТОЛЬ: Он ТАК же устал, КАК и мы. 3.Если оборот с КАК является именной частью составного сказуемого: Одни КАК изумруд, другие КАК коралл.
4.Если оборот начинается с сочетания КАК И: В ее глазах, КАК И во всем лице, было что-то необычное. 4.Если оборот с союзом КАК характеризует предмет с какой-то одной стороны: Мы знаем его как талантливого журналиста.
5.Если союзом КАК начинается вводное словосочетание или предложение: Мне помогал маляр или, КАК он сам себя называл, подрядчик малярных работ. 5.Перед оборотами КАК МОЖНО и КАК НЕЛЬЗЯ с последующей сравнительной степенью наречия: Он должен это сделать КАК МОЖНО скорее
6.В оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: Этот провал есть НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК потухший кратер. 6.Перед устойчивым оборотом: Он несется КАК угорелый.
7.Если сравнительному обороту предшествует отрицательная частица: Поступил НЕ КАК друг.

Слайд 6

Потренируемся!
Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5) что мост снесло наводнением.
145

Слайд 7

Потренируемся!
Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) им придется возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале.
1234

Слайд 8

Потренируемся!
Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.
1245

Слайд 9

Потренируемся!
Утренняя тишина была такой (1) что (2) если на озере сонно вскрикивала птица (3) ее крик гулким эхом отзывался по всему (4) еще не проснувшемуся лесу.
123

Слайд 10

Потренируемся!
Поезд опаздывал почти на час (1) и (2) когда показались заветные огни родного городка (3) то Анне подумалось (4) что они ей приветливо подмигивают.
134

Слайд 11

Потренируемся!
Вода в круглых окнах-колодцах казалась неподвижной (1) но (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконца все время подымается тихая струя (5) и в ней вертятся сухие листики брусники.
134

Слайд 12

Потренируемся!
Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь.
134

Слайд 13

Потренируемся!
Мне нравились ее глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними.
12456

Слайд 14

Потренируемся!
Я думаю (1) что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать.
134

Слайд 15

Потренируемся!
Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов осыплется (6) сверкающая от дождя (7) роса.
15

Слайд 16

Потренируемся!
Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества (1) и (2) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (3) на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта (4) то многие отказывались верить (5) что такое возможно.
1345

Слайд 18

Потренируемся!
На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла.
1345

Слайд 19

Потренируемся!
Петька очень боялся идти в воду (1) но (2) когда вошел (3) то не хотел вылезать из нее (4) и делал вид (5) что плавает.
135

Слайд 20

Потренируемся!
Он работал больше других (1) но (2) когда вставал вопрос о премии (3) его всегда обходили стороной (4) предпочитая награждать других.
1234

Слайд 21

Потренируемся!
Птенец неловко спрыгнул с ветки (1) и ударился грудью (2) и (3) когда я его поднял (4) то почувствовал (5) как сильно стучит маленькое сердечко.
245

Слайд 22

Потренируемся!
Из-за Эльбруса выползла черная туча (1) и (2) прежде чем туристы успели вернуться в базовый лагерь (3) блеснула ослепительная молния (4) оглушительно треснуло небо (5) и застучали крупные капли дождя.
1234

Слайд 23

Потренируемся!
Мороз усиливался (1) и (2) когда Сашка проходил в светлом круге (3) который образовался от зажженного фонаря (4) он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки.
1234

Слайд 24

Потренируемся!
Внезапно лошадь встала на дыбы (1) и (2) прежде чем всадник успел что-то сообразить (3) она резко рванулась в сторону (4) сбросив незадачливого седока.
1234

Слайд 25

Потренируемся!
За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя были построены врассыпную (3) но показывали довольство своих обитателей.
13

Слайд 26

Потренируемся!
Мальчишка понуро побрел к калитке (1) и (2) хотя Ирине Андреевне было до слез жаль его (3) но она с сердитым выражением лица крикнула ему вслед (4) чтобы впредь он не появлялся в её доме.
134

Слайд 27

Потренируемся!
Ученые уверяют (1) что (2) когда человечество достигнет вершин научно-технического прогресса (3) то оно может стать бессмертным (4) так как изобретёт средства борьбы с любой болезнью.
134

Слайд 28

Потренируемся!
Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что когда-нибудь столкновения не произойдет.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Сложное предложение с разными видами союзной связи и пунктуация в них. 9 класс Учитель: Палаухина Надежда Григорьевна, МБОУ «Лесокамская основная общеобразовательная школа», Пермский край

2 слайд

Описание слайда:

Задачи урока: Знать: различные виды связи в сложном предложении. Уметь: определять виды связи в СП, ставить знаки препинания в СП с сочинительной и подчинительной связью, объяснять условия их постановки.

3 слайд

Описание слайда:

Актуализация знаний. -Какие предложения называются сложными? -Какие виды сложных предложений вам известны? -На какие виды делятся сложные союзные предложения? -Какие предложения называются сложносочиненными? Сложноподчиненными?

4 слайд

Описание слайда:

Введение в тему урока. Работа с учебником – с.67 №159. Анализ предложений и схем. -Чем эти предложения отличаются от изученных ранее? В чем их особенность? Вывод: В сложных предложениях, состоящих из нескольких простых предложений, могут быть использованы различные типы связи.

5 слайд

Описание слайда:

Объяснение нового материала. Проанализируйте предложения Кругом лежит еще снег, но если быть внимательным, то можно заметить приближение весны. Кругом еще лежит снег, но, если быть внимательным, можно заметить приближение весны.

6 слайд

Описание слайда:

Анализ предложений (по плану), вывод пунктуационного правила А) Какие даны предложения? С какой связью? Б) Проанализируйте схемы предложений. Подумайте, при каких условиях стоящие рядом сочинительный и подчинительный союзы разделяются или не разделяются запятой. В) Вспомните правило о постановке запятой в сложноподчиненном предложении с двумя или несколькими придаточными. (В случае затруднения обращайся к учебнику – с.54 п.9). Г) Сформулируйте правило о постановке запятой в сложном предложении при стечении сочинительного и подчинительного союзов. Д) Объясните постановку запятой в указанных предложениях, постройте их схемы.

7 слайд

Описание слайда:

Вывод пунктуационного правила Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая при стечении союзов ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Самоконтроль по учебнику – с.160.

8 слайд

Описание слайда:

Тренировочно-закрепительные упражнения: Объясните постановку знаков препинания, постройте схемы. Он стал учиться играть на баяне, и, хотя очень старался, мало что получалось. Он стал учиться играть на баяне, и хотя очень старался, но мало что получалось.

9 слайд

Описание слайда:

Расставить знаки препинания, обосновать графически (построить схемы предложений) А) Петька очень боялся идти в воду но когда вошел то не хотел из нее вылезать и делал вид что плавает. Б) Был девятый час утра и хотя жители давно уже встали людей на улице было немного. В) Он был занят и пока я ждал его мне становилось все страшнее.

10 слайд

Описание слайда:

Проверь себя 1.Петька очень боялся идти в воду, но когда вошел, то не хотел из нее выходить и делал вид, что плавает. 2.Был девятый час утра, и, хотя жители давно встали, людей на улице было немного. 3.Он был занят, и, пока я ждал его, мне становилось все страшнее.

11 слайд

Описание слайда:

Самостоятельная работа 1 вариант: 1)Я сижу рядом с рыболовом и пока мы разговариваем ему попадается несколько славных рыбин. 2)Он опустил веки и когда открыл их снова то лицо его стало спокойным и кротким. 3)С весел капали голубые капли и когда они падали в море на месте их падения вспыхивало голубое пятно. 2 вариант: 1)Ласточки кормятся мелкими летающими насекомыми и пока их мало этих птиц не увидишь. 2)Вероятно я проспал большую часть ночи и когда проснулся чуть брезжил рассвет. 3)Пусто никогда не бывает в лесу и если кажется пусто то сам виноват.

12 слайд

Описание слайда:

Взаимопроверка, исправление ошибок 1 вариант: 1)Я сижу рядом с рыболовом, и, пока мы разговариваем, ему попадается несколько славных рыбин. 2)Он опустил веки, и когда открыл их снова, то лицо его стало спокойным и кротким. 3)С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало голубое пятно. 2 вариант: 1)Ласточки кормятся мелкими летающими насекомыми, и, пока их мало, этих птиц не увидишь. 2)Вероятно, я проспал большую часть ночи, и, когда проснулся, чуть брезжил рассвет. 3)Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.

13 слайд

Урок 54. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (§ 38)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с правилами постановки/непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; 2) научить находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи, производить выбор необходимого знака препинания, правильно ставить знаки препинания и обосновывать их выбор между частями многочленных сложных предложений с различными видами связи.

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает о многочленных сложных предложениях, учащиеся рецензируют ответ.

Второй ученик выписывает из упр. 214 сложное предложение с различными видами связи, составляет схему, устно объясняет знаки препинания в упр. 214.

Третий ученик читает шесть многочленных сложных предложений из произведений В. В. Набокова. Класс так же оценивает ответ.

II. Орфографическая работа.

На доске записаны словосочетания.

Притяжательное прил..гательное, пров..сти к..сательную, (не)лепое предпол..жение, разг..ревшееся пламя, возл..гать надежды, выб..рать президиум, бл..стательное достижение, пор..вняться с колонной, соприк..сновение проводов, тёмно-зелёные водор..сли, ср..щение костей, непром..каемый плащ, повелительное накл..нение.

Задание : списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы, сделать синтаксический разбор словосочетания (по выбору учащихся).

III. Объяснение нового материала.

1. Учащиеся анализируют материал, записанный на доске.

а) Глаза у неё были молодые, блестящие, и когда она во время работы надевала очки, то глаза становились со всем круглыми и даже чуть озорными, как у подростка.

б) Жар струился от камней, и, если смотреть вдоль пляжа, казалось, это не воздух колеблется над камнями, а шевелятся сами валуны. (А. Т. Коновко)

2. Девятиклассники записывают в тетрадь многочленные сложные предложения, отвечают на вопрос:

Как ставятся знаки препинания, если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы?

Ученики анализируют записанные многочленные сложные предложения и делают вывод, что если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится. Не ставится она между союзами в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного союза - то, так, тем .

Учащиеся читают теоретический материал на с. 146, § 38.

I V . Тренировочные упражнения.

1. В упр. 215 списываются многочленные сложные предложения, расставляются знаки препинания, подчёркиваются грамматические основы многочленных сложных предложений.

2. Самостоятельная работа (упр. 216).

3. Предупредительный диктант.

1) Какой-то молодой человек без шапки, со свёртком в руке стоял на тротуаре и, когда карета поравнялась с ним, вдруг бросил свёрток под ноги лошади. (Ю. Я. Трифонов)

3) Троица стала двигаться к выходу из зала, и, когда она почти приблизилась к дверям, в помещение вошли два человека в синей униформе... (А. А. Глебов)

4) Я совершенно не мог противиться его обаянию, и, когда он улыбался мне, я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым. (А. Маринина)

5) Внутри ателье оказалось вполне приличным, а если судить по количеству всяких грамот, развешанных аккуратно по стенам, то и просто выдающимся. (А. П. Адамов)

6) Медвежонок, привыкший к жизни среди людей, немного поворчал, но, когда ему дали большую свежую рыбину, занялся лакомством и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ. (М. М. Семёнова)

Тестовые задания

1. Укажите, какой знак следует поставить в предложении на месте знака вопроса.

Солнце светит так, что? если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завес у пожара.

а) двоеточие в) запятую

б) точку с запятой г) тире

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся и что-то ещё, завёрнутое в холщовую тряпицу.

б) Думал я, что, если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.

в) Петька очень боялся идти в воду, но когда вошёл, то не хотел вылезать из неё и делал вид, что плавает.

г) Но в этом болоте невозможно было стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лёд-тощак.

3. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

Вечером перед закатом солнца сидел он над прудом широкое пространство вод отражало в себе чистое небо и наш ребёнок задумался...

а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное

б) сложноподчинённое г) многочленное сложное

V . Домашнее задание: § 38, упр. 217.

Урок 55. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи (§ 39)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи; 2) научить производить синтаксический и пунктуационный разбор (устный и письменный) указанного типа предложения.

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик делает сообщение о знаках препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Класс рецензирует его сообщение.

Второй ученик выписывает из упр. 217 многочленные сложные предложения, расставляет знаки препинания, объясняет постановку запятых.

Третий ученик анализирует текст в упр. 217 по плану.

1) Тема текста.

2) Основная мысль текста.

3) Структура (композиция текста, основные его части).

4) Тип текста.

5) Стиль текста.

6) Языковые особенности текста.

Учащиеся слушают, делают замечания.

I I. Повторение материала. На доске записаны слова с пропущенными буквами.

Счаст..е, раз..ярённый, заяч..и, пред(?)экзаменационный, с..ёжиться, наслажден..е, раз(?)общить, об..езженная, под..ёмный, в..юга, под(?)язычный, с(?)экономить солов..иный.

Задания:

1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, графически обозначьте орфограмму, расскажите, в каких случаях пишется разделительный ь , в каком - ъ .

2. Составьте шесть многочленных сложных предложений с различными видами связи, используйте слова с орфограммой «Разделительные ъ и ь ».

I I. Знакомство с планом синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи.

Учащиеся читают план синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи на с. 148-149, анализируют образцы синтаксического и пунктуационного разбора (устного и письменного), запоминают порядок разбора.

I II . Тренировочные упражнения.

1. В упр. 218 учащиеся производят устный синтаксический и пунктуационный разбор первого и второго предложений, письменный - третьего и четвёртого предложений.

2. На доску проецируются многочленные сложные предложения из произведений Ф. И. Тютчева с пропущенными знаками препинания.

1) Украдкою в моё окно

Глядело бледное светило

И мне казалось что оно

Мою дремоту сторожило.

2) Как весел грохот летних бурь

Когда взметая прах летучий

Гроза нахлынувшая тучей

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно.

Задание: спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, сделайте письменный синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения.

3. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием.

Эти берёзы и сосны становятся всё неприветливей; они хмурятся, собираясь толпами всё плотнее и плотнее. Идёт молодой лёгкий снежок, но от сплошных чащей в вагонах темнеет, и кажется, что хмурится и погода. Омрачается и радость возвращения к тихому лесному дню... Новая дорога всё дальше уводит в новый, ещё неизвестный мне край России, и от этого я ещё живее чувствую то, что так полно чувствовалось в юности: всю красоту и всю глубокую печаль русского пейзажа так нераздельно связанного с русской жизнью. Новую дорогу мрачно обступили леса и как бы говорят ей:

Иди, иди, мы расступаемся перед тобою. Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищете людей прибавишь нищету природы? (111 слов)

(И. А. Бунин)

Грамматическое задание: сделайте письменный синтаксический и пунктуационный разбор многочленного сложного предложения (по выбору учащихся).

4. Конструирование.

На доску проецируются схемы.

Задание: составьте многочленные сложные предложения по предложенным схемам, расскажите о видах связи между предикативными частями.

5. Сочинение-миниатюра на тему «Дружба в жизни человека« с использованием многочленных сложных предложений.

V . Домашнее задание:

б) выписать из упр. 219 многочленные сложные предложения, составить схемы этих предложений.

Урок 56. Подробное изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (упр. 219) (Р)

I . Работа над содержанием текста.

1. Определите стиль и тип.

2. Какова его основная мысль и как она выражена?

3. Сделайте анализ структуры (композиция текста, основные части).

4. Рассмотрите языковые особенности текста.

II. Пунктуационный анализ текста (учащиеся читают многочленные сложные предложения, объясняют знаки препинания в них).

III. Чтение памятки «Как совершенствовать написанное« на с. 187-188 учебника.

I V . Учащиеся пишут подробное изложение фрагмента легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Урок 57. Публичная речь (§ 40) (Р)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями публичной речи, научить различать термины публичный и публицистический ; 2) научить анализировать публичную речь, выявлять в ней недочёты, формулировать коммуникативную задачу такого рода высказывания, его основную мысль.

I . Анализ изложений, работа над ошибками, допущенными в изложении.

II. Объяснение нового материала.

1. На доску проецируется высказывание К. Г. Паустовского.

Каждое выступление, независимо от темы, должно быть живым, живописным, а не набором шаблонных фраз и цифр.

2. Учащиеся выразительно читают высказывание, уточняют, какие требования нужно учитывать, чтобы умело выступать публично.

3. Девятиклассники читают и анализируют теоретический материал § 40.

Рекомендации учителю: научите различать термины публичный и публицистический. В § 40 учебника рассматриваются публичные высказывания на публицистическую тему (научный доклад тоже публичный акт, так как представляет собой выступление перед публикой, но для него характерны признаки научного стиля). Публицистическое высказывание затрагивает вопросы общественного, гражданского звучания и обладает такими признаками аналогичного стиля, как употребление общественно-политической лексики (выборы, парламент, нравственный долг, обязанности гражданина и т. п.), эмоционально окрашенных (торжественных и иронических) слов и оборотов речи, крылатых выражений, пословиц, обращений, побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов и т. п.

Язык публицистического выступления должен быть прост и выразителен, чтобы воздействовать на ум, чувства и поступки слушателей, поэтому хорошие ораторы стараются избегать всякого рода шаблонов. Нужно, чтобы учащиеся осознали это и получили представление о ярком, богатом языке публицистических высказываний.

III. Тренировочные упражнения.

В упр. 220 учащиеся читают высказывание судебного оратора А. Ф. Кони, отвечают на вопросы и выполняют задания:

Какие три требования, по мнению Кони, нужно учитывать, чтобы умело выступать публично?

Что нужно знать о громкости, тоне, паузах, краткости устной речи?

Продумайте последовательность вашего высказывания на тему «А. Ф. Кони о публичной речи». Составьте краткий план и выпишите цитаты в соответствии с пунктами плана.

Рекомендации учителю : обратите внимание на то, что составление плана - это важный момент в подготовке публичного выступления, в цитатах содержится основная информация о том, как следует готовить и произносить публичную речь. Опыт показывает, что подготовленную речь надо прорепетировать дома, чтобы она прозвучала заинтересованно, как приглашение задуматься над поставлен ной проблемой, включиться в поиск решения, как призыв к определённым действиям. Выступающий должен чётко сформулировать коммуникативную задачу своего публичного высказывания, его основную мысль.

2. В упр. 221 учащиеся анализируют публичную речь прокурора (отрывок из романа Л. Н. Толстого «Воскресение») и выполняют задания:

Найдите в речи прокурора несоответствия требованиям к устной публичной речи.

Найдите в речи отступления от темы.

Найдите в тексте подтверждение тому, что выступающий опирается в своих выводах на факты.

В помощь учителю: анализ текста упр. 221 позволяет выявить недочёты публичной речи прокурора: «...говорил очень долго, стараясь вспомнить все те умные вещи, которые он придумал... и чтобы его речь лилась... в продолжение часа с четвертью». Бездоказательно говорит о подсудимой и её жизни, отклоняется от темы, сообщая о научных исследованиях школы Шарко и приписывая ей свойство внушения. Естественно, что присяжные и председатель замечают эти недостатки речи прокурора и один из них характеризует прокурора самым нелестным образом: «Ужасный болван».

Девятиклассники, анализируя речь прокурора, делают важный вывод : выступающий с публичной речью должен уважительно относиться не только к подсудимой, но и ко всем присутствующим. Его речь должна быть предельно краткой и содержать проверенную и правовую информацию.

I V . Домашнее задание: § 40, упр. 222.

Урок 58. Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал: повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки/непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи, обосновать выбор места для знака препинания.

I. Проверка домашнего задания.

1. Публичные выступления учащихся на тему «Взрослые и мы».

2. Класс оценивает выступления, учитель напоминает, что нужно учитывать для умелого публичного выступления. В случае затруднения учащиеся читают требования А. Ф. Кони к публичному выступлению.

I I . Повторение материала.

На доску проецируется текст с пропущенными буквами и знаками препинания.

Бывало встан..шь рано утром... Бежишь к реке на ходу быстро раздева..шься и (с)размаху буха..шься в студё(н, нн)ую розовую от з..ри ещё по(д, дд)ёрнутую лёгким паром гладкую как зеркало водя(н, нн)ую поверхность к великому ужасу целого ути(н, нн)ого семейства которое с тр..вожным кряканьем и писком поспешно расплывает(?)ся в разные стороны из пр..брежного трос..ника. Выкупаешься и дро(ж, жж)а от холода с чувством здоровья и свежести во всём теле сп..шишь к чаю накрыт..му в(густо) заросш..м п..лисаднике в тени с..реневых кустов обр..зующих над столом душистую зелёную беседку. На столе вокруг блестящего самовара ра(с, сс)тавле(н, нн)ы молочник с густыми ж..лтыми сливками большой л..моть свежего деревенского хлеба кусок тёплого только что выреза(н, нн)ого сотового мёда на листе лопуха тарелка круп ной малины.

(А. И. Куприн)

Задания:

1. Прочитайте текст и озаглавьте его.

2. Назовите основную мысль.

3. Определите тип и стиль.

4. Укажите языковые особенности.

5. Запишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания, обозначьте графически орфограммы.

II. Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

1. Фронтальный опрос учащихся по контрольным вопросам и заданиям на с. 154.

2. В упр. 223 ученики анализируют отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», уточняют микротемы в отрывке, списывают, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняют знаки препинания в многочленном сложном предложении.

3. Самостоятельная работа. В упр. 224 девятиклассники определяют тему текста, выписывают сложные предложения с различными видами связи, составляют схемы этих предложений.

4. Развитие речи. Учащиеся записывают ответ на вопрос: «Какие черты личности юного композитора - новатора Сергея Сергеевича Прокофьева, по вашему мнению, отразились в его воспоминаниях?» (упр. 225). В ответе используют сложные предложения с различными видами связи.

5. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием.

ТЁМНЫЙ ЛЕС

Тёмный лес хорош в яркий солнечный день - тут и прохлада и чудеса световые; райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч; листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зелёным светом, как в сказках Шехерезады.

Чем ниже спускаешься чащей к речке, тем гуще заросли, тем больше прохлада, пока, наконец, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не блеснёт вода бочага и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как горлинка тут пьёт воду. После на песке можно любоваться отпечатками её лапок и рядом - всевозможных лесных жителей: вот и лисица прошла...

(М. М. Пришвин)

Грамматическое задание : сделайте синтаксический разбор многочленного сложного предложения (по выбору учащихся).

6. Схематический диктант.

На доску проецируются многочленные сложные предложения.

1) Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины и сердце как ни полно ран; каким бы строгим испытаньям вы ни были подчинены, - что устоит перед дыханьем и первой встречею весны! (Ф. И. Тютчев)

2) Мальчик прислушался, и сквозь дальний городской шум ему взаправду показалось, что он слышит, как растёт и чуть шевелится горячая от солнца трава. (В. И. Белов)

3) Два скворца, которые поселились в скворечне, без передышки летали на лужок, и Павлуня никак не мог уследить за ними, потому что на лужок летали и другие скворцы. (В. И. Белов)

4) Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль. (Л. Н. Андреев)

5) Вокруг переливались от ветра хлеба: поле ржи сквозило тем сизым отливом, который приходит вместе с выходом озими в трубку. (В. И. Белов)

6) Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями за плакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (Л. Н. Андреев)

Задание: начертите схемы многочленных сложных предложений, предложения не записывайте.

I V . Домашнее задание:

а) повторить материал § 37-39;

б) выполнить упр. 226;

в) выписать из произведений художественной литера туры шесть многочленных сложных предложений, сделать синтаксический разбор одного из них.

Текущая страница: 3 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

– Хорошо!..

И потом снова шел к грозному лесу и тихой воде и будто допрашивал их о чем-то.



Но прошло еще два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой. Это произошло при содействии гимназиста Мити из Старого Царицына. У гимназиста Мити лицо было смугло-желтым, как вагон второго класса, волосы на макушке стояли торчком и были совсем белые – так выжгло их солнце. Он ловил в пруде рыбу, когда Петька увидал его, бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошелся. Он дал Петьке подержать одну удочку и потом повел его куда-то далеко купаться. Петька очень боялся – идти в воду, но когда вошел, то не хотел вылезать из нее и делал вид, что плавает: поднимал нос и брови кверху, захлебывался и бил по воде руками, поднимая брызги. В эти минуты он был очень похож на щенка, впервые попавшего в воду. Когда Петька оделся, то был синий от холода, как мертвец, и, разговаривая, ляскал зубами.

По предложению того же Мити, неистощимого на выдумки, они исследовали развалины дворца; лазали на заросшую деревьями крышу и бродили среди разрушенных стен громадного здания. Там было очень хорошо: всюду навалены груды камней, на которые с трудом можно взобраться, и промеж них растет молодая рябина и березки, тишина стоит мертвая, и чудится, что вот-вот выскочит кто-нибудь из-за угла или в растрескавшейся амбразуре окна покажется страшная-престрашная рожа. Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.

– Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! – радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар. Она приписывала это тому, что много его кормит. Но Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться: если бы можно было не жевать, глотать сразу, а то нужно жевать, а в промежутки болтать ногами, так как Надежда ест дьявольски медленно, обгладывает кости, утирается передником и разговаривает о пустяках. А у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, – на все это требуется время. Теперь Петька бегал босой, и это в тысячу раз приятнее, чем в сапогах с толстыми подошвами: шершавая земля так ласково то жжет, то холодит ногу. Свою подержанную гимназическую куртку, в которой он казался солидным мастером парикмахерского цеха, он также снял и изумительно помолодел. Надевал он ее только вечерами, когда ходил на плотину смотреть, как катаются на лодках господа: нарядные, веселые, они со смехом садятся в качающуюся лодку, и та медленно рассекает зеркальную воду, а отраженные деревья колеблются, точно по ним пробежал ветерок.

В исходе недели барин привез из города письмо, адресованное «куфарке Надежде», и, когда прочел его адресату, адресат заплакал и размазал по всему лицу сажу, которая была на переднике. По отрывочным словам, сопровождавший эту операцию, можно было понять, что речь идет о Петьке. Это было уже ввечеру. Петька на заднем дворе играл сам с собою в «классики» и надувал щеки, потому что так прыгать было значительно легче. Гимназист Митя научил этому глупому, но интересному занятию, и теперь Петька, как истый спортсмен, совершенствовался в одиночку. Вышел барин и, положив руку на плечо, сказал:

– Что, брат, ехать надо!

Петька конфузливо улыбался и молчал.

«Вот чудак-то!» – подумал барин.

– Ехать, братец, надо.

Петька улыбался. Подошла Надежда и со слезами подтвердила:

– Надобно ехать, сынок!

– Куда? – удивился Петька.

Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, – уже найдено.

– К хозяину Осипу Абрамовичу.

Петька продолжал не понимать, хотя дело было ясно как божий день. Но во рту у него пересохло, и язык двигался с трудом, когда он спросил:

– А как же завтра рыбу ловить? Удочка – вот она…

– Что же поделаешь!.. Требует. Прокопий, говорит, заболел, в больницу свезли. Народу, говорит, – нету. Ты не плачь: гляди, опять отпустит, – он добрый, Осип Абрамович.

Но Петька и не думал плакать и все не понимал. С одной стороны был факт – удочка, с другой призрак – Осип Абрамович. Но постепенно мысли Петькины стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, еще не успевшая высохнуть, превратилась в призрак. И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, – он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее.

Своевременно Петька успокоился, и барин говорил барыне, которая стояла перед зеркалом и вкалывала в волосы белую розу:

– Вот видишь, перестал, – детское горе непродолжительно.

– Но мне все-таки очень жаль этого бедного мальчика.

– Правда, они живут в ужасных условиях, но есть люди, которым живется и хуже. Ты готова?

И они пошли в сад Дипмана, где в этот вечер были назначены танцы и уже играла военная музыка.

На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву. Опять перед ним мелькали зеленые поля, седые от ночной росы, но только убегали не в ту сторону, что раньше, а в противоположную. Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота ее выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом. Вот замелькали у окна столбы и стропила платформы, и поезд остановился.

Толкаясь среди торопившихся пассажиров, они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву.

– Ты удочку спрячь! – сказал Петька, когда мать довела его до порога парикмахерской.

– Спрячу, сынок, спрячу! Может, еще приедешь.

И снова в грязной и душной парикмахерской звучало отрывистое: «Мальчик, воды», и посетитель видел, как к подзеркальнику протягивалась маленькая грязная рука, и слышал неопределенно угрожающий шепот: «Вот погоди!» Это значило, что сонливый мальчик разлил воду или перепутал приказания. А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок, и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал. В наступавшем молчании слышалось неровное дыхание детских грудей, и другой голос, не по-детски грубый и энергичный, произносил:

– Вот черти! Чтоб им повылазило!

– Кто черти?

– Да так… Все.

Мимо проезжал обоз и своим мощным громыханием заглушал голоса мальчиков и тот отдаленный жалобный крик, который уже давно доносился с бульвара: там пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину.

Д.Н. Мамин-Сибиряк
Емеля-охотник

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852–1912)

Д.Н. Мамин-Сибиряк родился в уральском заводском поселке Висим. Этот край, богатый золотом, железной и медной рудой, драгоценными камнями, вдохновлял писателя на создание произведений об уральских промышленниках, об отношениях между рабочими приисков и рудников и их алчными хозяевами.

Творческое наследие Мамина-Сибиряка обширно и разнообразно. Он писал романы, повести, очерки и рассказы. Главные герои произведений писателя – это честные и мужественные люди из народа, которые противостоят жестоким и нравственно нечистым хозяевам жизни.

Большую популярность получили произведения Мамина-Сибиряка для детей и юношества. Писателю был близок мир ребенка, он мечтал, чтобы дети росли в уважении к себе и окружающим, чтобы насилие и душевная черствость исчезли из жизни людей.

Рассказ «Емеля-охотник» был написан в 1884 году.

I

Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши, спряталась деревушка Тычки. В ней всего одиннадцать дворов, собственно десять, потому что одиннадцатая избушка стоит совсем отдельно, у самого леса. Кругом деревни зубчатой стеной поднимается вечно зеленый хвойный лес. – Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть несколько гор, которые, точно нарочно, обошли Тычки со всех сторон громадными синевато-серыми валами. Ближе других стоит к Тычкам горбатая Ручьевая гора с седой мохнатой вершиной, которая в пасмурную погоду совсем прячется в мутных, серых облаках. С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков. Один такой ручеек весело катится к Тычкам и зиму и лето поит всех студеной, чистой, как слеза водой.

Избы в Тычках выстроены без всякого плана, как кто хотел. Две избы стоят над самой речкой, одна – на крутом склоне горы, а остальные разбрелись по берегу, как овцы. В Тычках даже нет улицы, а между избами колесит избитая тропа. Да тычковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тычках нет ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка совсем отделяется от всего остального мира непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами, так что в нее едва можно пройти пешком только по узким лесным тропам, да и то не всегда. В ненастье сильно играют горные речки, и часто случается тычковским охотникам дня по три ждать, когда вода спадет в них.

Все тычковские мужики – записные охотники. Летом и зимой они почти не выходят из лесу, благо, до него рукой подать. Всякое время года приносит с собой известную добычу: зимой бьют медведей, сохатых, куниц, волков, лисиц, осенью – белку, весной – диких коз, летом – всякую птицу. Одним словом, круглый год стоит тяжелая и часто опасная работа.

В той избушке, которая стоит у самого леса, живет старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. Избушка Емели совсем вросла в землю и глядит на свет божий всего одним окном; крыша на избушке давно прогнила, от трубы остались только обвалившиеся кирпичи. Ни забора, ни ворот, ни сарая – ничего не было у Емелиной избушки. Только под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско, одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках. Перед каждой охотой Емеля три дня морит несчастного Лыска, чтобы он лучше искал дичь и выслеживал всякого зверя.

– Дедко, а дедко! – с трудом спрашивал маленький Гришутка однажды вечером. – Теперь олени с телятами ходят?

– С телятами, Гришук, – отвечал Емеля, доплетая новые лапти.

– Вот бы, дедко, теленочка добыть… а?

– Погоди, добудем… Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться будут от оводов, тут я тебе и теленочка добуду, Гришук.

Мальчик ничего не ответил, а только тяжело вздохнул. Гришутке было всего лет шесть, и он лежал теперь второй месяц на широкой деревянной лавке под теплой оленьей шкурой. Мальчик простудился еще весной, когда таял снег, и все не мог поправиться. Его смуглое личико побледнело и вытянулось, глаза сделались большие, нос обострился.

Емеля видел, как внучек таял не по дням, а по часам, но не знал, чем помочь горю. Поил какой-то травой, два раза носил в баню, – больному не делалось лучше. Мальчик почти ничего не ел. Пожует корочку черного хлеба, и только. Оставалась от весны соленая козлятина, но Гришук и смотреть на нее не мог.

«Ишь чего захотел: теленочка, – думал старый Емеля, доковыривая свой лапоть. – Ужо надо добыть».



Емеле было лет семьдесят: седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели – едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он еще бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу.

Пора старику и на покой, на теплую печку, да замениться некем, а тут вот еще Гришутка на руках очутился, о нем нужно позаботиться… Отец Гришутки умер три года назад от горячки, мать заели волки, когда она с маленьким Гришуткой зимним вечером возвращалась из деревни в свою избушку. Ребенок спасся каким-то чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив.

Старому деду пришлось выращивать внучка, а тут еще болезнь приключилась. Беда не приходит одна…

II

Стояли последние дни июня месяца, самое жаркое время в Тычках. Дома остались только старые да малые. Охотники давно разбрелись по лесу за оленями. В избушке Емели бедный Лыско уже третий день завывал от голода, как волк зимой.

– Видно, Емеля на охоту собрался, – говорили в деревне бабы.

Это была правда. Действительно, Емеля скоро вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу. На нем были новые лапти, котомка с хлебом за плечами, рваный кафтан и теплая оленья шапка на голове. Старик давно уже не носил шляпы, а зиму и лето ходил в своей оленьей шапке, которая отлично защищала его лысую голову от зимнего холода и от летнего зноя.

– Ну, Гришук, поправляйся без меня, – говорил Емеля внуку на прощанье. – За тобой приглядит старуха Маланья, пока я за теленком схожу…

– А принесешь теленка-то, дедко?

– Принесу, сказал.

– Желтенького?..

– Желтенького…

– Ну, я буду тебя ждать… Смотри, не промахнись, когда стрелять будешь…

Емеля давно собирался за оленями, да все жалел бросить внучка одного, а теперь ему было как будто лучше, и старик решился попытать счастья. Да и старая Маланья поглядит за мальчонком, – все же лучше, чем лежать одному в избушке.

В лесу Емеля был как дома. Да и как ему не знать этого леса, когда он целую жизнь бродит по нему с ружьем да с собакой. Все тропы, все приметы – все знал старик на сто верст кругом. А теперь, в конце – июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшее ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далекие горы. Да, чу́дно, хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад. Тропинка, по которой он шел, змейкой взбиралась на гору, минуя большие камни и крутые уступы. Крупный лес был вырублен, а около дороги ютились молодые березки, кусты жимолости и зеленым шатром раскидывалась рябина. Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника, который зеленой щеткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми ветвями. В одном месте, с половины горы, открывался широкий вид на далекие горы и на Тычки. Деревушка совсем спряталась на дне глубокой горной котловины, и крестьянские избы казались отсюда черными точками. Емеля, заслонив глаза от солнца, долго глядел на свою избушку и думал о внучке.

– Ну, Лыско, ищи, – говорил Емеля, когда они спустились с горы и повернули с тропы в сплошной дремучий ельник.

Лыску не нужно было повторять приказание. Он отлично знал свое дело и, уткнув свою старую морду в землю, исчез в густой зеленой чаще. Только на время мелькнула его спина с желтыми пятнами.

Охота началась.

Громадные ели поднимались высоко к небу своими острыми вершинами. Мохнатые ветви переплетались между собой, образуя над головой охотника непроницаемый темный свод, сквозь который только кое-где весело глянет солнечный луч и золотым пятном обожжет желтоватый мох или широкий лист папоротника. Трава в таком лесу не растет, и Емеля шел по мягкому желтоватому мху, как по ковру.

Несколько часов брел охотник по этому лесу. Лыско точно в воду канул. Только изредка хрустнет ветка под ногой или пролетит пестрый дятел. Емеля внимательно осматривал все кругом: нет ли где какого-нибудь следа, не сломал ли олень рогами ветки, не отпечаталось ли на мху раздвоенное копыто, не объедена ли трава на кочках.

Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Нужно было подумать о ночлеге. «Вероятно, оленей распугали другие охотники», – думал Емеля. Но вот послышался слабый визг Лыска, и впереди затрещали ветви: Емеля прислонился к стволу ели и ждал…

Это был олень, настоящий, десятирогий красавец олень, самое благородное из лесных животных. Вон он приложил свои ветвистые рога к самой спине и внимательно слушает, обнюхивая воздух, чтобы в следующую минуту молнией пропасть в зеленой чаще. Старый Емеля завидел оленя, но он слишком далеко от него: не достать его пулей. Лыско лежит в чаще и не смеет дохнуть в ожидании выстрела, он слышит оленя, чувствует его запах… Вот грянул выстрел, и олень, как стрела, понесся вперед. Емеля промахнулся, а Лыско взвыл от забиравшего его голода. Бедная собака уже чувствовала запах жареной оленины, видела аппетитную кость, которую ей бросит хозяин, а вместо этого приходится ложиться спать с голодным брюхом. Очень скверная история…

– Ну, пусть его погуляет, – рассуждал вслух Емеля, когда вечером сидел у огонька под густой столетней елью. – Нам надо теленочка добывать, Лыско… Слышишь?

Собака только жалобно виляла хвостом, положив острую морду между передних лап. На ее долю сегодня едва выпала одна сухая корочка, которую бросил ей Емеля.

III

Три дня бродил Емеля по лесу с Лыском, и все напрасно: оленя с теленком не попадалось. Старик чувствовал, что выбивается из сил, но вернуться с пустыми руками не решался. Лыско тоже приуныл и совсем отощал, хотя и успел перехватить пару молодых зайчат.

Приходилось заночевать в лесу у огонька третью ночь. Но и во сне старый Емеля все видел желтенького теленочка, о котором его просил Гришук; старик долго выслеживал свою добычу, прицеливался, но олень каждый раз убегал от него из-под носа. Лыско тоже, вероятно, бредил оленями, потому что несколько раз взвизгивал и принимался глухо лаять.

Только на четвертый день, когда и охотник и собака совсем выбились из сил, они совершенно случайно напали на след оленя с теленком. Это было в густой еловой заросли на скате горы. Прежде всего Лыско отыскал место, где ночевал олень, а потом разнюхал и запутанный след в траве.

«Матка с теленком, – думал Емеля, разглядывая на траве следы больших и маленьких копыт. – Сегодня утром были здесь… Лыско, ищи, голубчик!»

День был знойный. Солнце палило нещадно. Собака обнюхивала кусты и траву с высунутым языком, Емеля едва таскал ноги. Но вот – знакомый треск и шорох… Лыско упал в траву и не шевелился. В ушах Емели стоят слова внучка: «Дедко, добудь теленка… и непременно, чтобы был желтенький…» Вон и матка…

Это был великолепный олень-самка. Он стоял на опушке леса и пугливо смотрел прямо на Емелю. Кучка жужжавших насекомых кружилась над оленем и заставляла вздрагивать.

«Нет, ты меня не обманешь», – думал Емеля, выползая из своей засады…

Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.

«Это матка меня от теленка отводит», – думал Емеля, подползая все ближе и ближе.

Когда старик хотел прицелиться в оленя, он осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился. Емеля снова пополз с своей винтовкой. Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.

– Не уйдешь от теленка, – шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя в течение нескольких часов.

Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка. Старый Емеля и сердился и удивлялся смелости своей жертвы. Ведь все равно она не уйдет от него… Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собою мать! Лыско, как тень, ползал за хозяином и, когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом.

Старик оглянулся и присел: в десяти саженях от него, под кустом жимолости, стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня. Это был прехорошенький олененок, всего нескольких недель, с желтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперед, когда старался захватить веточку повыше. Охотник с замиравшим сердцем взвел курок винтовки и прицелился в голову маленькому беззащитному животному…

Еще одно мгновенье – и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным, предсмертным криком, но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своим телом… Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружье. Олененок по-прежнему ходил около куста, ощипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. Емеля быстро поднялся и свистнул, – маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

– Ишь какой бегун… – говорил старик, задумчиво улыбаясь. – Только его и видел: как стрела… Ведь убежал, Лыско, наш олененок-то. Ну, ему, бегуну, еще надо подрасти… Ах ты, какой шустрый!

Старик долго стоял на одном месте и все улыбался, припоминая бегуна…

На другой день Емеля подходил к своей избушке.

– А… дедко, принес теленка? – встретил его ждавший все время старика с нетерпением.

– Нет, Гришук… видел его…

– Желтенький?

– Желтенький сам, а мордочка черная. Стоит под кустиком и листочки ощипывает… Я прицелился…

– И промахнулся?

– Нет, Гришук, пожалел малого зверя… матку пожалел. Как свистну, а он, теленок-то, как стреканет в чащу – только его и видел. Убежал, пострел – этакий!..

Старик долго рассказывал мальчику, как он искал теленка по лесу три дня и как тот убежал от него. Мальчик слушал и весело смеялся вместе со старым дедом.



– А я тебе старого глухаря принес, Гришук, – прибавил Емеля, кончив рассказ. – Этого все равно волки бы съели…

Глухарь был ощипан, а потом попал в горшок. Больной мальчик с удовольствием поел глухариной похлебки и, засыпая, несколько раз спрашивал старика:

– Так он убежал, олененок-то?

– Убежал, Гришук…

– Желтенький?

– Весь желтенький, только мордочка черная да копытца.

Мальчик так и уснул и всю ночь видел маленького желтого олененка, который весело гулял по лесу со своей матерью, а старик спал на печке и тоже улыбался во сне.