Смотреть что такое "Пролив Дрейка" в других словарях. Крупнейшие проливы земли Самый широкий пролив

Господин Френсис Дрейк, в честь которого назван самый широкий пролив в мире, был невероятным счастливчиком. Он был великим землепроходцем, настоящим пиратом и искателем приключений. Дрейку удалось заполучить полноценное право на каперство из рук самой Елизаветы - королевы Англии, а позже он удостоился почетного титула за свою службу во имя Британии и стал вице-адмиралом.

Как открыл самый широкий пролив на планете?

В 1578 году корабль Дрейка мчался по во время огромного шторма. Целью путешествия был однако у природы были другие планы. Штормовой ураган понес корабль пирата в открытое море, мимо того места, куда он направлялся, чтобы впоследствии совершить кругосветное мореплавание. Хотя на самом деле эта поездка представляла собой захватнический рейд по испанским колониям на берегах Тихого океана.

Великие часто совершаются поневоле, в основном в поисках несметных сокровищ, драгоценных металлов и камней, а также рабской силы и заморских деликатесов. Именно таким образом был открыт самый широкий межконтинентальный пролив, получивший название в честь титулованного пирата.

Лишь одному судну из шести удалось остаться на плаву, и уцелевший корабль с названием «Пеликан» отнесло течением в южном направлении прямиком в Тихий океан. По случаю спасения Дрейк изменил название судна на «Золотая лань», и оно благополучно добралось после учиненного разбоя и мародерства на тихоокеанском побережье, полное нагруженными сокровищами.

Пролив Дрейка: краткая характеристика

Пролив соединяет воды Атлантики и Тихого океана и на всех географических картах называется проливом Дрейка. В ширину он достигает 820 км (и это в самом узком месте), в некоторых местах отмечается расстояние 1120 км. По сравнению с шириной длина пролива выглядит немного скромнее и составляет 460 км. Глубина колеблется от 276 до 5250 метров.

Граница пролива условно проходит от мыса Горн, имеющего отношение к и до острова Снежный (Южные Шетландские острова), относящегося к Антарктиде. Близкое расположение к этому холодному материку сказывается на климатических особенностях. Даже летом температура воды не поднимается выше 6°С, хотя в зимнее время она составляет около 3°С. Это означает, что самый широкий пролив остается судоходным целый год, так как промерзает он не более, чем на 25%.

Пролив Дрейка: обычаи и традиции

С и островом Горн связаны некоторые традиции и обычаи среди мореплавателей. Наиболее популярным из них считается приказ английской королевы, согласно которому после первого удачного преодоления данного маршрута морякам полагалась серьга из меди, после второго - из серебра, и если пролив был покорен трижды, то в ухе мореплавателя уже красовалась золотая сережка. Наряду с многими привилегиями, которые давали им право на бесплатную выпивку, их еще стали называть «морскими волками», что считалось довольно престижным в то время.

С тех пор эта водная преграда была преодолена не один десяток раз. Например, знаменитый путешественник из России Федор Конюхов благополучно пересек этот опасный участок аж целых 6 раз, последний из которых он совершил в 2010 году. Следуя древним обычаям, ему бы за это полагалось 2 золотые серьги и почетное звание.

Коварная водная преграда

Во время Великих открытий кораблям, держащим свой путь из Тихого океана в Атлантику, приходилось неоднократно преодолевать самый широкий пролив в мире. При этом мореплаватели всегда шли на оправданный риск, так как эта коварная водная преграда не всем оказывалась по зубам. По сей день хождение под парусом по проливу оценивается как покорение горы Джомолунгмы.

Самый широкий пролив планеты считается очень опасным и труднопроходимым. На пути частенько встречаются громадные айсберги, водовороты, иногда случаются небывалые штормы с волнами до 15 метров, а налетающий ветер достигает местами 35 метров за секунду. Сложности в прохождении пролива обусловлены также мощным течением.

Хотя пролив Дрейка - это самый широкий пролив, он является самым узким местом Южного океана. С 1993 года ведутся регулярные исследования, и производятся замеры, поскольку эта граница между двумя огромными океанами является важнейшим местом гидрологических исследований циркумполярного течения Антарктики.

Любой человек, который интересуется морем и морской тематикой, наверняка слышал про Френсиса Дрейка, английского мореплавателя и пирата … Пролив названный в его честь и соединяет южные части Атлантического и Тихого океанов. На севере пролив ограничен архипелагом Огненная Земля, а с юга Южными Шетландскими островами (Антарктида). Является самым широким именованным проливом на Земле - около 820 километров в самой узкой части.

Через пролив проходит мощное «Течение Западных ветров» - Антарктическое циркумполярное течение. В проливе часты сильные шторма, причём шторма пролива Дрейка являются одними из самых сильных на планете - ветер более 35 м/с и волны выше 15 метров тут не редкость. В проливе Дрейка встречаются айсберги, преимущественно в его южной части.

В проливе расположена самая южная точка южноамериканского материка и американского континента - острова Диего-Рамирес, а также легендарный мыс Горн. Почему пролив назван в честь Фрэнсиса Дрейка? Так он открыл его и прошёл этим проливом в 1578 году на своём корабле «Золотая Лань».
И было это больше 400 лет назад.

Морская традиция, разрешающая носить золотую серьгу в ухе тем, кто прошел пролив Дрейка, берет начало в 17 веке. По приказу королевы Виктории, прослышавшей о суровых бурях в районе мыса Горн, часто возникающих при столкновении нескольких циклонов разом, английским морякам, прошедшим пролив, разрешалась выпить чарку виски в тавернах английских портов за счет Ее Величества. Золотая серьга становилась подтверждением этого права.

Всё начиналось как традиция в английском флоте. Но постепенно стало наградой. Говоря современным языком, серьга в ухе у моряков - это международная награда Адмиралтейства Великобритании за проход на парусном корабле через пролив Дрейка.

Существует много красивых легенд насчет золотой серьги в ухе. Право носить ее приписывают морякам, проходившим через пролив Дрейка, огибавшим Мыс Доброй Надежды, пересекавшим экватор, совершавшим кругосветное плавание и другим. Все это существует на уровне преданий, но мода такая среди моряков парусного флота действительно была, причем золотая серьга подчеркивала скорее удачливость и состоятельность моряка, и служила больше амулетом. Золотую серьгу мог себе позволить не каждый, матросы чаще носили серебряные или медные серьги.
Особенно почетным всегда считалось пересечение экватора в точке начала отсчета широты и долготы - в нулевом градусе, то есть в точке, которая у моряков называется "центром Земли" или "золотой точкой". В эпоху парусного флота моряки, пересекшие экватор в этом месте, получали право носить золотую серьгу в левом ухе и сидеть в портовых кабачках, положив ногу на стол. Если же моряку доводилось еще и неоднократно огибать мыс Горн, то "Совет старых морских волков" награждал его специальным дипломом и серьгой, на которой были изображены мыс Горн и созвездие Южного Креста. Такой моряк имел право… красить ноготь на мизинце левой руки, что вызывало зависть у моряков, не имевших этих "привилегий".
Профессия моряка была опасна, они часто погибали в океане, и их мертвые тела иногда прибивало к берегу. Тот, кто находил труп, закапывал его и забирал серьгу. Как плату за похороны.

Есть примета - если у мужчины серьга в ухе, то он не утонет. У пиратов же это означало захваченный корабль и служило своеобразным табелем о рангах, если ты участвовал в абордажной команде более десяти раз, то серьга была среднего размера, а если командовал - то самого крупного, само собой понятно, что носил её только капитан, второй после бога на паруснике!!!
Как говорили древние греки – есть люди живые, есть мёртвые, а есть те, кто ходит в море…

Проливом называется разделяющее два участка суши водное пространство, в свою очередь соединяющее смежные водоёмы. Как известно, самый широкий пролив на Земле - пролив Дрейка, соединяющий на юге Тихий и Атлантический океаны. Однако на каждом участке пролива может быть абсолютно разная ширина, поэтому данный рейтинг составлен с учетом самых узких частей проливов.

1. Пролив Дрейка (800 км)


Находящийся южнее оконечности Южной Америки пролив Дрейка ограничен с севера архипелагом Огненная Земля, насчитывающим около 40 тысяч больших и мелких островов, а с юга - Южными Шетландскими островами, относящимися к материку Антарктида. Этот пролив - единственная артерия (кроме Панамского канала), которая соединяет два самых больших океана Земли - Тихий и Атлантический.
Пролив Дрейка всегда был опасным для мореплавателей, которые убедились в этом, когда ещё впервые его проходили на парусных судах. Этому есть несколько причин. Первая - ужасная погода и неистовые штормы, нагоняющие волны высотой до 20 метров, при этом дует ураганный ветер со скоростью 40 м/с. Кроме того, в проливе Дрейка много айсбергов, отколовшихся от соседней Антарктиды. А ещё здесь действует очень сильно циркумполярное течение. Самая южная точка Южной Америки - острова Диего-Рамирес, находится здесь же. Однако редкие в этих местах туристы чаще посещают мыс Горн, до которого намного проще добраться. Назван пролив в честь англичанина Френсиса Дрейка, который первым из европейцев прошёл здесь в 1578 году.

2. Мозамбикский пролив (422 км)


Этот пролив, находящийся в западной части Индийского океана, отделяет остров Мадагаскар от Африки. Кстати, это самый длинный пролив на планете (1760 км). Наибольшую глубину он имеет на юге и на севере, но и в середине пролива немало - 2,4 км. Намного раньше европейцев проливом активно пользовались арабские купцы, которые вели торговлю с жителями Мадагаскара. Кто же первым проплыл здесь из европейцев - осталось неясным. Одним из кандидатов на эту роль считают Васко да Гаму, но другие историки склоняются в сторону Марко Поло, который мог проплыть здесь двумя веками раньше.

3. Пролив Дейвиса (338 км)

Пролив Дейвиса разделяет самый большой остров планеты - Гренландию от принадлежащего Канаде (провинция Нунавут) острова Баффинова Земля. Его ширина колеблется от 338 километров в самом узком месте до 950 в самом широком, а максимальная глубина равна 3660 м. Британцы назвали этот пролив в честь своего мореплавателя Джона Дейвиса, несколько раз плававшего в этих водах на протяжении 1580-х годов с целью исследования обоих островов, окаймляющих пролив. Он же и открыл этот пролив в 1583 году вместе с куском прилегающей к нему земли. Пролив Девиса соединяет относящееся к окраинным морям Северного Ледовитого океана море Баффина от Лабрадорского моря, являющегося частью акватории Атлантического океана. А Гудзонов пролив соединяет его с бассейном Фокса и заливом Гудзон.


Земная суша имеет самые разнообразные очертания берегов, в том числе и полуострова: среди них есть очень длинные, вытянутые узкой полосой, есть...

4. Датский пролив (290 км)


По-другому он называется Гренландским проливом, потому что разделяет остров Гренландию от острова Исландия. В то же время им атлантический океан соединяется с Гренландским морем. Гренландский пролив довольно мелок, даже на фарватере его наименьшая глубина составляет всего 227 метров. С юга на север ближе к берегам Исландии здесь проходит ответвление тёплого течения Ирмингера, а ближе к гренландским берегам в обратном направлении устремлено несущее круглый год льды Восточно-Гренландское течение. Датский пролив уникален самым крупным из известных науке подводных «водопадов» - вертикальным конвергентным течением, уходящим с 600-метровой глубины на 4-километровую.

5. Пролив Басса (240 км)


Пролив Басса отделяет остров Тасманию от Австралии и одновременно с этим соединяет Тихий и Индийский океаны. Пролив совсем неглубокий - средняя глубина находится на уровне 50 метров. Такая малая глубина говорит о «юном» возрасте пролива Басса, которому всего-то около 10 тысяч лет, а появился он только благодаря повышению уровня мирового океана. До этого Тасмания была просто куском Австралийского материка. Открыл этот пролив в 1798 году англичанин Мэтью Флиндерс и решил назвать его в честь своего судового врача Джорджа Басса. Открытие данного пролива было кстати для торговых судов, плывших из Индии или Европы в Сидней, поскольку, проходя по нему, они экономили 1300 км дистанции. Напоминанием о совсем ещё недавней по геологическим меркам эпохе сухопутной жизни пролива являются разбросанные по нему мелкие островки, которые когда-то были австралийскими холмами и пригорками.

6. Корейский пролив (180 км)


Корейский пролив разделяет полуостров Корея и японские острова Кюсю, Ики и юго-западную часть острова Хонсю. Им соединяются Японское и Восточно-Китайское моря, относящиеся к бассейну Тихого океана. В прежние времена стратегическое значение этого пролива существовало только для этих двух стран. Но когда в середине XIX столетия в Японии закончилась эпоха изоляционизма, то Корейский пролив стал интересовать и США, Россию и прочие страны. Теперь по этому проливу постоянно ходят паромы между корейским портом Пусан и островом Чеджу и японскими Цусимой, Фукуокой и прочими. Также по проливу осуществляется сообщение между Пусаном и Китаем. В последнее время строятся планы прокладки подводного тоннеля или моста, соединяющего Корею с Японией.


Пляжный отдых в роскошном месте, где бьются лазурные волны о мягкий шелковый песок, вода кристально чистая, а от окружающего пейзажа захватывает дух -...

7. Пролив Лонга (146 км)


Между островом Врангеля и Евразией находится пролив Лонга, который одновременно соединяет Чукотское и Восточно-Сибирское моря. По его акватории проходит условная линия перемены дат. Назван пролив в честь Томаса Лонга - американского китобоя, который стал первооткрывателем острова Врангеля. Находящийся в Заполярье пролив почти всегда покрыт льдами, но тем не менее, через него проходит северный морской путь. Но навигация здесь крайне тяжёлая из-за мощных торосов, поэтому она осуществляется только в короткие летние месяцы. Чтобы обеспечить круглогодичное судоходство, потребовалось бы много ледоколов, что оказалось нерентабельно. В основном по проливу Лонга ходят суда, которые обеспечивают районы крайнего Севера товарами первой необходимости.

8. Тайваньский пролив (130 км)


В прошлом этот пролив, отделяющий остров Тайвань от Азиатского континента, назывался Формозским. Он начинается у Южно-Китайского моря, а заканчивается в Восточно-Китайском море. Пролив имеет большой перепад глубин на фарватере - от 60 м до 1773 м. Материковая береговая линия пролива изрезана заливами, а возле неё есть множество островов, зато берег острова Тайвань имеет ровную береговую линию. На юге пролива находится архипелаг Пэнху. Правительство континентального Китая предложило строительство под проливом транспортного тоннеля длиной в пределах 127-207 километров - в любом случае, если планы будут реализованы, то это получится длиннейший подводный железнодорожный тоннель на планете.

9. Макасарский пролив (120 км)


Этот достаточно широкий пролив разделяет индонезийские острова Сулавеси и Калимантан, и одновременно соединяет Яванское море и море Сулавеси. Здесь действует направленное на юг течение, которое в зимнее время усиливается муссоном. На Калимантане действует порт Баликпапан, а на Сулавеси - Уджунгпанданг. По этому проливу проходит условная линия Уоллеса, разделяющая фауну Азии от австралийской.


Одним из наиболее популярных объектов для отдыха давно уже стали океанские и морские пляжи. Сюда тянутся все: и стар и млад, одинокие и семейные. По в...

10. Гудзонов пролив (115 км)


Этот пролив, названный в честь проплывшего по нему первым в 1610 году Генри Гудзона, находится в акватории Северного Ледовитого океана в пределах канадской территории. На севере его ограничивает Баффинова Земля, а на юге полуостров Лабрадор. Соединяет Гудзонов пролив Лабрадорское море с внутренними заливами Фокс и Гудзон. На юго-востоке он соединяется с заливом Унгава, славящимся своими мощными приливами. Здесь часто случаются штормы, а судоходство осуществляется лишь на протяжении 4 месяцев.

Пролив Босфор

«Никогда я не был на Босфоре...». Многие наверно помнят эти строчки из стихотворения С. Есенина. Если Вы тоже не были - постараемся кратко рассказать о самом узком проливе между континентами. Этот пролив соединяет Черное и Мраморное моря и является частью границы между Европой и Азией. Свое название он получил от древних греков, которые называли его «Коровий брод».

Несмотря на свою незначительную длину, пролив очень неудобен для судоходства. На всей своей 30 километровой протяженности, он имеет порядка двенадцати резких поворотов, что заставляет суда менять свой курс. А поворот Канлика расположен так, что встречные суда не видят друг друга.

Ширина пролива

Вдобавок, в проливе присутствуют мощные и быстрые течения, водовороты. Минимальная ширина пролива составляет 700 м, максимальная – 3700 м, глубина судоходной части от 33 до 80 м. Учитывая, что пролив - единственная водная артерия, связывающая страны Черноморского бассейна со странами Средиземноморья, интенсивность судоходства очень велика. В год Босфором проходит до 45 тысяч судов.

По обоим берегам Босфора расположен город Стамбул, ранее именуемый Константинополем. Это, наверное, единственный город в мире, который расположен на двух континентах. Поэтому для транспортного соединения азиатской и европейской частей города, издавна использовались паромы. И сейчас ежедневно курсируют около 1500 паромов, перевозящих в среднем до 1,5 миллиона человек.

Мосты над Босфором

Для обеспечения возрастающих потребностей по соединению обеих частей города, и для разгрузки пролива от паромов – построены два моста. Первый введен в эксплуатацию в 1973 году и называется «Босфорский мост» протяженностью 1074 метра. Второй, построен в 1988 году и называется «Мост султана Мехмеда Фатиха», его длина 1090 метров. В планах правительства Турции строительство еще одного автомобильного моста со стороны Черного моря, протяженность которого будет 1275 метров.

Однако, стоит отметить, что пролив Босфор - самый узкий между континентами, а также - самый короткий пролив на Земле .

Пролив Малый Бельт

Самым же узким проливом на Земле признан Малый Бельт . Этот пролив располагается между островами Фюн и Эрё на востоке и островом Альс и полуостровом Ютландия на западе. Соединяет Балтийское море и пролив Каттегат.

Длина Малого Бельта составляет 50 километров, ширина изменяется от 500 метров до 28 километров, а наименьшая глубина на фарватере - 12 метров и максимальная - 75 метров.

Пролив Дофути

Кроме Малого Бельта, за право называться самым узким проливом на Земле, соревнуется пролив Дофути , разделяющий японские о-ва Содо и Мае. Этот пролив считается самым узким из всех судоходных проливов Земли. Ведь в месте, где два острова соединены мостом, ширина пролива составляет всего 9,93 м.

Самым широким проливом в мире является пролив Дрейка. Он соединяет Тихий и Атлантический океаны.
Общая информация. Пролив Дрейка располагается между архипелагом Огненная Земля на севере и Южными Шетландскими островами на юге. Ширина пролива в самой узком месте составляет около 820 километров, в самой же широкой своей части - до 950 километров. Глубина пролива доходит до отметки 5249 метров. Самая южная точка континента Южная Америка, а именно знаменитый мыс Горн находится в проливе. Скорость течения на северном участке пролива доходит до 4 метров в секунду.
Погодные условия. Пролив Дрейка издревле славиться тяжелыми, неблагоприятными погодными условиями. Здесь часты сильные штормы, причем с очень высокой скоростью ветра (до 35 метров в секунду) и высокой волной. Температура воды, даже в летнее время практически не поднимается выше 6°С. В зимнее время значительная часть пролива покрыта плавучими льдами, лето же в проливе часто встречаются айсберги. В связи с крайне тяжелыми погодными условиями, королева Англии Елизавета I приказала награждать всех моряков, прошедших пролив Дрейка, медной серьгой и предоставила право бесплатно посещать все пивные и рестораны в мире.
История открытия. Пролив носит свое название в честь известного мореплавателя и пирата Френсиса Дрейка. Любопытно, что Дрейк не является первооткрывателем пролива. Еще в 1526 году пролив был открыт испанским капитаном Франсиско Осесом. Однако, тогда это открытие осталось не замеченным. Только спустя 52 года, в 1578 году через пролив прошел Френсис Дрейк во время своего кругосветного плавания 1577 - 1580 годов. Известно, что в планы Дрейка входило пройти в Тихий океан из Атлантического через Магелланов пролив. Осуществлению планов известного пирата помешал разыгравшийся мощный шторм. Корабль Дрейка «Золотая Лань» был вынесен к югу и попал в пролив, получивший впоследствии имя капитана. Таким образом, благодаря случайному стечению обстоятельств, было совершено важнейшее географическое открытие, а также проложен путь для новых путешествий.

Фото самого широкого пролива в мире