Какие качества помогли старцу спасти город. Древнерусская литература. Русская летопись. Отражение исторических событий в "Повести временных лет". "Сказание о белгородском киселе". учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему. Вопросы и зад

«Сказание о Белгородском киселе»

Задачи деятельности учителя: создать условия для организации и проведения повторения известных из истории, из жизни фактов, связанных с памятниками древней Руси; показать, как отражены в летописи народные идеалы; способствовать формированию представлений о древнерусской литературе, о человеке в произведении древнерусской литературы, развитию интереса к предмету «Литература».

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: иметь представление о произведении древнерусской литературы и его особенностях; определять жанры литературы и известные средства художественной выразительности; самостоятельно выбирать материал по интересующему вопросу; пользоваться различными справочными источниками, ресурсами Интернета;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям древнерусской литературы, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть навыками пересказа текста, употребляя лексику древнерусской литературы; понимать способы выражения авторской позиции.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (чтение, пересказ).

Оборудование: выставка рисунков «Иллюстрируем “Повесть временных лет”».

Основные понятия и термины: летопись, патриотизм.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Выразительное чтение «Сказания о белгородском киселе».

2. Устное рецензирование выразительного чтения учащегося.

3. Беседа о прочитанном.

Вопросы :

Как удалось спасти город и его жителей?

Какие качества характера помогли старцу спасти город?

Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой?

Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

4. Работа со словарем: выполнение задания 1, с. 25.

5. Пересказ текста с использованием слов, которые были объяснены.

Вопросы :

Верную ли интонацию выбрал ученик?

Какую интонацию вы считаете верной?

В чем вы видите достоинства данного пересказа?

На какие недостатки пересказа хотели бы указать?

Считаете ли вы важным употребление при пересказе начальных слов «В лето 997»? Почему?

Какие особенности древнерусской литературы, на ваш взгляд, проявились в «Сказании»?

6. Презентация и защита собственных иллюстраций.

Вопросы (примерные):

Как вы назвали свою работу, почему?

Играют ли значение выбранные вами краски для передачи основной мысли, заложенной в иллюстрации?

Каких умений и навыков не хватило, чтобы достичь желаемого?

Какие слова и выражения из текста созвучны вашей работе?

Кого из художников-иллюстраторов можете назвать, чей почерк вам близок и понятен?

II. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Домашнее задание.

1. Прослушать текст «Сказания...» в актерском исполнении и ответить на вопросы 1–4, с. 25.

2. Подготовить выразительное чтение «Сказания...».

Сказание о белгородском киселе

В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече 1 и сказали:

Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам - может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

Один старец, который не был на вече, спросил: «Зачем было вече?» И поведали ему люди, что утром хотят они сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им:

Послушайте меня, не сдавайтесь ещё три дня и сделайте то, что я вам велю.

Они же с радостью обещали послушаться.

И сказал им:

Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить её в колодец. И велел выкопать другой колодец, и вставить в него кадку, и поискать мёду. Нашли лукошко мёду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мёд и влить в кадку во втором колодце.

Наутро повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам:

Возьмите от нас заложников, а сами пошлите десять мужей, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем.

Печенеги обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, выбрали лучших мужей и послали в город.

И пришли они в город, и сказали им люди:

Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Даже если будете стоять десять лет, что вы сделаете нам? Ибо мы имеем пищу от земли. Если не верите, посмотрите своими глазами.

И привели их к колодцу, где была болтушка кисельная, и почерпнули ведром, и вылили в горшки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли к другому колодцу, и почерпнули мёду, и стали есть сами и дали печенегам. И удивились печенеги и сказали: «Не поверят нам князья наши, если не отведают сами».

Люди же налили корчагу кисельной болтушки и мёду из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали всё, что было. И, сварив, ели князья печенежские и дивились. И, отпустив заложников, поднялись и пошли от города восвояси.

Вопросы и задания

  1. Как удалось спасти город и его жителей? Какие качества характера помогли старцу спасти город?
  2. Как начинается и чем завершается сказание? Можно ли сказать, что трагическая ситуация завершается жизнеутверждающей концовкой?

    Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.

  3. Какие особенности древнерусской литературы проявились в «Сказании о белгородском киселе»?
  4. Как вы понимаете слова: «печенеги», «вече», «поведали», «повелели», «корчага», «восвояси»?

    Можно ли их заменить словами, употребляемыми сегодня? Какими?

  5. Подготовьте пересказ текста, используя слова, которые вы объяснили.

    Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.

  6. О чём говорят начальные слова сказания «В лето 997»?
  7. Какой союз повторяется в сказании и сколько раз? Как вы думаете, почему это делается?

1 Вече - собрание горожан для решения общественных дел.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская летопись. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе ». К урокам литературы. Колотухина Е.В.

Какое произведение древнерусской литературы мы изучали? В чём заключался подвиг отрока- киевлянина?

Древнерусская литература. Что включает в себя понятие древнерусская литература? Какие жанры характерны для древнерусской литературы?

Летопись Что такое летопись? Почему она так названа? Кто наиболее известный автор русских летописей? С каким летописным сводом вы знакомы? О чём он повествует?

Эпиграф к уроку Всякий народ не без племени-роду, и свитки летописаний деянья его сохраняют. Н. Гусовский

В. Васнецов «Нестор - летописец» Детали портрета летописца. Детали интерьера. Первые строки его писания: «Се повесть временных лет…»

«Повесть временных лет» «Повесть временных лет» составлена около 1113 г. Составил её монах Киево - Печерского монастыря Нестор. «Повесть…» - плод творчества нескольких поколений летописцев (переписал и отчасти переработал «Повесть…» монах Сильвестр).

Проверка д/з План статьи «Древнерусская литература» Особенности древнерусской литературы». Образ автора древнерусской литературы. Известные имена писателей древнерусской литературы. Появление новых редакций древнерусских книг. Тест по изученному материалу.

«Сказание о белгородском киселе» 997 год. Смекалка и хитрость русичей спасают их от гибели от рук самонадеянных и упорных печенегов.

Словарная работа Вече - собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел. Сыта - разбавленный водой мёд. Кадь – кадушка. Латки - посуда типа горшка. Корчага - большой глиняный горшок или чугун.

Анализ «Сказания…» О каком историческом событии идёт речь? Как начинается и чем завершается сказание? Как удалось спасти город и его жителей? Какие наставления содержит «Сказание о белгородском киселе»?

Пересказ близко к тексту

Итоги урока Вставьте пропущенные слова: «Повесть … лет» составлена около … года монахом Киево - Печерского монастыря … . Жанр произведения- … . В основу её вошли … о земле русской. «Сказание о … киселе» повествует о том, как … осадили город … . Только … и … русских людей спасли их от неминуемой смерти.

Домашнее задание Выразительное чтение «Сказания о белгородском киселе» или найти и выписать рецепт киселя. Прочитать статью «Русская басня», ответить на вопросы и выполнить задания рубрики «Проверьте себя»

Использованные материалы: А.Н. Замышляева. Литература. 6 кл. - Волгоград, 2014. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014. И.Л. Челышева. Литература. 6 кл. – Р.-на-Дону: Феникс, 2015.

Предварительный просмотр:

6 кл.

Тест по теме: «Древнерусская литература».

  1. К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

а) житие; б) повесть; в) летопись.

  1. Когда началось летописание на Руси?

а) в 9 веке; б) в 18 веке; в) в 11 веке.

  1. Кто автор «Повести временных лет»?

а) Нестор; б) Мефодий; в) Кирилл.

  1. Почему летописец начинал летопись «от сотворения мира»?

б) чтобы рассказать интересную историю, похожую на сказку;

в) чтобы передать опыт прошлого.

  1. Что такое летопись?

а) редкая старинная книга;

б) один из основных жанров древнерусской литературы;

в) лиро- эпический жанр народной поэзии.

  1. С какого времени начинается рассказ в летописи?

а) с библейских времён;

б) с описания ныне живущего князя;

в) с описываемого исторического события.

  1. Почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы?

а) она написана в давние времена;

б) это очень редкая книга;

в) это книга, в которой отражено мировоззрение древнерусского человека.

Ответы:

1-в, 2-в, 3-а, 4-а, 5-б, 6-а, 7-в.

Предварительный просмотр:

Карточка 1.

Вставьте пропущенные слова:

Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе.

Карточка 2.

Вставьте пропущенные слова:

«Повесть ______________ лет» составлена около _____ года монахом Киево - Печерского монастыря ____________ . Жанр произведения- ____________ . В основу её вошли ______________ о земле русской. «Сказание о ________________________ киселе» повествует о том, как _______________ осадили город ________________ . Только _________ и _______________ русских людей спасли их от неминуемой смерти.

Повесть временных лет. Сказание о белгородском киселе.

Карточка 3.

Вставьте пропущенные слова:

«Повесть ______________ лет» составлена около _____ года монахом Киево - Печерского монастыря ____________ . Жанр произведения- ____________ . В основу её вошли ______________ о земле русской. «Сказание о ________________________ киселе» повествует о том, как _______________ осадили город ________________ . Только _________ и _______________ русских людей спасли их от неминуемой смерти.